Сегодня к объектам недостроенной Трансполярной магистрали возят туристов. А когда-то это был грандиозный проект, который появился в начале XX века, а обрёл реальные очертания — при Сталине.
Грандиозный замысел
Первые инициаторы предлагали проложить дорогу от Мурманска до Татарского пролива. В 1947 году размах сократили: решено было строить магистраль от Чума близ Салехарда до Игарки на Енисее, пройдя через Надым и Новый Уренгой. Всего — более 700 километров.
С помощью дороги предполагалось развить порт Салехарда и обеспечить дополнительный выход к Арктике.
Труд в нечеловеческих условиях
Сразу после подписания постановления началась стройка, причём без проведения на всём маршруте полноценных изысканий. Прокладывать рельсы в малоизученных местах, помимо специалистов, отправили заключенных ГУЛАГа.
Условия были сложные: не хватало ни спецтехники, ни инженеров, работать зимой приходилось в жестокие морозы до –50 градусов, летом же строителей ждала иная напасть — таёжная мошка. Трудились на износ, за время строительства, которое продолжалось с 1947 по 1953 год, погибли от 100 до 150 тысяч человек.
Конец проекта
Современники прозвали Трансполярную магистраль "Мёртвой дорогой", а в документах она значилась как объекты № 501 и № 503, прокладывали путь сразу с двух сторон, навстречу друг другу. Но всё резко завершилось весной 1953-го: после смерти Сталина дорогу законсервировали.
Постепенно большая часть магистрали оказалась заброшенной, а её объекты стали больше напоминать музейные экспонаты: это и целая коллекция рельсов производства разных стран, и несколько мостов, и развалины депо, и остатки административных помещений…
Сейчас в Заполярье строят Северный широтный ход — новую магистраль, маршрут которой во многом совпадает с маршрутом "Мёртвой дороги". Энтузиасты планируют сохранять исторические объекты и добиваются для них музейного статуса, чтобы память о подвиге тысяч строителей Трансполярной магистрали была жива.
Другой грандиозный проект — Байкало-Амурская магистраль — в итоге осуществился. Но эта дорога могла быть совсем другой.