Понятие «забота о себе» охватывает широкий спектр поведения и отношения к самому себе. «Забота о себе» это сумма действий по уходу, направленные для поддержания элементарной гигиены, питания, режима отдыха и нагрузки, приема необходимых лекарств и пр. «Забота о себе» также может включать более сложные стратегии поддержания эмоционального и психического благополучия, включая ответственность за собственное здоровье.
Научиться адекватно помогать самому себе, особенно в случае возникновения болезни или расстройства – критически важный навык, ибо согласно статистике из 525 600 минут в год, пациенты проводят в среднем только 66 минут или 0,01% своего времени обращаясь за помощью непосредственно к медицинскими работниками (Racine, 2017).
Все остальное время человек предоставлен сам себе и усилия по поддержанию здоровья, профилактике заболеваний, мониторингу состояния (например, измерение артериального давления, сахара в крови), приему фармпрепаратов и пр. [в идеале] осуществляется самим человеком (и/или контролируется его опекунами).
Нарушение способности «заботиться о себе» рассматривается как один из неспецифических факторов формирования и поддержания расстройства употребления алкоголя или наркотиков (ПАВ).
Причины, по которым людям трудно ухаживать за собой включают в себя:
1. Привязанность к нездоровому поведению.
2. Отсутствие мотивации к изменениям.
3. Трудность принятия решения о том, на каком этапе жизни следует начать вести здоровый образ жизни.
4. Сложности в поддержании здорового поведения с течением времени.
Эдвард Дж. Ханзян (Edward Khantzian, 2000) полагал, что у многих пациентов еще до того, как они стали «зависимыми», имелось это нарушение способности адекватно «заботиться о [самих] себе», что и мотивировало их искать «решение» или «облегчение» в наркотиках и алкоголе.
Часто люди с зависимостью действуют в логике: «Да, ладно прокатит» и продолжают в ней упорствовать, даже когда становится очевидно, что уже «не прокатывает».
Почему они так поступают?
Почему, вопреки логике биологического (и психологического) выживания, они упорно продолжают вредить себе, отказываются от помощи, даже когда она доступна или ее им предлагают?
Простой пример из клинической практики.
У человека болит голова, просто без особой причины, он проснулся уже с головной болью. Так бывает.
Голова болит. Он сообщает об этом окружающим.
Ему говорят:
– «Болит голова? – Выпей таблетку от головной боли».
Он не пьет таблетку.
Голова продолжает болеть.
Он сначала раздражен, а затем уже злится и постепенно через 3-4 часа непрерывной головной боли – впадает в ярость и напивается.
Голова проходит.
Занавес.
Что тут не так? – спросите Вы.
Анализ этого кейса с точки зрения когнитивной модели (cognitive model).
Когнитивная модель – рассматривает процесс и содержание мышления как причины психологических проблем индивида.
В 1962 году Альбертом Эллисом была представлена модель «ABC», которая впоследствии многократно уточнялась как им самим, так и другими когнитивистами в частности Ароном Беком.
В модели «А → В → С», первое звено цепочки «A» – это Активатор (триггер) то, что инициирует, запускает процесс, «В» – это Убеждения (beliefs), представления о ситуации и интерпретации, которые люди делают относительно активатора [триггера] «А».
И наконец «C» – это Следствия, телесные (физиологические) реакции, эмоции и действия (поведение).
Внимание, важный момент, который многие специалисты упускают – эмоциональное следствие «С» на новом этапе цикла становится активизирующим событием (то есть «A2» («змея кусает себя за хвост»)).
А. Эллис постулировал, что эмоциональные и поведенческие последствия возникают из-за «В» – убеждений об активирующих переживаниях (триггерах, ситуациях).
Головная боль – симптом абсолютно неспецифический, это простое, «чистое» страдание, которые человек переживает (и его можно рассматривать как триггер, как «А» в рамках рационально-эмоциональной поведенческой терапии Альберта Элиса (REBT, РЭПТ) или когнитивно-поведенческой терапии Арона Бека (КПТ).
Первая мысль, которая возникла у этого человека – «У меня этого не должно быть!» (головная боль от этой мысли только усиливается (это уже «В» – убеждение, долженствование).
Вторая мысль – «Что мне делать?» (сообщает об этом окружающим (это уже «С») и получает разумный совет – «прими таблетку»).
Однако этот очевидный совет (похоже на «А2») порождает в нем следующую мысль – «Почему, я сам об этом не подумал!?» (это уже «В2»).
Возникает интенсивный аффект злобы на себя («я плохой» [глупый, не мог сам догадаться]), злобы на других («они плохие» [они считают меня за дурака или за младенца]) и желание самонаказания (это уже похоже «С2»).
Внутри как бы мысль-решение: «Раз этот ответ ему самому не пришел в голову, то принимать лекарства он не будет!» [«Назло бабушке отморожу себе уши»].
Теперь он будет пассивно ждать, пока головная боль не пройдет самостоятельно (и да, это не мазохизм, хотя выглядит именно так). Это скорее действие в логике: «Да, ладно прокатит» (о котором говорилось выше).
Голова не проходит, а аффект злости переходящей в ярость нарастает.
Тут возникает спасительная идея – нужно выпить (это как минимум «В3») – он собирается, идёт, покупает спиртное и пьёт («С3»). Голова проходит.
На следующей день голова опять снова болит и вообще все просто отвратительно, но уже по причине похмелья.
Благо, тут уже причина понятна, равно как и то, что нужно с этой головной болью делать (опохмелиться) и об этом не нужно спрашивать у окружающих, так так рецепт совершенно очевидный.
Так раскручивается маховик аддикции.
© Автономов Денис, 2024
Написано по мотивам следующих научных публикаций:
Автономов, Д.А. Динамика взглядов на проблему аддикции с психоаналитической точки зрения //Журнал Практической психологии и Психоанализа. - 2015. - № 1.
Автономов Д. А. Когнитивная модель аддикции. Роль убеждений и ментальных образов //VIII Международный Форум Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии CBTFORUM. – 2022. – С. 53-61.
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0020748919302093
#рэпт
#кпт
#психология
#зависимость
#кейс
#забота_о_себе