О фильме «Звонят, откройте дверь» я уже как-то писал, приурочив рецензию к юбилею Александра Митты, но мне всегда хотелось сравнить свои впечатления с тем, как отзывались об этом шедевре детского кинематографа такие же непрофессиональные критики, но непосредственно в год его премьеры, по горячим следам. И вот наконец-то попалась довольно-таки объёмистая публикация из областной газеты аж от апреля 1966 года - подписанная неким А. Герасимовым. С трудом конечно верится, что это был простой кинозритель "с улицы" - скорее всего какой-то местный журналист стилизовался; хотя не исключён и театральный деятель - но не суть: главное, не москвич, не ленинградец, и уж точно не наш современник. В этом можно быть уверенным на все сто!..
КОГДА РЕБЯТА ВЗРОСЛЕЮТ
Это очень трудный возраст. В этом возрасте мальчишки и девчонки обычно удивляют взрослых своим непонятным поведением. Именно в этом возрасте появляется потребность что-то по-серьёзному осмыслить, понять, а не принять на веру, делаются первые серьёзные открытия. Этот возраст необыкновенно раним появляются первые разочарования, первые протесты против фальши.
Именно эти первые симптомы развития н становления характера будущего человека заинтересовали режиссёра А. Митту в сценарии А. Володина. И вот на экраны вышел новый фильм «Звонят, откройте дверь».
В фильме развиваются в основном две темы: одна, более локальная. — история влюблённости пятиклассницы в своего пионервожатого. муки маленького человечка, горечь разочарования; вторая — широкая, философская тема человечности, доброты, самоотверженности, верности.
Чёткая драматургия сценария, лиричность темы, отлично выписанные образы требовали не менее талантливого воплощения на экране. И режиссёр отлично справился с этой задачей.
Талант его проявился уже в подборе актёров. Сколько нужно было сделать проб, чтобы выбрать исполнительницу главной роли — непосредственную, иногда очень сдержанную, иногда необыкновенно темпераментную Лену Проклову. Таня в её исполнении сразу же приковывает внимание зрителя. Очень обычное, курносое лицо девочки своим пытливым, не по-детски серьёзным взглядом заставляет поверить в искренность чувств её героини. Совершенно лишены фальши трудные сцены, раскрывающие всю сложность отношений Тани к предмету её обожания — пионервожатому Пете.
Ну что же, это всё мило — девочки всегда бывают влюблены в киноартистов, в лётчиков, даже плачут по ночам, Что же тут за проблема, даже если всё это сделано в фильме талантливо?
Нo не будем спешить. Именно эта влюбленность заставляет девочку больше думать, более пытливо всматриваться я жизнь. И мы уже не можем со снисходительной улыбкой относиться к разговору Тани с матерью: «Я всё понимаю... Понимаю, что тебе без папы трудно. Что без меня ты тоже не можешь. В общем, я тебя за это уважаю». Невозможно не поверить, что она действительно понимает — это один из первых признаков повзросления, первых признаков формирования человека.
Таня тоже не может не действовать: начинаются поиски первых пионеров — один из видов пионерской работы. Смысл этого не совсем понятен и не очень близок девочке, но зато успехи могут обратить на неё внимание вожатого, а может быть, она будет удостоена его похвалы. Неумелые и отчаянные поиски первых московских пионеров сталкивают девочку с новыми людьми, поток жизни. захвативший её, позволяет авторам найти точку касания личной, очень важной, но узкой темы с главной темой фильма. И здесь авторы идут не примитивным «лобовым» путем, а раскрывают эту тему очень осторожно, бережно.
Казалось бы, ну каким носителем главной, философской темы — темы верности огненным, романтическим годам, когда создавались первые пионерские отряды, — может быть Павел Васильевич, трубач из оркестра театра оперетты? Он человек не в меру стеснительный, до ужаса боящийся причинить кому-нибудь неприятность, вечно улыбающийся, человек. необыкновенно бережно относящийся как к близким ему людям, так и к почти не знакомым. Блестяще сыграл эту роль Роллан Быков. В некоторых сценах внешне повторяющий рисунок своих предыдущих ролей, он поднимается в раскрытии главной идеи фильма до таких актёрских высот, что представить другого исполнителя в этой роли просто немыслимо.
Но какие же высокие идеи может нести этот образ. К тому же выясняется, что трубач из оркестра театра оперетты никогда не был пионером. Что может сказать ребятам этот человек?
Наверное, другой персонаж фильма — знаменитый скрипач, один из первых пионеров, сможет увлечь московских мальчишек и девчонок в романтические времена своего пионерского детства? Но начнем с того, что ему, прежде всего, некогда. Некогда разговаривать с любопытствующей пионерией, бывать на сборах, некогда вспоминать о тех временах, когда он ходил под звуки горна в пионерском строю и пел со сверстниками «Взвейтесь кострами, синие ночи!». Сейчас он солист-скрипач. Неподдельный страх мелькает в глазах у знаменитости (артист В. Белокуров) при виде ещё одного пионерского отряда: а вдруг ещё раз придётся рассказывать про то, как он был юнкором?
Талант авторов не позволяет им оставить в покое и другие подобные явления. С доброй улыбкой введена в фильм старушка-пенсионерка с её потребительским отношением к тимуровскому движению. Всё приготовлено заранее: список поручений и обещание, в случае хорошего исполнения, сообщить в школу, а в случае неисполнения бабушка, конечно, напишет туда же жалобу.
Но, пожалуй, самая одиозная фигура из этой шеренги — предмет обожания Тани, пионервожатый Петя. Он добросовестно исполняет свою общественную нагрузку. В конце концов, все довольны: пионеры его «все что-то ищут», в отчётах ставятся «галочки», и кому какое дело, что «ищут» пионеры тоже для «галочки», для «галочки» же дети скандируют какие-то фразы, хотя им это всё безразлично. Безразлично и Пете.
Откуда же у этого юноши столько безразличия? Все от той же «шеренги». Пете никогда не понять, какую страшную травму, какое оскорбление нанес он человеку: узнав, что трубач никогда не был пионером, он спокойно снимает с его шеи только что надетый пионерский галстук. А ведь для Павла Васильевича — это всё равно, что исключение из пионеров одного из его юных друзей. Естественно полное разочарование в Пете маленькой героини. Но Пете всё равно не понять.
А что может сказать трубач Павел Васильевич? Он может запрыгнуть на сцену до официального открытия пионерского сбора, упав при этом и вызнав бурю хохота среди детей, и рискуя быть не понятым, он может сказать несколько слов. Вернее, не может не сказать в эту минуту ребятам о том, что жил когда-то в московском дворе его сосед, замечательный парень — пионерский горнист, что погиб он на войне, что «прошло много лет, может быть, больше прошло, чем осталось».
И сказав это, он берёт у мальчишки горн и начинает трубить пионерские сигналы, мелодия которых переходит в какую-то замечательную импровизацию.
Чистый голос трубы, гораздо более умелый, чем сбивчивая речь доброго, умного человека, заканчивает это выступление и сам фильм.
Что же ещё делает этот фильм таким чистым, как звук трубы и очень правдивым?
Лирическое изобразительное решение (оператор Паносюк), отличное использование оптики — многие кадры сняты скрытой камерой, решение всего фильма в очень мягких и светлых топах — всё это оставляет у зрителя ощущение искренности. достоверности и большой душевной теплоты.
Эта же цель преследуется режиссёром в построении большинства мизансцен. Все сделано просто, ненавязчиво и очень понятно. Ничто не отвлекает от главной мысли фильма.
Кроме основных исполнителей, в фильме снялись такие актеры, как И. Саввина, О. Ефремова, Л. Овчинникова. исполняющие эпизодические роли. Не менее удачна работа с юными актёрами. Особенно хорош Гена. Этот, я бы сказал, трагический образ мальчика, измученного и подавленного семейной трагедией, так тянущегося ко всему человеческому, дружескому, создал на экране школьник В. Косых.
Фильм невозможно смотреть, не сравнивая его с предыдущими работами А. Митты, особенно с фильмом «Друг мой, Колька», в котором отчётливо проявилось необыкновенное дарование режиссёра. И новая кинокартина как бы продолжает начатый ранее разговор — тему тяги ко всему живому, доброму, и непримиримости к показухе и лицемерию. Даже музыкальная тема здесь продолжается: если «Друг мой, Колька» начинался и шёл как бы под девизом песни «Весёлый барабанщик», то «Звонят, откройте дверь» заканчивается звуком пионерского горна.
И вот этим серебряным, каким-то очень понятным, фанфарным звуком заканчивается замечательный фильм, полтора часа, ставшие для зрителя частицей тех часов в жизни, о которых говорил в фильме трубач.
(с) OCR оригинального текста и пролог - Albert Magnus специально для kin0guru