Найти тему
kin0guru

К юбилею А. Митты: "Звонят, откройте дверь" (1965)

В честь 90-летия режиссёра Александра Наумовича Митты (поздравляю!) некоторые телеканалы предприняли ретроспективу его фильмов и я тоже решил кое-что освежить в памяти, в частности переглядел "Звонят, откройте дверь" (1965), который видел уже давненько. С того раза он запечатлелся больше как милая школьная картина про то, как "тимуровка" в исполнении 12-летней Лены Прокловой искала пионеров 1920-х годов, а Ролан Быков (гениальный актер!) ей помогал. На самом-то деле всё гораздо сложней: сценарист Александр Володин поднял очень деликатную тему тайной влюблённости пятиклассницы в вожатого-десятиклассника (только ради которого она и занялась общественной работой). Режиссёр же этот весьма смелый - даже по современным меркам - замысел воплотил филигранно и без всякого намёка на пошлость.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Совсем не случайным, как мне теперь видится, оказался и выбор той итальянской песни, которую на виниловой пластиночке в самом начале слушала юная героиня у себя дома. Это ж мегашлягер "Non ho l'eta", победивший в конкурсе "Евровидения-64" в исполнении 16-летней Джильолы Чинкветти! Название песни и дальнейший текст говорят сами за себя: "Я недостаточно взрослая, чтобы любить тебя и быть наедине с тобой"...

Безусловно, в СССР мало кто разумел по-итальянски, чтобы "просечь" (а киноначальству - пресечь) зашифрованное послание режиссёра. А без него не так уж и очевиден посыл эпизода в школьном коридоре, когда вожатый Петя (наедине) расспрашивал Таню, а та упорно молчала. Зато итальянцы всё отлично поняли и в итоге в 1966 году лента выиграла главный приз на Венецианском фестивале детских фильмов.

Между прочим, песня эта в СССР на виниле официально не выходила - только на гибком носителе из июльского номера журнала "Кругозор" за 1964 год. Рядом со спетой Тамарой Миансаровой русскоязычной кавер-версией под названием "Дай помечтать мне". При этом в тексте Леонида Дербенёва при сравнении с оригиналом говорится всё-таки немного о другом:

А что это, как не лишнее подтверждение, почему выбор режиссёра пал именно на песню "Non ho l'eta".

Фильм же и в целом великолепен, разве что чуточку покоробили легко узнаваемые интонации Маргариты Корабельниковой, которые я расслышал в сцене, где Таня плакала на лестнице. Думаю, талантливая не по годам Проклова могла бы и сама справиться с озвучкой. Хотя это конечно мелочи.

5/5

(с) Albert Magnus специально для kin0guru

Ваши лайки и комментарии важны для нас!