Найти тему
Наталия Ефимова

Признание Колина Пауэлла о том, кто стоял за штурмом дворца Ла Монеда в Чили

Человек с пробиркой знал точно, кто готовил события в Сантьяго в сентябре 1973 года. И 30 лет спустя спокойно говорил про это своим молодым согражданам. Его откровения сохранились на сайте правительства США.

Процитирую их в том порядке, в каком они там выложены:

Госсекретарь Колин Л. Пауэлл. Интервью молодежному каналу Black Entertainment Television 20 февраля 2003 года [отрывок о секретной операции США в Чили в 1973 году]

МР. Брэдли: Добро пожаловать на BET OpenMic. Госсекретарь Колин Пауэлл отвечает на вопросы нашей аудитории и Интернета, нашей аудитории здесь, в студии, студентов из Вашингтона, округ Колумбия. Позвольте мне .. получить следующий вопрос. Вопрос от этого молодого человека.

ВОПРОС:

- Меня зовут Джеймс Дюбек. Мой вопрос заключается в том, что Соединенные Штаты, несомненно, считают себя моральным лидером в противостоянии с Ираком. Мой вопрос заключается в том, что, несмотря на события, имевшие место в прошлом, такие как 1973 год, когда Соединенные Штаты устроили переворот в Чили 11 сентября - несмотря на то, что население Чили выступало против государственного переворота и поддерживало демократически избранного президента Сальвадора Альенде - ЦРУ, несмотря ни на что, поддержало государственный переворот Аугусто Пиночета, и это привело к массовой гибели людей.

И я задаю вопрос: почему Соединенные Штаты сейчас считают себя морально выше всех, имея ядерное оружие, в то время как Ирак... требуя от Ирака разоружения, мы все же сохраняем свое оружие?

ГОССЕКРЕТАРЬ ПАУЭЛЛ:

- Дело не в том, что мы считаем себя морально выше. Речь идет о том, что мы осознаем опасность для региона и всего мира. Я бы хотел, чтобы ядерного оружия не существовало. Оно существует. Именно Соединенные Штаты изобрели его, и мы использовали его, чтобы закончить Вторую мировую войну. С годами это оружие появилось и у других стран, но в большинстве своем крупные государства мира, обладающие ядерным оружием, договорились друг с другом, держат его под контролем, и никто больше не беспокоится о возможности ядерной катастрофы.

Но в случае с Ираком мы имеем режим, который нападал на своих соседей, который использовал газ против своих соседей, который использовал химическое оружие, газ, против своего собственного населения, и в течение многих лет демонстрировал намерение использовать это оружие не в мирных целях и не для защиты себя, а для агрессии против других стран. Именно по этой причине международное сообщество, не только Соединенные Штаты, но и Организация Объединенных Наций, приняло 16 резолюций, а теперь и 17-ю, где говорится, что это неприемлемо.

Так что разоружение Ирака - это воля международного сообщества, а не просто моральное превосходство Соединенных Штатов, как вы это описываете. Мы не хотим навязывать иракскому народу руководство по нашему выбору, а хотим дать ему возможность выбрать свое собственное руководство. (Операция уже готовится, Штаты начнут ее в ночь с 19 на 20 марта 2003 года, через месяц после этого ответа).

Что касается вашего предыдущего комментария о Чили в 1970-х годах и о том, что произошло с г-ном Альенде, то это не та часть американской истории, которой мы гордимся. Сейчас мы более ответственно подходим к решению подобных вопросов и сотрудничаем с Чили, чтобы помочь ей установить ответственную демократию.

Одним из самых важных моментов в моей жизни, которым я горжусь, была поездка в Чили в конце 80-х годов и беседа со всеми офицерами чилийских вооруженных сил, со всеми старшими офицерами, и разговор с ними о демократии и выборном представительном правительстве и о том, как генералы, такие как они и я - я был генералом в то время - должны подчиняться гражданским властям, чтобы подобные инциденты или ситуации больше не возникали.

***

Повторю, как он выразился на своем языке: "about Chile in the 1970s and what happened with Mr. Allende, it is not a part of American history that we're proud of.

То, что случилось с Альенде - не та часть истории, которой он гордится.

Кому от этого легче?

***

Следующий эпизод.

Выступление в рамках программы "День сурка" в 2003 году. Секретарь Колин Л. Пауэлл. Выступление и сессия вопросов и ответов со студентами. Вашингтон, округ Колумбия 31 января 2003 года [отрывок о государственном перевороте в Чили в 1973 году]

ВОПРОС: Не могли бы вы объяснить, почему именно Ирак представляет собой непосредственную угрозу? Вообще-то у меня два вопроса.

ПАУЭЛЛ: Давайте остановимся на одном, потому что здесь много детей...

ВОПРОС: Ну, а почему, собственно, ну... Может быть, тогда я изменю свой вопрос. Почему, раз уж мы задали исторический вопрос, почему США финансировали свержение в 1973 году демократически избранного президента Чили Сальвадора Альенде 11 сентября и почему США поддерживали диктатора Аугусто Пиночета, несмотря на то, что он был жестоким диктатором во имя... во имя демократии?

ПАУЭЛЛ: Да. Вопрос относится к периоду нашей истории 60-х и 70-х годов, и в нем говорится о свержении Альенде в Чили и пришедшем к власти генерале Пиночете. Я не могу оправдать или объяснить действия и решения, которые были приняты в то время. Это было другое время. В этой части мира существовала большая озабоченность по поводу коммунизма. Коммунизм был угрозой для демократических стран в этой части мира. Он представлял угрозу для Соединенных Штатов.

И, честно говоря, до конца 80-х годов прошлого века приходилось постоянно беспокоиться о коммунистических мятежах в Западном полушарии, причем многие из них поддерживались и продвигались с Кубы. Сейчас это уже не так. Куба изолирована.

И по причинам, хорошо известным истории, в то время предпринимались попытки изменить характер этих режимов. Однако я рад, что с тех пор во всех этих странах теперь есть демократически избранные президенты, и мы будем поддерживать только демократически избранных президентов в этом регионе.

***

Только мамой не поклялся.

А 5 февраля того же 2003 года, между двумя разговорами с молодежью, он помахал знаменитой пробиркой.

-2

***

А теперь я загадаю загадку. Предлагаю пробежаться по нескольким цитатам из статьи про то, что и почему случилось в Чили, с другого угла зрения.

И угадать, где я его взяла.

"Основное, что вменяют в вину Пиночету - подготовка и организация казней политических противников (среди которых был известный певец и композитор Виктор Хара), убитых в Сантьяго на стадионе. Также бывший диктатор обвиняется в руководстве преступлениями так называемых "эскадронов смерти", ответственных за убийство 75 чилийских оппозиционеров во многих городах страны осенью 1973 года. Еще Пиночета обвиняют в подготовке и осуществлении "Плана Кондор". Разработанный в 1975 году, этот план позволял секретным службам Чили, Аргентины, Боливии, Бразилии, Парагвая и Уругвая совместными усилиями уничтожать своих противников. Пиночет - фигура противоречивая. Он не стремился к пролитию крови, но в момент, когда это показалось ему целесообразным, он встал у руля государства и ценой меньших жертв спас страну от значительных разрушений.
К началу 1970-х годов Пиночет стал генералом. В 1972 году президент Чили Сальвадор Альенде назначил его командующим сухопутными войсками.
Альенде был первым социалистическим лидером, который пришел к власти не в результате советской оккупации (как в Восточной Европе) или партизанской войны (как Фидель Кастро), а в результате вполне демократических выборов.(...) Но первое, что начал делать новый президент - экспериментировать с экономикой. (...) За 11 месяцев до падения правительства Альенде Фрей высказался предельно откровенно: "Чили находится в спазмах экономического обвала: это не кризис, а полноценная катастрофа..."
... необходимо учитывать, что генерал Пиночет принадлежит к поколению, юность которого пришлась на период Великой депрессии рубежа 1920-30-х годов. О том, что такое развал в экономике, он, в отличие от послевоенных интеллектуалов, знал не понаслышке. Сам генерал экономикой никогда не занимался, но экономическим здравым смыслом обладал в большей степени, чем некоторые из министров кабинета Альенде. (...)
Главнокомандующим стал Пиночет. Альенде полагал, что Пиночет пользуется у военных авторитетом, и не ошибся. Поставив под свой контроль всю чилийскую армию, Пиночет менее чем за три недели сам организовал путч.

Сразу остановлю ваше внимание на том, что на протяжении всей немаленькой статьи я ни разу не встретила аббревиатуру США. В последнем предложении этого отрывка самое чудесное слово - САМ.

Там, где я ставлю отточие в скобках - перечисление невероятно больших огрехов и промахов Сальвадора Альенде и умиление прекрасной биографией Пиночета и его безусловными достоинствами в сравнении с чилийским президентом.

Мальчик Аугусто рос в семье таможенного чиновника, стал примерным католиком, окончив школу при семинарии. Хорошо учился, поступил в военную академию, потом будучи советником военной миссии Чили в Эквадоре активно изучал геополитику, военную географию и основы разведывательной деятельности... И т.д.

До слез, короче. Пока главнокомандующий, примерный католик, не решился лично САМ...

11 сентября 1973 года вооруженные силы Чили приступили к отстранению Альенде от власти, вступив в схватку с его вооруженными отрядами. Через шесть часов после начала боёв, находясь в президентском дворце "Ла Монеда", Сальвадор Альенде застрелился.

Да, такова была их официальная версия. В которую мое юное поколение не верило ни одной минуты. Не верю в это до сих пор и я.

Читаем дальше:

"К моменту завершения переворота генералы, его возглавившие, были героями, по крайней мере, для двух третей населения. (...) Сейчас уже невозможно с достоверностью сказать, чем именно руководствовался Пиночет, принимая решение о перевороте. Но в любом случае, это не был выбор между абстрактными целями экономического развития и конкретными жизнями. (..) Пиночет решил не дожидаться окончательного краха страны, к которому она неизбежно бы пришла, продолжай правительство Альенде свои экономические эксперименты в социалистическом ключе. Главным делом Пиночета стала экономическая реформа. Для вывода Чили из кризиса он призвал на помощь молодых чилийских экономистов, получивших прозвище "чикагские мальчики", поскольку почти все они окончили кузницу либеральных кадров того времени - Чикагский университет. (...)
Практически сразу же после переворота генералы, взявшие власть, оказались под шквалом критики, направляемой из-за границы. Львиной долей этой пропаганды заправляла Москва. Но рядом с ней в кампании приняли участие и влиятельные левые круги Западной Европы. Отчасти эта "ярость благородная" объяснялась тем, что европейские социалисты в принципе не понимали, что представлял собой так называемый чилийский "социализм".

***

Дальше там несут по кочкам Луиса Корвалана, обвиняют и называют самыми страшными словами тех, кто уцелел, успел выехать из страны и говорил о том, что произошло и происходит с людьми, не согласными с Пиночетом. Но слышали их почему-то только "диктаторы и автократы".

Затем идет панегирик генералу, увы и ах, по словам автора, отстраненного от власти в 1988 году. И даже:

"... Отголоском другой эры ... прозвучали однажды в новом демократическом Чили слова отошедшего на покой Пиночета: "В день, когда тронут первого из моих людей, правовое государство перестанет существовать. Я предупредил и повторяться не буду". По иронии судьбы первым человеком, которого тронули, оказался он сам. (...) Если взглянуть на это беспристрастным взглядом и отставить в сторону риторику, то выходит, что Пиночет все же, скорее, герой".

***

Соединенные Штаты здесь явились лишь в образе "чикагских мальчиков".

Больше никак.

Интересно, почему?

Откровения генерала Пауэлла прозвучали в январе-феврале 2003 года. Даже дети называли то, что случилось в Чили переворотом и говорили о нем с возмущением и осуждением!

А статья, которую я цитировала, вышла 28 августа 2004 года.

В СМИ, которое вам хорошо известно - Лента. ру.

***

11 сентября 1973 мы были на уроках в школе.

Но уже через несколько дней в актовом зале показали и рассказали со сцены о том, что произошло в Чили.

Мы не были равнодушными детьми. Нам не было все равно. У нас самих перехватывало горло, когда мы говорили.

Не забуду, как тревожно стучал метроном, стоявший перед нами - как маленький колокол, отсчитывающий время до будущих бед не только для Чили.

Я не смогла в 2004-м поверить в то, что "демократия превыше всего, нужно продвигать любой ценой" и предать Сальвадора Альенде.

И никогда не смогу.

El pueblo unido jamás será vencido!

Все вставали, и наш школьный зал вставал, при первых словах этой песни.

Когда мы едины - мы непобедимы.

Объединившийся народ никогда не будет побежден.

Мы это знаем с детства.

***

Известный снимок, вышедший в британской "The Guardian". Вы видите, что делают солдаты Пиночета?

-3

Это костер из книг.

ВВС такие кадры поставили.

-4
-5

***

Утро 11 сентября 1973 года. В эфире с частот радиостанции "Магальянес" звучит голос президента Чили Сальвадора Альенде:

- Соотечественники! Наверное, это моя последняя возможность обратиться к вам. Военно-воздушные силы бомбили радиостанции "Порталес" и "Корпорасьон"... В моих словах не горечь, а только разочарование, и они будут моральной карой тем, кто нарушил принесенную присягу. Военным Чили - командующим родами войск и адмиралу Мерино, который назначил себя командующим флотом, а также господину Мендосе, генералу-подлецу, который еще вчера заявлял о своей верности и преданности правительству, а теперь провозгласил себя генеральным директором корпуса карабинеров.

Перед лицом этих событий мне остается сказать трудящимся одно - я не уйду в отставку! На этом перекрестке истории я готов заплатить жизнью за доверие народа. И я с убежденностью говорю ему, что семена, которые мы заронили в сознание тысяч и тысяч чилийцев, уже нельзя полностью уничтожить.

У
них есть сила, и они могут подавить вас, но социальный процесс нельзя остановить ни силой, ни преступлением.

История принадлежит нам, и ее делают народы.

Трудящиеся моей родины! Я хочу поблагодарить вас за верность, которую вы всегда проявляли, за доверие, оказанное вами человеку, который был лишь выразителем глубоких чаяний справедливости и который, поклявшись уважать конституцию и закон, сдержал свое слово. Это решающий момент. Последний, когда я могу обратиться к вам. Я хочу, чтобы вы извлекли урок. Иностранный капитал, империализм в союзе с реакцией создали условия для нарушения вооруженными силами традиции, верности которой их учил генерал Шнейдер и которой остался верен майор Арайа. Оба они стали жертвами тех социальных слоев, которые сегодня отсиживаются в своих домах, надеясь чужими руками вернуть себе власть, чтобы и дальше защищать свои барыши и привилегии.

Я обращаюсь прежде всего к простой женщине нашей страны, к крестьянке, которая верила в нас, к работнице, которая много трудилась, к матери, которая знала, что мы заботимся о ее детях.

Я обращаюсь к вам, специалисты моей родины, специалисты-патриоты, те, кто продолжал работать вопреки саботажу предательских профсоюзов, классовых профсоюзов, защищавших привилегии, которые в капиталистическом обществе есть лишь для немногих.

Я обращаюсь к молодежи, к тем, кто с песней отдавал борьбе свой задор и силу духа.

Я обращаюсь к гражданину Чили - к рабочему, крестьянину, интеллигенту, к тем, кого будут преследовать... Потому, что в нашей стране уже давно действует фашизм, который организовывал террористические покушения, взрывавший мосты, перерезавший железнодорожное сообщение, разрушавший нефте- и газопроводы - при пособническом молчании тех, чей долг был вмешаться и положить этому конец. Их будет судить история.

Наверное, радиостанцию "Магальянес" заставят замолчать, и до вас уже не дойдет твердость и спокойствие моего голоса. Это неважно. Вы все равно будете слышать его. Я всегда буду рядом с вами.. По крайней мере, обо мне будут помнить как о человеке достойном, который отвечал верностью на верность трудящихся.

Трудящиеся моей родины! Я верю в Чили и в судьбу нашей страны. Другие чилийцы переживут этот мрачный и горький час, когда к власти рвется предательство. Знайте же, что недалек, что близок тот день, когда вновь откроется широкая дорога, по которой пройдет свободный человек, чтобы строить лучшее общество.

Да здравствует Чили!

Да здравствует народ!

Да здравствуют трудящиеся!

Таковы мои последние слова.

И я уверен - моя гибель не будет напрасной. Я уверен, что она будет, по крайней мере, моральным уроком и наказанием вероломству, трусости и предательству".

-6

Мы будем жить вечно той частью себя, которую отдали другим.

-7
-8
-9

Наш школьный метроном стучал все эти годы...

Жаль, что его слышали не все.