– Мама, как тебе вообще такое в голову пришло, – кричал Кирилл на Татьяну Сергеевну. – Отдохнула, развеялась? А нам теперь снова пахать сверхурочно.
– А что такого, я же все верну, – улыбнулась Татьяна сыну. – От вас-то такого подарка не дождешься. Зато весь быт на меня спихнули, внука. Давай, мама, развлекайся на полную катушку.
– Но ты же сама предложила помогать! – Закричал Кирилл.
Все восемь лет своего брака Яна и Кирилл усиленно копили на отдельное жилье. Их барак, где до женитьбы мужчина жил с матерью, все обещали расселить, но дело затягивалось. А после капитального ремонта крыши дом и вовсе вдруг перестал быть аварийным. В двухкомнатной квартире четверым – Татьяне Сергеевне, Кириллу, Яне и их сыну Гоше было тесно. Да и удобств в бараке был самый минимум.
– Нам в любом случае нужна двухкомнатная, – каждый раз говорили друг другу супруги, – сын растет. Скоро в школу, а значит нужно место делать уроки. И вообще, мальчику необходимо личное пространство.
– Мне оно бы тоже не помешало, – напоминала Татьяна Сергеевна, – особенно с утра на кухне. Я ведь тоже пока работаю, хоть и на полставки уборщицей. А с вами не протолкнуться. Сами видите, не дворец.
– Мама, ну мы копим. И за квартиру платим, продукты покупаем. Ты тоже живешь, на всем готовом. Стоит ли жаловаться? – Возмущался Кирилл.
– Вы что-то долго копите, – усмехнулась Татьяна Сергеевна. – А могли бы уже ипотеку взять.
– С нашими зарплатами только в кредиты и влезать. Да еще Гошка растет, то одно надо, то другое. Но мы почти накопили, – оправдывалась Яна. – Еще годик потерпите нас, и съедем. Там Гоша ко мне в школу пойдет, присматривать за ним не понадобится. Отдохнете от нас как следует.
Но отдых Татьяна Сергеевна понимала совсем иначе. Когда-то давно с мужем они ездили в Пицунду. Лето, солнце, жара. Оттуда Таня приехала загорелая и счастливая. Вот только было это больше 35 лет назад. А потом быт, ребенок, муж поддался извечной русской тоске и топил ее в горячительном. Он давно сгинул где-то, она даже подавала в розыск, все без толку.
Накопления детей Татьяну Сергеевну будоражили. Но сын держал их в сейфе, с кодовым замком. Посмотреть, сколько там денег, не получалось. А ей было очень интересно. Этими переживаниями Татьяна Сергеевна делилась с лучшей подругой, Венерой Максимовной.
– Представляешь, в родном доме не могу даже заглянуть в этот ящик. А так интересно, сколько они там накопили.
– Ох, Таня, понимаю. Мои тоже все секретничают. – Кивала Венера Максимовна, – невестка просит тумбочку ее у кровати не открывать. А я раз полезла, таблетки от головы искала, так нашла такой срам. Лучше бы и не смотрела, честное слово.
– Ну, Венера, ты сравнила. К своим в комнату я вообще стараюсь не соваться. Но вот сейф, разве это справедливо, что я кода не знаю. А вдруг случится что? Кто их деньги спасет, без кода-то?
– Ну так поговори с сыном, – предложила Венера. – А вообще, можно же подсмотреть что он там набирает. Ну или просто попробовать разные варианты. Я вот детективы смотрю. Там вообще говорят, что люди с кодами не мудрят. Оставляют или 1234, или год своего рождения. В общем, такие даты, которые легко запомнить.
– Ну ты даешь, Венера, – восхитилась Татьяна Сергеевна, – прямо готовый взломщик сейфов. Надо мне тоже парочку детективов посмотреть.
Следующая неделя прошла у Татьяны Сергеевны увлекательно. Она посмотрела несколько детективных сериалов. По утрам бежала на работу и отводила внука в сад. Потом пыталась вскрыть сейф в комнате сына и невестки. На попытке ввести дату годовщины их свадьбы внутри железного ящика на пятый день что-то щелкнуло. Дверца открылась.
Чувствуя себя настоящим взломщиком, Татьяна Сергеевна вытащила из недр сейфа пакет. Пересчитала деньги. Почти два с половиной миллиона. Значит, сын и невестка ей не врали, все эти годы они правда копили. Женщина со вздохом вернула деньги в сейф. Но теперь они не давали ей покоя.
Да еще Венера позвонила, чтобы сообщить новость:
– Представляешь, мои на день рождения решили царский подарок сделать. Лечу на воды в санаторий, на юг, буду загорать и купаться. Там полный пансион, четырехразовое питание, процедуры. Сколько стоило, не говорят. Но точно больше ста тысяч, на три недели еду.
– Ох, Венера, как я тебе завидую, – созналась Татьяна Сергеевна. – От моих такого не дождешься.
– Давай, собирайся, мне купальник нужен. А кто скажет правду, как не лучшая подруга. – Улыбнулась Венера Максимовна. – Сейф вскрыла?
– Да, представляешь, больше двух миллионов мои накопили. Сидят на таких деньжищах, а меня все попрекают тем, что мало помогаю. Жили бы на съемной квартире. Смогли бы столько накопить?
– Ну, ты на них не сердись, – миролюбиво сказала Венера Максимовна. – Зато накопили, а не кредитов набрали, как мои. В долгах, как в шелках, но на машине и с отдыхом. Не знаю, что и лучше.
– Эх, так на море захотелось, – вздохнула Татьяна Сергеевна. – Я же ведь столько лет назад там была. Страшно вспомнить. Еще и Кирюша не родился. И с мужем было все хорошо. Теперь уж наверное и не съезжу никогда.
Женщины еще немного поговорили, назначили встречу у ближайшего торгового центра и распрощались. Татьяна Сергеевна все не могла перестать думать о деньгах в сейфе. Что бы она могла купить на такую огромную сумму? Как ей распорядиться?
В торговый центр Татьяна Сергеевна пришла раньше подруги и заметила вывеску у входа, на которую раньше не обращала внимание. Турагентство зазывало к себе клиентов, мечтающих об отдыхе у моря. Татьяна и сама не поняла, как оказалась внутри. Над рекламными проспектами она стояла минут пять. Ей дали с собой много буклетов. Татьяна Сергеевна деловито распихала их по сумке – дома посмотрит.
Через неделю Венера Максимовна отбыла в свой санаторий. А сын Татьяны, Кирилл сообщил о том, что снова пополнил их накопления. Он был доволен собой.
– Вот, мама, скоро съедем от тебя, – радовался Кирилл, – уже присматриваем варианты.
– Вот и хорошо, а сколько накопили, – поинтересовалась Татьяна Сергеевна.
– Ну мама, зачем тебе знать, – рассмеялся сын. – Все равно скоро потратим. Не переживай, там достаточно.
Татьяна Сергеевна кивнула. А на следующий день после работы села рассматривать такие заманчивые рекламные проспекты. Там были белоснежные круизные лайнеры и пляжи у моря, роскошные гостиницы и бассейны с бирюзовой водой. Татьяна Сергеевна и сама не поняла, как так получилось. Но она открыла сейф, достала оттуда часть денег, снова его закрыла. И поспешила в турагентство.
Она рассчитывала, что успеет вернуть одолженное, что-то придумает. Это же просто на время, а потом она возьмет подработку и все отдаст сыну и его семье. Эти деньги просто лежат без дела. А ведь на них можно уже сейчас купить мечту. Сыну и невестке Татьяна Сергеевна сказала, что через неделю уезжает в отпуск в деревню к подруге. А сама отправилась на море. Она знала, что сейф сын не откроет еще месяц, до следующего пополнения.
Но вышло иначе. Кириллу позвонила риелтор:
– Радуйтесь, есть предложение как раз под ваш бюджет, продажа срочная, в связи с отъездом, и за наличные. В общем, идеальный вариант. Готовьтесь к просмотру и, если решитесь, можно покупать.
– А что там с прописанными, с собственниками, – поинтересовался Кирилл, – как вообще дела с чистотой юридической?
– Все отлично, – отрапортовала риелтор, – больше двадцати лет в собственности, одна хозяйка, она уже выписана. Переезжает к детям.
– Хорошо, давайте назначим просмотр.
Они договорились о дате. Кирилл в обеденный перерыв съездил посмотреть квартиру, остался очень доволен. Тихий, зеленый район рядом со школой, где работает Яна. Хороший ухоженный двор. Квартира хоть и без современно ремонта, но чистая, уютная и даже с мебелью. В общем, правда мечта. Они назначили дату сделки.
Кирилл попытался позвонить матери, чтобы обрадовать ее новостями. Но телефон был отключен. Она, конечно, предупреждала, что связь не берет в деревне у подруги. Но было немного тревожно. Впрочем, радость от предстоящей покупки квартиры все перевешивала. Наконец, риелтор позвонила накануне сделки, еще раз уточнили все детали. Уложив сына Кирилл и Яна достали из сейфа деньги, сели их пересчитывать.
– Ничего не понимаю, – внезапно побледнел Кирилл, – не хватает почти четырехсот тысяч. Яна, ты их не брала?
– С чего бы, – возмутилась его жена, – посмотри еще раз в сейфе.
Но там денег не оказалось. Кирилл покраснел и заорал:
– Код от сейфа знали мы двое. Я денег не брал. Получается, это ты оставила нас без квартиры!
– Перестань, – попыталась успокоить его жена. – Мы все-таки не одни живем. Твоя мама легко могла узнать код.
– Да, пенсионерка-взломщица. – Огрызнулся Кирилл. – Не перекладывай свою вину на других, Яна.
– Я денег не брала. Послушай, давай думать. Твоя мама как-то подозрительно быстро уехала в отпуск. Да еще и телефон отключила, я ей звонила. Давай поищем в ее комнате хотя бы записную книжку с номерами подруг. И спросим напрямую. – Предложила Яна.
– Чтобы я рылся в комнате матери? Ты в своем уме?
– Ну, это лучше, чем сидеть и обвинять друг друга, – резонно заметила Яна. – Давай проверим.
Они прошли в комнату Татьяны Сергеевны. Записную книжку не нашли. Зато обнаружили договор с туристической компанией на отдых в роскошном отеле на берегу моря. Как раз на триста пятьдесят тысяч. Кирилл был в бешенстве. Он пытался дозвониться турагентам, но поздним вечером никто не брал трубку. А в отеле лишь подтвердили наличие такой постоялицы.
Пришлось писать риелтору и отменять сделку. Найти до завтра четыреста тысяч они бы не смогли.
– Как она могла так поступить? – Чуть не плакал Кирилл, – ведь знает, как дались эти деньги. Мы на всем экономили, много лет. И вот, такая квартира уплывает просто потому, что моя мамаша захотела съездить на море. Может ее обманули?
– Да, и сейф тоже вскрыли неведомые злоумышленники. Потом запихали твою маму в самолет и насильно отправили отдыхать. – Ответила Яна. – Кир, ну рассуди разумно. Она просто посчитала, что эти деньги можно безнаказанно взять, и все. Плевала твоя мама на нашу экономию.
– И ведь сейф смогла открыть, ума хватило. Я вообще ее не узнаю. Ну если так хотела на море, сказала бы. Можно было выкроить, отправить их с Гошкой. А тут роскошный отдых по цене части нашей будущей квартиры. Я просто не понимаю.
Кирилл разнервничался до того, что пришлось вызывать «скорую». Они с трудом смирились с тем, что придется копить еще минимум год. И то, если попадется такой же недорогой вариант. Ведь квартиры дорожали с каждым годом. А через три недели с юга вернулась загорелая и довольная Татьяна Сергеевна. Вот только домашние встретили ее приезд без восторгов.
– Как отдохнула, мама? – Спросил Кирилл, глядя на Татьяну Сергеевну, – как деревня, подруга?
– Все здоровы, в речке купались, загорали, видишь, я аж шоколадная, – весело ответила ему мать.
– Речка случайно не Черным морем зовется? – Спросил Кирилл сердито. – А у нас сделка сорвалась по покупке квартиры, мама. Из сейфа деньги пропали, мы не смогли расплатиться. И, знаешь, удивительное совпадение. Твой роскошный отдых примерно столько и стоил.
– Я накопила, – крикнула Татьяна Сергеевна, понимая, что попалась. – Сама, вообще ваши четыреста тысяч в глаза не видела.
– Тогда откуда ты знаешь, сколько пропало? – Прищурил глаза Кирилл. – Никогда тебе не прощу этого. Мы упустили квартиру мечты.
– Ну и ничего, в первый раз я зато за столько лет на отдых съездила, – крикнула Татьяна Сергеевна и хлопнула дверью в свою комнату.
Позже они снова поругались. А затем скандалы стали постоянным явлением. При любом удобном случае Кирилл напоминал матери о ее проступке. Она попыталась взять кредит, чтобы вернуть деньги, но банки отказали пенсионерке в такой крупной сумме.
– Я возьму подработку, – пообещала Татьяна Сергеевна сыну. Отдых уже не казался ей таким прекрасным. – Все верну.
– Когда, мама? Поздно, поезд уже ушел, – крикнул Кирилл. – Такие варианты раз в пятилетку бывают.
Но с подработками не задалось. А потом и половину ставки сократили. Татьяне Сергеевне пришлось жить на свою пенсию. Сын с невесткой посовещались и купили однокомнатную квартиру в нужном районе. От матери Кирилла они съехали и больше с ней не общаются. Татьяна Сергеевна пыталась наладить отношения. Но кражи денег сын так ей и не простил.