Найти тему
Разговоры за хого

Два полюса современного детектива на фестивале китайского кино

Здравствуйте, уважаемые читатели, пишу, как и обещала, о фильмах фестиваля "Современное китайское кино", которые мне удалось посмотреть. Напомню, фестиваль проходит в трёх крупнейших городах России, подробно я писала о нём в этой публикации:

Итак, из пяти представленных фильмов я посмотрела два, причём оба они сняты в жанре детектива, но в совершенно противоположной стилистике. Разные, как небо и земля. Это мне повезло, конечно, что удалось увидеть, так сказать, самый широкой диапазон стилей китайского детектива😊. Один из них - мрачный, тягучий, загадочный, эстетичный, другой - яркий, шумный, непредсказуемый и слегка безумный. Но оба фильма сняты очень хорошо, оба затягивают детективной интригой и интересными поворотами и радуют глаз красивой картинкой. Расскажу о каждом чуть подробнее.

Постеры двух детективов фестиваля китайского кино
Постеры двух детективов фестиваля китайского кино

Первый фильм называется "Исчезающая тень" - и уже по названию понятно, что это будет нечто лирически-минорное и таинственное. Как сказал организатор фестиваля Дмитрий Комм во вступительном слове к фильму, эта картина относится к такой разновидности детективного жанра, как китайский нуар. То есть китайцы уже создали свой отдельный поджанр, с элементами традиционного нуара (криминальным сюжетом и общей мрачностью и безысходностью происходящего), но на специфически китайской почве. Место и время действия в таких фильмах - обычно китайская провинция 1990-х годов, герои - простые бедные люди, запутавшиеся в своих проблемах, и полицейские, которые разгребают последствия. И всё это на фоне общего упадка и разрухи. 1990-е были в Китае практически таким же трудным временем, как и у нас. Я, кстати, помимо полнометражек, могу ещё назвать несколько сериалов, которые вполне можно отнести к этому направлению: это и "Багровая река", и "Затяжной сезон", и "Тринадцать лет забвения", и "Кто же убийца" - в них, правда, два временных плана, но всё же основные преступления происходят в 90-е, в глухой провинции. Так что с китайским нуаром я знакома довольно давно, спасибо уважаемому критику, теперь буду знать, как это называется😊.

Фрагмент постера фильма "Исчезающая тень"
Фрагмент постера фильма "Исчезающая тень"

Что касается собственно этого фильма, то он, по словам критика, является дебютной работой молодого режиссёра Хэ Цюаня. Фильм был снят перед эпидемией COVID, так что его выход на киноэкраны несколько раз откладывался из-за закрытых кинотеатров. Тем временем режиссёр снял ещё один фильм, который вышел в прокат раньше и имел большой успех, а первая работа в итоге вышла уже позже и немного затерялась на фоне этого успеха. Дмитрий Евгеньевич считает своим долгом восстановить справедливость и показать зрителям именно эту картину, которая несомненно заслуживает внимания. Критик особенно отметил качество визуальной стороны, отличную работу со светом и красоту образов. И вообще он сказал, что внимание к красоте картинки - это отличительная особенность китайского кино. Как я рада, что это наконец заметил кто-то кроме меня!😉

Фрагмент ещё одного постера этого фильма
Фрагмент ещё одного постера этого фильма

Но в нуарном кино, как вы понимаете, красота специфическая. Там нет яркой картинки, наоборот, цвета очень приглушённые, действие происходит поздней осенью, поэтому доминируют жёлто-серые тона жухлой травы и тумана - преступления происходят на берегу реки. Самые яркие моменты - те, что связаны с выступлениями танцевальной труппы, но и они как бы подёрнуты меланхоличной ностальгической дымкой. Зато освещение действительно выстроено невероятно выразительно. И актрисы очаровательны. Интересно, что ключевые персонажи фильма - люди искусства, танцовщицы и художник - и это обстоятельство, конечно, тоже накладывает свой отпечаток на визуальную сторону картины. В общем, скромная и тонкая красота для искушённых эстетов.

Танцовщицы
Танцовщицы

В центре повествования, как я уже сказала, полицейский художник. Этим, кстати, фильм напоминает популярный сериал позапрошлого года "Под кожей". Однако, насколько я поняла, этот фильм был снят всё же раньше. Здесь художник приезжает из Шанхая в провициальный городок, чтобы помочь в расследовании убийства владельца фотосалона, тело которого нашли на берегу реки. Местный "коп" встречает его, как водится, крайне недружелюбно и ревниво, к делу старается не подпускать и постоянно намекает, а то и открыто говорит, что всякие там рисунки и фотороботы в полицейском расследованиии - чушь собачья. Надо искать орудие убийства, а не картинки рисовать. Но молодой художник терпеливо сносит ужасный характер "шерифа" и потихоньку копает самостоятельно. Как и в сериале, портреты у него получаются фантастически похожими на реальных людей, которых он сам никогда не видел. Лицо подозреваемой, нарисованное по описанию свидетеля, оказывается, принадлежит девушке, погибшей много лет назад на том же самом месте.

Портрет, нарисованный художником
Портрет, нарисованный художником

Кроме портрета, среди улик также есть старый дневник. написанный от лица девушки и найденный на месте преступления. Вот только кто именно автор дневника? Дело в том, что в 80-е годы в местном театре была хорошая танцевальная труппа, ставившая классический балет, и погибшая девушка была её участницей. Однако, судя по записям в дневнике, его могла вести и её подруга, прима-балерина театра, которая незадолго до убийства навсегда уехала из города. И дальше неспешно разматывается запутанная нить истории о двух подругах и одном сумасшедшем подонке. Темп повествования медленный, почти медитативный, режиссёр несколько раз возвращается к одним и тем же событиям, показывая их с разных ракурсов - очень популярный приём, кстати в современных китайских детективах. Заменяет старомодную разоблачительную речь сыщика. Финал такой же сумрачный, трогательный и меланхоличный, как и весь фильм. Зритель выходит из кинотеатра, окутанный этой зябкой мистической атмосферой - и его принимает в свои объятия раскалённый сентябрьский Питер 😉и ещё какое-то время душу наполняет чувство ностальгии и поздней осени...

Игра света и теней в фильме
Игра света и теней в фильме

А на следующий день тот же зритель в том же зале смотрит совершенно другую картину. Это гонконский криминальный боевик 2022 года "Холодный детектив". И когда я пишу "гонконгский боевик", я имею в виду определённый жанр, сформировавшийся ещё в независимом Гонконге 70-х и имеющий очень яркие особенности, отличающие его от материкового кино. Во-первых, все актёры, режиссёр, авторы сценария и другие участники процесса - все гонконгцы, и язык фильма кантонский, а не мандаринский. А во-вторых, там бешеное количество боевых сцен и странных ситуаций, на грани трэша и абсурда. Реализма очень мало, а патриотической морали и вовсе нет, но есть мораль общечеловеческая. Что-то типа "уничтожая чудовищ, смотри, как бы самому не стать чудовищем". Мысль мудрая и даже где-то философская, но выражена такими средствами, что о таком скучном предмете, как "философия" зритель думает в последнюю очередь. Не до философии тут, если "Наташа, мы там всё уронили. Вообще всё! И всех!"🤣

Фрагмент постера фильма "Холодный детектив"
Фрагмент постера фильма "Холодный детектив"

Перед фильмом снова выступил Дмитрий Евгеньевич с рассказом о режиссёре и его творческой манере. Режиссёра этого действа зовут Вай Ка-фай, и он внёс в жанр гонконского боевика такое новшество, как командная работа над сценарием. До него, как сказал критик, сценарию в Гонконге уделялось очень мало внимания. Сюжетные ходы часто служили лишь связками между боевыми сценами и сочинялись уже в процессе съёмок. Таковы, например, некоторые фильмы Джеки Чана, особенно ранние. Вот подозреваю, именно это мне и не нравилось в гонконгских боевиках, так что я никогда не причисляла себя к их поклонникам. Но Вай Ка-фай работал по-другому. Он собирал команду и использовал метод "мозгового штурма". Идеи, полученные таким путём, нередко были довольно безумные (подозреваю, вопрос "что курил сценарист" в данном случае может быть не праздным😂). Но они в конце концов складывались во вразумительный, интересный и нестандартный сценарий. И если бы все гонконгские боевики были как у Вай Ка-фая, возможно, они нравились бы мне гораздо больше.

Вступительное слово Дмитрия Комма в зале кинотеатра перед сеансом
Вступительное слово Дмитрия Комма в зале кинотеатра перед сеансом

Ещё один плюс фильма - очень харизматичный и разносторонний актёр Шон Лау в главной роли. Такой актёр всегда обратит на себя внимание, где бы ни снимался. Здесь ему досталась роль немолодого фрика, бывшего полицейского, а ныне городского сумасшедшего. В начале фильма мы видим несколько флешбэков, в которых показывают, как он дошёл до жизни такой. А в основном времени фильма герой живёт под мостом, ездит на разбитом велосипеде, разговаривает сам с собой (или с призраками) и обвиняет бывших коллег в фальсификации уголовных дел. Тем временем в городе происходят громкие убийства, ответственность за которые берет на себя банда, называющая себя "Крутые детективы". Это родные погибших или ложно обвинённых фигурантов старых уголовных дел, которые собрались вместе, чтобы мстить. Отсюда, кстати, название "Холодный детектив" - то есть события сюжета уходят корнями в "холодные" дела, след которых уже остыл. Есть у фильма и англоязычное название - "Детективы против сыщиков", и оно кажется абсурдным, пока не узнаёшь, что "детективы" - это вообще-то преступники😂.

Преступники оставили подпись на асфальте
Преступники оставили подпись на асфальте

А дальше начинается действие, в котором градус трэша и абсурда повышается с каждой сценой. К живущему под мостом бывшему сыщику являются призраки уbитых, а иногда ещё даже не уbитых жертв и умоляют спасти их. Он несётся на своём велике к месту преступления, опаздывает, обнаруживает трYп и толпу бывших коллег. Те не понимают, как он вообще узнал, но понемногу включают его в расследование, так как он хотя и псих с диагнозом, но гений, а лишний гений в таком громком деле никогда не помешает. И вот этот безумный гений носится по Гонгонгу в компании бывших коллег. Особенно охотно помогает ему дама-следователь, которая при этом находится на восьмом (!) месяце беременности! Её муж, кстати, работает в том же отделе. Такой семейный подряд, и родителями они явно собирались стать без отрыва от производства. Примерно так и получилось, но есть нюанс.

Герой стреляет
Герой стреляет

В общем, полтора часа на экране бегают, стреляют из всего, из чего можно и нельзя, всё роняют, взрывают, жгут напалмом и крошат в капусту. "Холодные" дела снова разогреваются и в них всплывают новые обстоятельства. Становится очевидно, что заявления героя о фальсификации дел коллегами не так уж безумны. Но кто в полицейском управлении "крыса" и "оборотень в погонах"? Стрелка сыщицкого компаса поворачивается несколько раз прежде чем указать на настоящего преступника. Следить за зигзагами сценария становится всё труднее, темп растёт. Финальные сцены - огонь🔥, в том числе и в прямом смысле. Особенно нестандартно показана сцена родов практически под обстрелом, я такого ещё не видела. После подобного как-то даже неловко жаловаться на некачественное обслуживание в наших роддомах🤣. Потом молодая мама ещё успевает и сама пострелять и пожечь напалмом. Такой вот трэш. Герой со злодеем тем временем пафосно выясняют, кто более крутой детектив. Конечно, более крутым оказывается герой. Хотя победа ему дорогой ценой достаётся. Элемент трагедии тоже присутствует, а как же. Но в эпилоге мы все же видим некое подобие хэппи-энда.

Огонёк!
Огонёк!

Короче, это был, наверное, первый гонконгский боевик, который мне понравился, потому что авторы действительно писали сценарий не на коленке и даже использовали при этом мозги! Но и боевые сцены не пострадали, разрушено и взорвано ничуть не меньше реквизита, чем обычно. И особенно интересно было смотреть этот фильм после предыдущего, на контрасте. Они настолько противоположны, насколько это возможно вообще. И темп повествования, и атмосфера, и визуальный ряд, конечно. В "Холодном детективе" очень яркие краски, даже немного диковатые. Много ночных видов сияющего неоном города, много других огней, ну вы понимаете. Герой носит ярко-жёлтый дождевик, у его дочери розовые волосы и тому подобное. Совсем другая эстетика. Поставить эти фильмы рядом было отличной идеей! И вот что ещё хочу добавить: на обоих показах публики было действительно много! Большой зал кинотеатра "Родина" был заполнен процентов на 80, наверное, и не только в воскресенье, но и в понедельник народу было не меньше. Значит, публика всё-таки интересуется хорошим китайским кино. И это приятно😊.

Кто был на фестивальных показах, напишите, что посмотрели, какие впечатления. И кто не был, от тех тоже жду какой-нибудь реакции!