В этикете одежды достаточно много любопытных правил, особенно когда начинаешь соображать «откуда ноги растут». Или уши).
Я уже однажды, правда, давно, комментировала «No brown in town”, а так же рассказывала про то, почему летние шляпы отправляются на покой именно 15 сентября, что, кстати, тоже не за горами.
И вот уже несколько дней назад светское общество американского континента (впрочем, не только американского, прямо очень сильно не только) по классике жанра перешло бы в былые времена ещё одну грань, ибо минул первый понедельник сентября- «no white after Labor day”.
Сразу скажу, иногда когда люди слышат это выражение, то автоматически считают, что белое не надо носить после трудового дня, то есть вечером. Но тут речь совершенно не о том.
В начале сентября, а ещё точнее, в первый понедельник проходит праздник под названием День Труда. Отмечать этот день начали в 90-х годах XIX столетия.
И вот в те же годы, когда в американском обществе «хороших семей» ( «старых денег») возникла угроза смешения с деньгами новыми, как обычно, возникало много условностей как отличать своих от чужих и коллективно ухмыляться, пожимать плечами и выражать своё «фи».
Борьба с нуворишами, только что заработавшими деньги, а не извлекшими благосостояние и выгоду из богатства поколений, пусть не таком количестве как у англичан, но так что ж, уж сколько есть, шла непримиримая и на всех бытовых и светских фронтах.
А я напомню, в былые времена, хорошим вкусом называлось именно знание правил и способность изящно маневрировать внутри. Это как то не противоречило ни личному стилю, ни выражению настроения или жизненной позиции.
Атмосфера происходящего будет хорошо понятна тем, кто посмотрел сериал «Позолоченный век».
Белый ассоциируется с прохладой и летом во времена отсутствия кондиционеров, идея использовать его максимально в своих туалетах, выглядит разумной.
Белый - маркий цвет, поэтому он ассоциируется с богатством и возможностью стирать вещи часто, поэтому нувориши с удовольствием носили такие наряды, а вот старые семьи с проверенной репутаций зачастую к концу XIX века такой возможности уже не имели.
Смена летнего гардероба на демисезонный - недешевое, но очень желательное удовольствие. И оставьте свои белые смокинги в загородных домах, пожалуйста или возьмите в жаркие страны.
Поэтому, судя по всему, белый после первого понедельника сентября неприлично «кричал» о благосостоянии и неподобающей расточительности. Это называлось вульгарностью.
Кстати, у нас белый был очень популярен у дачниц, а это понятно, тоже летнее. Почему ? Его легко отбеливать от следов травы и чего там еще.
А сегодня, я часто читаю в нашем интернете, именно по этой причине граждане иногда и получают совет - наденьте белое и никто не заподозрит, что вы знаете как выглядит общественный транспорт.))
То, что теперь иногда считается отличительным признаком элегантности, дамы старой закалки считали просто откровенно пошлым.
Впрочем, не все гуру этикета с этим согласны. Джудит Мартин, годами писавшая дамскую очень популярную колонку, например, опровергает классовую теорию.
«Всегда есть люди, которые хотят приписать все в этикете снобизму. Было много маленьких правил, которые люди придумали, чтобы раздражать тех, от кого они хотят отмежеваться. Но я не верю, что это один из них». И далее поясняет, что в это время просто большинство состоятельных людей возвращались с отдыха из загородных домов и путешествий.
Как минимум, наследникам славы предков или новых миллионов - всем было пора учиться и речь уже не шла о только домашнем обучении.
Белое же становилось однозначным признаком курорта и отдыха. Где ему становилось и место и там его и следовало носить.
Носить белый в городе можно было трактовать и наоборот - боже мой, Вы не отправляетесь в круиз разве ? Вам больше негде белое носить?)
К 1950-м годам “не носить белое после Дня труда” стало твердым и американским, и европейском правилом среди состоятельных слоев населения, которые считали это символом некой утонченности. «Свой - чужой».
И, конечно, это была огромная радость для дизайнеров, ибо позволило делать ещё больше коллекций, например, думаю, все уже догадались, круизных в дальнейшем.
Другие дизайнеры шли по другому пути и использовали, например, белый твид в осенних и зимних коллекциях.
Очевидно, что материал далеко не летний, то есть, у человека есть средства на смену гардероба.
Фактически, те, кто принял правило «никакого белого после Дня труда», часто воспринимались в обществе более благосклонно, выглядели компетентными и ориентирующимися в светских, но столь важных условностях.
Амбициозные новички, как правило, готовы изучать правила, окружающие их новый и зачастую столь желанный, круг общения.
Собственно, именно на эту аудиторию и рассчитывали всегда авторы книг по этикету.
А что в этом плохого?
Тема эта свежа и по сей день, особенно, когда рекламируют курсы по этикету - вас же не пустят в некое таинственное общество «этикетных» людей)).
Я предлагаю сразу снять вопрос о белых блузках, сорочках, воротничках и т.д. Очевидно, что их носили, речь идёт, насколько я могу судить, о total white look.
И не забудьте, что скоро надо будет сменить шляпы ).
Ксения Маркова специально для etiquette748