Итак, за пределами монетных дворов эллинистической Бактрии, чеканка монет раскрывает ряд увлекательных поведенческих схем, начиная от сокрытия и потери до имитации и повторного использования. В результате переделки несколько экземпляров монет изменили свое назначение и стали личными украшениями или талисманами. Поскольку это тысячелетняя практика, ученые не всегда могут сказать, когда данная монета была модифицирована для ее нового назначения, но древние примеры хорошо засвидетельствованы. Более того, изготовление имитационных монетных украшений (не изготовленных из настоящих монет) иллюстрирует, что у древних была склонность к монетовидным подвескам. Недавнее открытие в Афганистане имеет форму золотого диска, имитирующего тип римской монеты с волчицей, кормящей Ромула и Рема. Косматый, похожий на медведя волк на реплике окружен бессмысленной надписью. Пример, сделанный на северо-западе Индии в четвертом веке н. э., копирует с одной стороны римскую монету Константина, а с другой — кушанскую монету Хувишки или Канишки. Это так называемая фэнтезийная работа, поскольку она не копирует монету, которая когда-либо действительно существовала. Изготовитель просто соединил два дизайна — аверс и реверс — из государств, находящихся за тысячи миль друг от друга, и поместил их в богато украшенную золотую оправу с петлей для подвешивания. Как уже отмечалось, такие имитации поддаются новым культурным нормам: латинская надпись неверна, а римский император щеголяет большой свисающей серьгой.
Существуют более ранние бактрийские и индо-греческие монеты, на которых прикреплены петли или которые все еще несут на себе следы того, что такие подвески когда-то существовали. Например, в Британском музее хранится первая известная тетрадрахма Эвкратида, посвященная Гелиоклу и Лаодике, на которой с обеих сторон видны остаточные наросты, прямо над портретами. Похожие шрамы можно увидеть на других монетах, таких как тетрадрахмы Диодота и Евтидема I, а также на тетрадрахме Агафокла, посвященной Евтидему. Связь между наростами и ныне отсутствующими петлями можно подтвердить на монете Британского музея, которая была найдена «в идеальной сохранности и, вероятно, носилась как украшение, поскольку к ней была прикреплена петля». Крепление было удалено только после того, как этот экземпляр попал в Англию. Британский музей также владеет по крайней мере двумя драхмами Менандра I с сохранившимися петлями, в то время как в Национальной библиотеке в Париже есть квадратная бронзовая монета Менандра и тетрадрахма Эвкратида II с неповрежденными петлями для подвешивания. Размещение петли в большинстве этих случаев не скрывает типы и, как правило, указывает на то, что владелец хотел выставить монеты как таковые, а не просто использовать их как блестящие металлические квадраты или диски.
Примеры Диодота и Евтидема предлагают интересные случаи, поскольку перевернутая (6:00) ось штемпелей монет означает, что в качестве подвески только одна сторона выглядит вертикально, а именно реверс, показывающий Зевса и Геркулеса соответственно. Этот факт может указывать на преданность владельцев этим греческим божествам или, по крайней мере, на некоторую личную близость к этим конкретным дизайнам. Тем не менее, есть буквально другой способ взглянуть на это. Однако, в буквальном смысле, есть и другой взгляд на это. С точки зрения владельцев, которые держат в руках подвешенные артефакты и восхищаются ими, где портрет царя на лицевой стороне выглядит вертикальным. Это указывает на цель, выходящую за рамки украшения, поскольку владелец отдает предпочтение своим собственным отношениям с подвеской, а не тому, чтобы радовать глаз окружающих. В любом случае, расположение петельки является продуманным выбором при оформлении монеты.
Похожие, но значительно более крупные образцы бактрийских и индо-греческих монет были намеренно проколоты. Эти образцы с отверстиями, как правило, представляют собой одноязычные монеты, отчеканенные в период от Деметрия I до Эвкратида I. Размер и расположение отверстий зависят от ряда факторов и могут дать некоторые подсказки об их назначении. На некоторых образцах из бронзы и мельхиора в центре было просверлено или вырезано относительно большое отверстие, не заботясь о сохранении изображений. Возможно, они были нанизаны на шнур, прибиты гвоздями или приклепаны к какому-либо предмету в качестве украшения или талисмана. Нельзя с уверенностью сказать, стала ли монета непригодной в качестве денег из-за такого рода порчи, но это представляется вероятным. Однако в большинстве случаев отверстия расположены близко к краю, что не оказывает серьезного влияния на типы. На двух образцах из бронзы времен Деметрия отверстие проходит через низ на одном (6:00), но через верх на другом (12:00), так что, если их подвесить, аверс и реверс первого всегда будут выглядеть перевернутыми, а второго — всегда вертикальным. Эти варианты не кажутся случайными, но почему первый должен быть специально перевернут, не имеет особого смысла, если только подвеска не предназначалась для того, чтобы ее владелец мог ее видеть. Можно отметить, что некоторые серебряные монеты были просверлены в точке 12:00 или около нее, точно так же, как одна из бронзовых монет Деметрия, так что они висели вертикально с обеих сторон. По крайней мере, на четырех тетрадрахмах отверстие находится перед портретом. В двух из этих случаев подтверждается, что намерение владельцев состояло в том, чтобы выставить портрет царя. На тетрадрахме Евтидема II отверстие было четко расположено и пробито с лицевой стороны. На монете Эвкратида отверстие обходит портрет, но стирает часть надписей на обороте. Три разнородных образца были пробиты за портретом, включая одну индо-греческую двуязычную драхму и одну бронзовую квадратную двуязычную имитацию. Отверстия на 3:00 и 9:00, казалось бы, больше подходят для браслета, чем для ожерелья, если монеты функционируют как украшения. К сожалению, ни одна из этих модифицированных монет не имеет археологического контекста, который мог бы прояснить ее назначение. Тем не менее, доказанное существование проколотых костюмных блесток, некоторые из которых имитируют монеты, может иметь значение. Кроме того, в сокровищнице в Ай-Хануме содержался проколотый антропоморфный бронзовый кулон с подходящей петлей, найденной рядом.
Некоторые монеты Бактрии были переделаны по совершенно другой причине: для проверки качества металла, вывода из обращения, оскорбления правителя или изменения веса. Три (из сорока трех) тетрадрахмы Евтидема I в Бухарском кладе были с тестовой насечкой, очевидно, с целью определить, были ли они из серебра с покрытием или из чистого серебра. Подобная насечка бактрийского серебра редко применялась в других странах древнего мира. Тем не менее, бактрийские посеребренные подделки хорошо известны и оправдывают опасения бактрийцев по поводу подделок с покрытием. Известно лишь о нескольких бактрийских золотых монетах с покрытием (например, из второго клада Мир Заках), однако мы знаем, что было очень много статеров диодотидов с тестовой насечкой. Почему это должно быть так? Если это было задумано как оскорбление, то странно, что только золотые монеты были сочтены подходящими для публичного осуждения; серебряные монеты с портретами Диодота I и II обычно не подвергались такому обращению. Более того, практически в каждом случае насечка не пересекает лицо царя, а находится за диадемой и на самом деле может быть довольно маленькой и безобидной. Точность такой насечки также свидетельствует против массовой демонетизации; государство просто отозвало бы это хорошее золото, а не утруждало бы себя маркировкой каждого экземпляра, чтобы затем пускать в обращение в качестве слитков. Мы знаем, например, что Евтидем I действительно перечеканил несколько статеров диодотидов. Это, наряду с переплавкой предыдущей монеты, как это делалось в раннем эллинистическом Египте, было бы обычным способом демонетизации.
Было предложено другое объяснение, которое пытается показать, почему только некоторые монеты были насечены, и почему таким же образом, но в разной степени. Было ли небольшое снижение веса некоторых монет реальным намерением? Вес известных статеров без насечек диодотидов колеблется от 8,18 до 8,56 грамма при аттическом стандарте 8,48. Монетные дворы имели тенденцию чеканить монеты немного ниже стандарта, чтобы получить прибыль. Действительно, отклонение веса большинства нетронутых насечкой образцов не превышает нескольких сотых долей от 8,30 грамма. То же самое верно и для известной совокупности статеров с насечками, хотя мы могли бы ожидать, что при случайном "тестировании" монет медианный вес последнего набора будет ниже, чем у неизмененной группы. В результате, по-видимому, насеченные монеты в целом соответствуют практическим стандартам нетронутых образцов. Другими словами, для насечки были выделены более тяжелые золотые монеты с удалением разного количества металла, что создало, за пределами монетного двора, меньшее количество обращающихся монет, соответствующих или превышающих аттический стандарт. Это было бы особенно актуально, если бы само государство со временем постепенно снижало практический стандарт. Однако эта идея может быть опровергнута последующим открытием крупного клада Вайсали в Индии. Многие образцы, связанные штемпелями, из этого клада демонстрируют очень широкий диапазон веса статеров без надрезов, которые чеканились буквально друг за другом, что означает, что стандарт не контролировался строго или снижался поэтапно.
Это оставляет теорию контрольной насечки для золота Бактрии, как и для ее серебра. В кладе Вайсали местная тестовая насечка индийскими торговцами легко определила бы, была ли иностранная монета, отчеканенная далеко, с покрытием. Тем не менее, мы должны задаться вопросом, почему не все статеры в кладе были проверены аналогичным образом. Должна преобладать последовательная закономерность, если монеты, обнаруженные в Вайсали, имели там значение только как слитки. Даже те монеты, которые были насечены, демонстрируют большую осторожность в этой операции, чем потребовало бы элементарное тестирование. Золотые монеты диодотидов, найденные в Индии, редко были просто надрублены или насечены по краям, тогда как один статер Диодота из второго клада Мир Заках в Афганистане был насечен трижды, а затем разрезан надвое. Поскольку государство вряд ли стало бы проверять или демонетизировать свою собственную монету таким образом, кто из населения Бактрии стал бы резать эти образцы? Контрольные насечки удивительно последовательны по форме. Это, по-видимому, исключает широко распространенную практику множества разных людей, которые могли индивидуально выбирать любое количество способов надрезания на образце из золота. Кроме того, статеры имели относительно короткий период производства в Бактрии и, поскольку они обращались выше средств бедных фермеров и торговцев, они не были в обращении у большинства людей. Монета этого типа имела ограниченную скорость обращения, что означало, что она не участвовала в большинстве повседневных транзакций. Стоя в десять раз больше своего веса в серебре, золото служило высококачественной единицей учета в экономиках эллинистического мира и использовалась в основном для крупных государственных платежей и торговли на большие расстояния. Таким образом, возможно, что тестовые насечки проводились одним или несколькими бдительными банкирами, когда статеры случайным образом проходили через их руки. Эта гипотеза объясняет все переменные в наблюдаемых процессах и дает больше информации о денежных привычках субисторической Бактрии.
Таким образом, несмотря на всю свою красоту, бактрийские монеты были в первую очередь деньгами в глазах заботливых банкиров. Государство могло бы потратить много сил на разработку дизайна этой монеты для достижения максимального эффекта, наполняя ее чувствами и символами, которые необходимо было донести до целевой аудитории, но для многих покупателей, продавцов, заемщиков и накопителей носитель значил больше, чем само сообщение. Люди всех эпох, как правило, очень практично относились к наличным деньгам. Те американцы, которые сегодня не одобряют Томаса Джефферсона-рабовладельца, не обязаны отказываться от использования никелевых монет в принципе, равно как и от центов в честь Линкольна-освободителя. Большинство атеистов не отказываются от обращения с деньгами, которые свидетельствуют о том, что МЫ верим в БОГА. Многие древние бактрийцы поступали подобным образом. Они, конечно, восхищались впечатляющей монетой, но, в конце концов, она выполняла все свои обычные экономические функции — и некоторые другие, помимо них, — независимо от того, была ли она должным образом выгравирована или позже отчеканена. И чем более неспокойными были времена, тем меньше значения для чиновников и пользователей имело то, что процент ошибок в штемпелях достигал 19 процентов. В их повседневных привычках мы видим историю на новом, более низком уровне.
Помимо монетного двора и рыночной площади, монеты также распространяли длинную греческую тень по всей Центральной и Южной Азии. Их повторное использование в качестве украшений и моделей говорит о том, что, что бы ни думали местные жители о падении греческой власти, эллинская культура все еще сохраняла определенный престиж. Следы греческого языка и его письменности оставались характерной чертой бактрийской жизни еще долгое время после того, как Эвкратиды и Гелиоклы исчезли. Македонский календарь оставался в моде, как и некоторые единицы измерения. И хотя некоторые современные люди, возможно, будут разочарованы тем, что греческая скульптура сохранилась только в буддийских формах, широко распространенная склонность к ювелирным изделиям и украшательствам послужила источником вдохновения для бактрийских монет. Считается, что деньги эллинистической Бактрии были недостающим звеном между искусством Греции и Индии. Таким образом, греческие традиции, которые обращались среди людей, такие как театр, гимназии или монументальная архитектура, имели меньшее значение, чем греческие вещи, которые имели хождение среди людей — монеты, язык, и календари. Эта эллинская культура не обязательно должна была быть чистой, но она сама по себе была полезной и остается таковой по сей день. Наблюдательный нумизмат заметит изображение монеты с Диоскурами Эвкратида на современной бумажной банкноте исламского Афганистана. Там сыновья-близнецы Зевса все еще скачут под царскими титулами Великого царя, чье имя, тем не менее, написано с ошибкой, что собственно никого уже не смущает.