Хорошая работа – одна из ценностей жизни. Работа плохая - человек мучается, совершая ее вынужденно или отказываясь от нее. Работа хорошая - счастлив и работоспособен. Так как заниматься тем, что приносит радость - само по себе уже счастье.
Какой ответ дает на это христианство? Как христианину найти хорошую работу?
На этот вопрос отвечает и приводит примеры кандидат философских наук, кандидат богословия, заведующий кафедры нравственного богословия православного института св. Иоанна Богослова иерей Стефан Домусчи.
Почему в поисках хорошей работы люди обращаются к священнику?
Когда людей волнует вопрос нахождения хорошей работы они, как правило обращаются к психологу, тому, кто занимается карьерным профориентированием. Почему же немало людей обращаются за советом по этому вопросу к священнику, и выше – к Богу?
Отец Стефан объясняет это так:
«Часто спрашивая о том, как найти хорошую работу, люди ищут ответ на другой вопрос:
Какая Воля Божья обо мне? Где бы мне работать?».
Но люди задающие такой вопрос (чаще неофиты), не совсем верно понимают выражение «Воля Божья о нас». Они думают, что у Бога есть точная воля, кем нам быть. Например, работать юристом, а не врачом. И, мол, если я буду работать врачом, то я буду действовать против воли Бога, а если юристом – то по Воле Бога.
Проблема в том, что люди ищут волю Бога не там, где следует. Они ждут, чтобы им дали жесткое указание, чтобы за них решили, чтобы уйти от ответственности» («Фома», апрель 2014).
Мой комментарий.
Из наблюдений людей, можно возразить на то, что «люди ждут жестких указаний и боятся ответственности за свои решения». Это имеет место быть, но это не главный объяснительный принцип и мотив. Дело не в страхе ответственности и беспомощности, а в другом.
Скорее, они не знают (не понимают правильно) самих себя и ищут Волю Бога во вне (сверху, в сторонах), а не в себе самих.
В том время, как Христос говорит «царство Божье в вас». Значит и ответ о нахождении хорошей работы (не путать с плохой!) заключается в том, чтобы найти его в себе.
Что для каждого человека «хорошая работа»?
Много денег? Реализация призвания? Проявление талантов в деле? Большие деньги на халяву: куришь бамбук, а тебе идут доходы?
Кстати о последнем интересная параллель с Евангелием. Когда апостол Петр, еще будучи рыбаком не мог поймать рыбу, ловя ее всю ночь, Христос сделал это по мановению. Петр не поверил, но опустив сети вытащил огромное число рыбы. Однако, вспомним, какова была реакция Петра? Он ужаснулся такой "халявы" и сказал Христу: выйди от меня, Господи, ведь я человек грешный (Лк.5:8).
Халява обманчива. Можно заплатить потом дороже. И это не работа.
Опытный пастырь, и сильный психолог (их можно найти, и помолиться об этом стоит, чтобы найти) могут помочь в поисках ответов на такие вопросы: как человек сам представляет себе хорошую работу и как это представление соотносится с его возможностями. Психолог поможет понять себя. Пастырь: понять себя в Боге и мире Божьем.
Ведь человек, ища хорошую работу имеет в себе таланты, силы и лидерство ее исполнять. Но пастырь и/или психолог лишь помогут: подскажут, подправят. Подаст Бог и обретет сам человек. Помощь пастыря или психолога лишь вспомогательный способ.
Два примера бедного человека.
Иерей Стефан приводит их.
1. Один беден, хотя может зарабатывать больше. Он не зарабатывает больше из –за скромности. Это один случай. Так как скромность есть христианская добродетель, то этот случай в рамках христианской традиции может быть не отрицательным, а положительным. Человек не хочет порабощаться своими желаниями и потому скромен.
2.Человек, который беден из-за лени, отказывается от развития – это другой случай. Лень не является добродетелью. Это то, что стоит видеть в себе как порок, преодолевать в себе покаянием перед Богом и работой над собой.
Ложная идея.
Идея «развития» - идея сегодняшнего дня. Иерей Стефан ссылается здесь на Макса Вебера с его работой по протестантской этике в духе капитализма, говоря о ней в негативном ключе.
Часто за подходом, что "мы должны развиваться в своей профессии и карьерном росте" находится завуалированная жажда наживы, замечает отец Стефан. Через время, человек может замечать, что он не принадлежит себе, а является «марионеткой наживы». Жажда толкает его и порабощает его.
Для христианина – подчеркивает иерей Стефан – главным является духовный рост, а не карьерный и материальный.
А что такое духовный рост?
Это стремление к святости – отвечает отец Стефан – это нравственная евангельская праведность в тебе и твоем поведении.
И приводит такой пример:
Если человек зарабатывает много денег и это позволяет ему любить ближних, делать им добро, то это проявление духовного роста.
Богатый человек – человек щедрый на добро.
Иерей Стефан приводит в пример современную английскую писательницу Джоан Роулинг, автор эпопеи про Гарри Поттера. Имея колоссальный доход от своей литературной деятельности, она не копит их в кубышке, не вкладывает все в сбережения, а жертвует колоссальные суммы на благотворительность и содержит десятки благотворительных организаций. Она делает это по щедрости души. Щедрая, дарящая душа – душа богатая. К богатой щедрой душе идет богатство, Бог подает его.
И тут иерей Стефан делает интересный вывод: богатый человек синоним святого человека. Они похожи. Если богатый человек щедр и созидателен на добро, а не эксцентричен.
Плохое сообщество в работе.
В хорошей работе важен не только функционал – задачи, которые ты решаешь, но и сообщество, в котором ты трудишься.
Апостол Павел замечает: «Худые сообщества развращают нравы (1 Кор 5:33).
Если коллектив (корпоративная среда) организации худая, а человек не чувствует в себе духовных сил противостоять ей, то лучше уйти, не быть в таком коллективе. Он развратит.
Если чувствуете, что сможете внести что-то доброе в этот коллектив и не приразитесь дурным, тогда оставайтесь в нем и трудитесь.
Здесь надо смотреть в себя: повредит мне этот коллектив или я смогу выдержать и даже сотворить доброе. Христианин задаст такой вопрос Богу и получив ответ, воспользуется им.
Хороший коллектив – православный коллектив. Так ли это?
Священник Стефан не ставит знак равенства.
Часто бывает так, замечает он, что в «православном коллективе» есть только внешняя форма. В офисах висят иконы, есть жесткий дресс код по одежде (например, женщины приходят только в длинных юбках, не ходят в брюках на работу). Перед началом совещаний читается молитва. Не рабочая, коммерческая организация, а какая-то "псевдоцерковь" получается.
Все это внешняя форма. Не она важна. Христианство и христианская культура это культура проявления внутренних добродетелей, а не внешних форм и ритуалов.
Нередко в таких организациях бывают обманы налоговых, задержки зарплат, суровая система наказаний как в монастырях. Назвать ли такую работу хорошей? – вопрос. Это похоже на "рабочую секту", где людей зомбируют и дрессируют.
Если работа нарушает нравственные нормы – можно назвать ее хорошей?
Иерей Стефан приводит пример Михаила Калашникова, академика Андрея Сахарова. Один создавал огнестрельное оружие. Другой – оружие массового поражения. Дела, скажем так, далеко не этичные.
Да, они занимались тем делом (изобретательством) в котором были талантливы и компетентны. Они имели деньги и славу. Можно назвать это успехом и делом по талантам. Но это не так.
Пример названных людей показывает, какие муки нравственной совести они испытывали. Говорят же, что совесть – это голос Бога в человеке. Хорошо радоваться успехам работы и изобретений, но важно, что потом скажет и покажет совесть.
Стоит помнить, что Воля Бога о каждом человеке – его спасение. Если человек занят не спасительным трудом, то именно в этом нарушается Воля Божья. И это приводит к страданиям и… (дай Бог) к покаянию. Иногда покаяние бывает долгим, если глубоко нарушено Божье. Покаяние это не когда сказал лишь "прости Бог" и все стало на места. Если глубоко запачкан, то нужно время на очищение и прощение Богом.
Пример хорошей работы.
Я знаю одного талантливого экономиста – говорит отец Стефан, который зарабатывает очень много денег. Но не потому что он гоняется за ними (жажда наживы). А потому что образован, имеет способности, которые высоко оплачиваются. Его дети учатся в элитной школе.
Он не творит милосердия, не занимается благотворительностью (как в примерах приведенных выше), но он обуздал в себе жажду наживы. Он работает по талантам, делает необходимые дела и не исполнен стяжательства. Сколько пришло – столько и пришло. Так как работает он талантливо и ответственно, то приходит неплохо. Он благодарит за пришедшее и не впадает в алчность: хочу больше, еще больше, еще...
Демон наживы не управляет им, но таланты добродетельно работают в деле. Само дело этичное. Это хорошая работа. И еще немаловажный момент - его ценят и уважают в коллективе. Через это они понимает, что нужен. В психологии это называется "мотивом признания". В более зрелом возрасте для людей очень важна реализация именно этого мотива.
Что может мешать христианину?
1. Если в его сознании и душе живет дух страданий и извращенной совести (опять все та же тема христиан – «голгофников»). Этот дух нужно различать в себе и изгонять покаянием. Это дух нечистый.
Если он внушает себе все время: я никто, я ничего не достоин, пытаясь подражать в такой внешней форме святым. Но святые так считали опытно, а человек взял «форму святого», которая ему велика. Он усиливает этим страдания, а не добродетели. Это пагубный дух: дух неразумного подражания.
Совесть – хорошая вещь, индикатор нравственного поведения. Она включается, когда поведение надо уравновесить в нравственном плане в системе "выгода - этика". Но бывает слишком извращенная, «невротическая совесть». Она мучит и давит бессмысленно и бестолково. Это "болезненная совесть".
На таких «совестливых» как правило ездят. И всю дурную работу, грязную и малооплачиваемую передают им. Можно ли назвать такую работу хорошей? Нет. И совесть такая искаженная. Она не регулирует нравственное поведение, а подавляет человека и делает его легким объектом манипуляций и мошенничеств. Игры на глубоком "чувстве вины".
3 совета христианам от отца Стефана по хорошей работе:
1. Молиться Богу о даровании хорошей работы, чтобы Господь направил выбор. Помог совместить желаемую работу с жизнью по заповедям. Успех в работе не за счет нарушения нравственных норм.
2. Человеку стоит прислушиваться к себе, своим желаниям и возможностям, чтобы работа не оказалась ему внутренне чуждой, навязанной модой или ложными перспективами. Хорошо в той работе, где человек может проявлять Богом данные таланты и добродетели в созидательном ключе, и чтобы душе его от этого было хорошо.
3. Не стоит забывать о ближних. В первую очередь это о семье (баланс работы и семейной жизни). Дети должны видеть отца и мать в семье, а не только их деньги и пот их труда по зарабатыванию. В более широком смысле, это щедрость души, благотворительность. Но от души, а не по принуждению. У каждая своя мера широты души. Надо узнать и применять ее.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Делитесь с друзьями.
Приглашайте на канал.
Добра всем.