Найти тему
Business Class

Экономика на колесах. Анализируем транспортную отрасль в деталях

Оглавление

По просьбе Business Class в администрации Перми предоставили детализированную информацию о финансовых результатах, а также данные о пассажиропотоке в разрезе отдельных маршрутов.

За первое полугодие 2024 года общественный транспорт Перми обслужил 118,4 млн пассажиров. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года пассажиропоток увеличился на 3,7 млн человек.

Больше всего пассажиров

ТОП-10 самых востребованных направлений открывает автобус № 14 «Ул. Маяковского – ул. 2-я Запорожская». За январь – июнь текущего года по этому маршруту совершено 5,49 млн поездок. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года показатель вырос на 9,5 %.

На второй строчке – маршрут № 77 «Ул. Памирская – ул. Мильчакова», где количество пассажиров за год уменьшилось на 4,9 % и составило 5,42 млн. По сравнению с рейтингом прошлого года автобусы № 14 и 77 поменялись местами. Третью позицию сохранил маршрут № 27 «Площадь Дружбы – м/р Нагорный», где увеличение пассажиропотока составило 3,8 %.

Сопоставление с данными по итогам первого полугодия 2023 года показывает, что рост пассажиропотока на маршрутах в ТОП-10 замедлился (был в пределах от 12,8 до 32,9 %). Выделяется положительная динамика трамвайного маршрута № 5 «Станция Бахаревка – Пермь II». Однако здесь рост почти в четыре раза связан с тем, что в 2023 году закрывали на реконструкцию трамвайные пути на ул. Куйбышева, что существенно занизило пассажиропоток. Если сопоставить данные 2024 и 2022 годов, рост составит более скромные 39,2 %.

ТОП-10 маршрутов общественного транспорта Перми по пассажиропотоку

Лидеры по динамике

Самый значительный рост пассажиропотока (в два раза) зафиксирован на маршруте № 71, который был открыт в середине апреля 2023 года. Изначально он организован как компенсационный – на время ремонта трамвайных путей на ул. Куйбышева. В сентябре движение электротранспорта возобновилось, а автобус перевели в разряд постоянно действующих. Он получил сообщение «Пермь I – ул. Анвара Гатауллина».

В Перми демонтировали мост на ул. Карпинского, чтобы построить новый переход

На втором месте по положительной динамике – автобус № 62, который тоже играет роль компенсационного: когда в августе прошлого года из-за ремонта путей на ул. Мира перестали курсировать трамваи № 2 и 12, автобусный маршрут № 62 был продлен до Осенцов. Еще один возможный фактор – перекрытие ул. Карпинского в мае текущего года. Один из альтернативных путей движения из центра в Индустриальный район – по переходу Стахановская – Чкалова, а автобус № 62 – один из проходящих по этому пути, причем по выделенной полосе.

Там же проходит и маршрут № 13, замыкающий тройку лидеров по росту пассажиропотока.

ТОП-10 маршрутов по росту пассажиропотока

Отрицательный рост

Наибольшее падение пассажиропотока (-56,5 %) – на трамвайном маршруте № 12, который работал «урывками» между перекрытиями из-за реконструкции на улицах Мира и Карпинского и в усеченном варианте. Следом с показателем 18,1 % идет маршрут № 63 «Микрорайон Крохалева – площадь Дружбы», который частично дублирует путь следования автобуса № 71.

Идет как по рельсам. Большое интервью о модернизации трамвайной инфраструктуры в Перми

Снижение востребованности маршрута № 33 «Город Сердца – микрорайон Костарево» на 17,9 % может объясняться конкуренцией с электробусами. До ноября 2023 года только автобусы № 33 обеспечивали транспортное сообщение с ЖК «Погода». Затем было открыто направление № 81 от улицы Сапфирной до Перми II, на котором курсируют электробусы.

ТОП-10 маршрутов по снижению пассажиропотока

Самые прибыльные

Сравнив данные о расходах на оплату транспортной работы и доходы от платы за проезд, мы выделили прибыльные направления. Всего таких десять из 80.

Лидер по прибыли – маршрут № 27 «Площадь Дружбы – микрорайон Нагорный». Его работа принесла городскому бюджету 12,4 млн рублей. Второе место занял автобус № 1 «Пермь II – микрорайон Садовый» – почти 6 млн рублей. В числе прибыльных есть еще один маршрут, связывающий эти пункты, – № 68. Он находится на четвертом месте рейтинга с результатом 4,8 млн рублей. А третью позицию занимает № 37 «Микрорайон Висим – ул. Ушинского». Положительным финансовым результатом отметился и проходящий через Висим автобус № 17.

И самые убыточные

На первой строчке рейтинга по величине дотаций – маршрут № 20 «Микрорайон Новый Крым – Центральный рынок». Его убыток составил 55,1 млн рублей. Второе место занял автобус № 77 «Улица Памирская – улица Мильчакова» – почти 50 млн рублей. На третьей позиции – маршрут № 32 «Микрорайон Васильевка – Центральный рынок». Следующий дотационный маршрут – № 53 «Центральный рынок – 10-й микрорайон», онн находится на четвертом месте рейтинга с результатом 40,6 млн рублей. Замыкает пятерку трамвайный маршрут № 11 «Микрорайон Висим – улица 9 Мая», расходы от его работы превысили доходы на 35,2 млн рублей. В ТОП-10 также несколько трамвайных маршрутов, которые одновременно находятся в лидерах по росту пассажиропотока (№ 5, 7, 8).

Маршруты, следующие из Кировского и Орджоникидзевского районов, характеризуются большей дальностью поездки. Поэтому на одного пассажира в среднем приходится больше затрат топлива, рабочего времени водителя и других показателей. В лидерах по величине прибыли, напротив, оказываются маршруты, характеризующиеся высокой сменяемостью пассажиров и небольшой средней продолжительностью поездки.

​Администрация Перми рассчитывает новый тариф на проезд в общественном транспорте

Всего за первые шесть месяцев 2024 года на оплату работы перевозчиков из городского бюджета направлено 3,375 млрд рублей, доходная часть составила 2,587 млрд рублей. Соответственно, на дотации из бюджета за полгода приходится 788,3 млн рублей. То есть почти 80 % расходов на отрасль обеспечивается за счет собственных доходов и 20 % – за счет бюджетных дотаций. Это соотношение достигнуто еще по итогам 2023 года и считается оптимальным.