Естественный отбор – это жестокий и беспощадный процесс, который не признает никаких исключений: выживает только сильнейший. Этот непреклонный закон не ограничивается исключительно миром живых существ. Он также имеет прямое отношение к миру технологий и бизнеса. В частности, автомобильная индустрия является ярким примером того, как принципы Естественный отбора применяются в этой сфере.
В статье мы подробно остановимся на таких брендах, которые, несмотря на их уход с рынка, оставили неизгладимый след в истории и культуре автомобилестроения. Мы расскажем о тех, кто, возможно, и не смог адаптироваться к новым условиям, но чьи достижения и инновации продолжают жить и вдохновлять будущие поколения.
Oldsmobile
Эта компания является одной из самых старых на автомобильном рынке. Ее основал Рэнсон Эли Олдс еще в конце 19-го века (1897 год). И, что интересно, на первых порах у Олдса получалось не только составлять достойную конкуренцию Генри Форду, но и обходить его.
В начале 20-го века Oldsmobile сорвал банк, выпустив на рынок «супербойца» - модель Limited Touring. Ее отличительными чертами были 42-дюймовые белые покрышки, отделка козлиной кожей и цельное ветровое стекло.
Пик популярности марки пришелся на 80-е годы 20-го века. Но потом продажи автомобилей начали резко падать. Несмотря на всеобщее уважение и значимость, Oldsmobile не смог сохранить за собой место на плотном конкурентном рынке и в 2004 году оказался на «обочине» истории.
Pontiac
Компания была основана аж в 1899 году и занималась созданием карет. И только с 1926 года начала осваивать автомобилестроение, когда попала в категорию самостоятельных подразделений General Motors. Популярность, словно у голливудской звезды, свалилась на Pontiac в 60-е годы. Тогда модели Bonneville и GTO просто взорвали рынок.
Двигатель на Bonneville был мощностью 235 л.с. Отличительным признаком этого авто была хромированная боковая стрела во всю длину кузова, а также трехцветная внутренняя отделка из ткани и винила. В список опций входили усилители руля и тормозов, электрические стеклоподъемники, ковшеобразные передние сиденья, кондиционер, круиз-контроль, радио, электропривод сидений и алюминиевые колеса со встроенными тормозными барабанами. GTO в свою очередь развивал 350 л.с. и имел отдельную периферийную раму с независимой передней подвеской на поперечных рычагах и зависимой задней. Также был оснащен функциональными воздухозаборниками, коваными поршнями, перенастроенным распределительным валом и улучшенной выхлопной системой.
Эти автомобили не оставляли равнодушным ни одного автолюбителя. Но потом началась долгий и мучительный спад. Руководство кидалось из крайности в крайность, пытаясь спасти бренд, но лишь усугубляло ситуацию. В 2010 году компания закрылась из-за финансовых проблем.
Austin
Британская компания Austin появилась в 1905 году, спустя всего 9 лет с момента создания Карлом Бенцем первого автомобиля в мире. В 1906 году появился первая машина Austin 18/24 HP Endcliffe Phaeton с четырехцилиндровым двигателем мощностью 25 л.с. и цепным приводом. Авто вызвало у публики большой интерес. Фирма продавала по 1500 экземпляров в год. Наибольшую славу компания обрела с появлением Austin Mini. Маленький переднеприводный автомобиль с поперечным расположением двигателя стал самым популярным в модельном ряду Austin и оставался в производстве до конца 90-х годов.
В 1952 году компании Austin иMorris образовали British Motor Corporation. А в 1968 году она была преобразована в концерн British Leyland, который объединил в себе большинство британских марок и контролировал почти половину внутреннего рынка. Однако неэффективное управление руководства корпорации, унификация моделей разных брендов и финансовый кризис привели к краху British Leyland в 1989 году.
De Tomaso
De Tomaso – итальянский производитель суперкаров. Основатель фирмы Алехандро де Томазо начинал свою автомобильную карьеру как гонщик, а затем создал конструкторское бюро по разработке болидов Формулы-1. Не добившись успеха в этом направлении, в 1963 году он организовал мелкосерийное производство центральномоторных спорткаров с хребтовой рамой и пластиковым кузовом. Договорившись с компанией Ford о поставке американских двигателей V8 и выкупив ателье Carrozzeria Ghia, Де Томазо создал две своих лучших модели: Mangusta и Pantera.
Mangusta оснащалась пятилитровым мотором мощностью 306 л.с. Автором дизайна суперкара был Джорджетто Джуджаро (итальянский автомобильный дизайнер), спроектировавший приземистый и широкий кузов с выпуклыми колесными арками и дверцами моторного отсека в стиле «крыла чайки».
Вместо слабой хребтовой рамы Pantera в свою очередь получил жесткий монокок, а размещенный по центру двигатель был увеличен до 330 л.с. Двухместный кузов, оформленный дизайнером Томом Тьярдой, отличался агрессивной клиновидной формой и всплывающими фарами.
Прекращение сотрудничества Ford и De Tomaso в 1975 году стало причиной упадка итальянской фирмы. В 1993 году De Tomaso Group распалась, а попытки вернуть к жизни саму марку De Tomaso ни к чему не привели. В 2004 году предприятие было ликвидировано.
Plymouth
Plymouth – один из знаковых брендов автомобильной промышленности США, существующий с 1928 года и успешно конкурировавший с Ford и Chevrolet в бюджетном сегменте рынка. В начале 50-х годов началось стремительное падение интереса к машинам этой марки. Разработчики зациклились на относительно грубом дизайне, предлагали порядком надоевшие расцветки, в то время как потребитель желал видеть яркие эксперименты.
Остаться на плаву фирме помог выпуск Barracuda. Она четко соответствовала так называемым масл-карам — «мускулистым автомобилям», мода на которые была в самом разгаре. Оснащался данный автомобиль шестилитровым двигателем V8 мощностью 290 л.с. Barracuda даже имела двойника всем известного нам Dodge Challenger, но отличалась от него укороченной колесной базой и дизайном кузова.
Уход бренда был постепенным и долгим. В 90-х под маркой Plymouth даже продавались автомобили Mitsubishi. Это наглядно демонстрирует уровень проблем, испытываемых компанией в последние годы существования. Считается, что падение потребительского спроса было обусловлено изменением предпочтений, а также недостаточной инновационностью предлагаемых моделей. И вот в 2001 году Plymouth окончательно сошел с дистанции.
Уход с рынка часто воспринимается как знак неудачи, однако это не всегда так. Автомобильные марки, про которые мы рассказали, не смогли долго продержаться «на плаву». Но за время своего существования они успели создать что-то поистине значимое, что навсегда закрепило их место в истории автомобилестроения.
С вами были CARCADE. Свободных вам дорог!