В преддверии выхода второго сезона «Игра в кальмара» вспоминаем первый сезон.
Определённо, дорама («тэрэби дорама» от англ. TV drama) «Игра в кальмара» - это культурное явление нашего времени. Как сериалу с узнаваемым (и что уж кривить душой, банальным) сюжетом удалось побить все мыслимые и немыслимые рекорды?
Почему он «выстрелил» именно сейчас? Что сериал подсветил в каждом из нас?
Зайдём издалека…Азиатская культура нынче в моде. «Халлю» (корейская волна, распространение культуры Южной Кореи) - явление массовое. K-поп, дорамы, невероятный успех «Паразитов» в 2019 году. Остаться в стороне от влияния южнокорейской культуры и моды практически невозможно.
Чем выделяется южнокорейское кино?
Во-первых, необычной съемкой, ломающей стереотипы. Невозможно сходу определить жанр азиатского кино. Это дикая смесь комедии, драмы, фарса, гротеска на грани абсурда.
Во-вторых, эмоции утрированы, преувеличены. Буйство красок, яркий запоминающийся визуал. Азиатское кино ломает шаблоны, играет с картинкой и нарративом.
В-третьих, южнокорейское кино честно показывает пороки и человеческую жестокость. В нем много насилия и откровенного треша, азиатское кино не боится естественности во всех проявлениях. Это пугает и завораживает одновременно.
(Посмотрите «Олдбой» Пак Чхан-ука, это надо хотя бы раз увидеть!)
Итак, дорама «Игра в кальмара» - достойный представитель своего жанра. В нем Вы найдёте множество клише, самоповторов, отсылок к другим произведениям (не только к азиатским).
Навскидку мне приходит параллель с «Повелителем мух» Голдинга. Тема заложенной в человеке агрессии популярна во все времена. «Игра в кальмара» притворяется острой социальной драмой. В ней поднимаются вопросы власти, острых социальных проблем, бедности. В Южной Корее высокий уровень конкуренции, существует культ личных достижений и демонстрации успеха.
В то же время высочайший уровень безработицы и самоубийств. На что способен человек, доведённый до отчаяния? На что он готов пойти ради достижения своих целей?
Это первый пласт сериала.
Второй слой сериала - это борьба в человеке ненависти и любви, садизма и милосердия. Герои соревнуются друг с другом, ставка в этой жестокой игре - собственная жизнь.
Что в итоге победит в человеке? Какой ценой можно победить? (если вообще возможно, вечные экзистенциальные вопросы)
Третий слой задаёт нам сложные этические вопросы о несправедливости, свободе выбора и общечеловеческих ценностях.
Что человек делает со своей свободой? Нужна ли она ему? Чего в человеке больше? Эгоизма или желания помочь?
В этом плане меня очень тронул финальный спор главного героя со стариком (игрок 1).
Внимание, спойлер! Старик и главный герой спорят, спасут ли бездомного до полуночи, или он останется замерзать на улице. Наше внимание приковано к эмоциям и словам героя.
В этот момент мы упускаем то, что происходит на самом деле: главный герой мог бы сам спасти человеческую жизнь, но он выбирает играть. Глубоко внутри он остаётся самим собой, человеком с зависимостью (его отношения с матерью классический пример созависимых отношений).
Он выбирает игру вместо того, чтобы, наконец, встретиться с дочерью. Его не волнуют деньги, отношения с близкими, собственное благополучие.
Игра в кальмара продолжается…
Понравился Вам сериал? Ждёте продолжения?