Найти тему
Психолог Юлия Стриж

Игра на выживание или «КАЛЬМАРОмания»

Сериал «Игра в кальмара» стала хитом 2021 года. Открытый источник.
Сериал «Игра в кальмара» стала хитом 2021 года. Открытый источник.

В преддверии выхода второго сезона «Игра в кальмара» вспоминаем первый сезон.

Определённо, дорама («тэрэби дорама» от англ. TV drama) «Игра в кальмара» - это культурное явление нашего времени. Как сериалу с узнаваемым (и что уж кривить душой, банальным) сюжетом удалось побить все мыслимые и немыслимые рекорды?

Почему он «выстрелил» именно сейчас? Что сериал подсветил в каждом из нас?

Зайдём издалека…Азиатская культура нынче в моде. «Халлю» (корейская волна, распространение культуры Южной Кореи) - явление массовое. K-поп, дорамы, невероятный успех «Паразитов» в 2019 году. Остаться в стороне от влияния южнокорейской культуры и моды практически невозможно.

Чем выделяется южнокорейское кино?

Во-первых, необычной съемкой, ломающей стереотипы. Невозможно сходу определить жанр азиатского кино. Это дикая смесь комедии, драмы, фарса, гротеска на грани абсурда.

Во-вторых, эмоции утрированы, преувеличены. Буйство красок, яркий запоминающийся визуал. Азиатское кино ломает шаблоны, играет с картинкой и нарративом.

Клиповость, использование ярких красок и деталей выделяет азиатское кино. Открытые источники.
Клиповость, использование ярких красок и деталей выделяет азиатское кино. Открытые источники.

В-третьих, южнокорейское кино честно показывает пороки и человеческую жестокость. В нем много насилия и откровенного треша, азиатское кино не боится естественности во всех проявлениях. Это пугает и завораживает одновременно. 

(Посмотрите «Олдбой» Пак Чхан-ука, это надо хотя бы раз увидеть!)

Итак, дорама «Игра в кальмара» - достойный представитель своего жанра. В нем Вы найдёте множество клише, самоповторов, отсылок к другим произведениям (не только к азиатским).

Навскидку мне приходит параллель с «Повелителем мух» Голдинга. Тема заложенной в человеке агрессии популярна во все времена. «Игра в кальмара» притворяется острой социальной драмой. В ней поднимаются вопросы власти, острых социальных проблем, бедности. В Южной Корее высокий уровень конкуренции, существует культ личных достижений и демонстрации успеха. 

В сериале безликие герои отражают жестокую и беспощадную толпу. Открытые источники.
В сериале безликие герои отражают жестокую и беспощадную толпу. Открытые источники.

В то же время высочайший уровень безработицы и самоубийств. На что способен человек, доведённый до отчаяния? На что он готов пойти ради достижения своих целей?

Это первый пласт сериала.

Второй слой сериала - это борьба в человеке ненависти и любви, садизма и милосердия. Герои соревнуются друг с другом, ставка в этой жестокой игре - собственная жизнь. 

Что в итоге победит в человеке? Какой ценой можно победить? (если вообще возможно, вечные экзистенциальные вопросы)

Третий слой задаёт нам сложные этические вопросы о несправедливости, свободе выбора и общечеловеческих ценностях. 

Что человек делает со своей свободой? Нужна ли она ему? Чего в человеке больше? Эгоизма или желания помочь?

В этом плане меня очень тронул финальный спор главного героя со стариком (игрок 1). 

Игрок 1 воплощает архетипический образ старца и отца. Открытые источники.
Игрок 1 воплощает архетипический образ старца и отца. Открытые источники.

Внимание, спойлер! Старик и главный герой спорят, спасут ли бездомного до полуночи, или он останется замерзать на улице. Наше внимание приковано к эмоциям и словам героя. 

В этот момент мы упускаем то, что происходит на самом деле: главный герой мог бы сам спасти человеческую жизнь, но он выбирает играть. Глубоко внутри он остаётся самим собой, человеком с зависимостью (его отношения с матерью классический пример созависимых отношений). 

Он выбирает игру вместо того, чтобы, наконец, встретиться с дочерью. Его не волнуют деньги, отношения с близкими, собственное благополучие.

Игра в кальмара продолжается…

В конце первого сезона образ главного героя меняется после своеобразной инициации. Цвет его волос такой же как цвет формы безликих охранников, что дает нам намек на то, что будет происходить во втором сезоне.
В конце первого сезона образ главного героя меняется после своеобразной инициации. Цвет его волос такой же как цвет формы безликих охранников, что дает нам намек на то, что будет происходить во втором сезоне.

Понравился Вам сериал? Ждёте продолжения?