Из книги С.В.Стахорского «Архаические паттерны театра»
Фригийский колпак — головной убор из плотного сукна, имеющий конусообразную форму с загнутым остроконечным верхом, свисающим на лоб.
Появление и название фригийского колпака античная традиция связывает с троянцем Парисом, избранником Афродиты, одарившей его покровительством Эроса, благодаря которому он смог обольстить Елену Прекрасную и увезти ее в Трою — столицу Фригии. В фресках, картинах и скульптурах разных эпох Парис, как правило, изображен в фригийском колпаке.
Благодаря Парису фригийский колпак приобрел эротические коннотации и стал атрибутом героев любовных приключений. Фригийский колпак носит Ганимед, возлюбленный Зевса, которого тот похитил в облике орла и поселил на Олимпе, где он стал виночерпием богов.
В фригийском колпаке античные художники изображали Приапа, бога веселья и сексуальных наслаждений. Ему посвящались приапеи — сборники фривольных стихотворений. Завязкой приапического романа Петрония «Сатирикон» служит гнев Приапа, наказавшего юношу Энколпия импотенцией.
В этой фреске разворачивается комическая сценка: Приап взвешивает на чашечных весах собственный фаллос, положив на другую чашку мешочек с монетами. Подобные сценки разыгрывали площадные актеры-мимы: фригийский колпак был частью их театрального костюма.
В картине Герена Дидона слушает рассказ Энея о гибели Трои. Присутствие Купидона в фригийском колпаке указывает на любовь, которая в скором времени овладеет Дидоной и Энеем.
В Древней Греции фригийский колпак служил атрибутом священнодействия и празднества. В элевсинских мистериях он использовался в обряде инициации. Его вручали неофиту, прошедшему посвящение, и говорили: «Покрой голову этим колпаком, он дороже царской короны».
В Риме фригийский колпак надевали на голову раба, получившего вольную. Согласно Светонию, когда свергли Нерона, ликование было столь велико, что римляне бегали по всему городу в фригийских колпаках.
Фригийский колпак, таким образом, символизировал освобождение, избавление от страданий. Сохранилась фреска, изображающая, как юноша в фригийском колпаке, преклонив колени, просит Аполлона прекратить мучения Марсия, с которого сдирают кожу.
Фригийский колпак встречается в мозаиках христианских церквей раннего средневековья.
Здесь фригийский колпак указывает, что пришедшие поклониться новорожденному Христу волхвы (маги) явились с Востока.
В конце ХVIII века фригийский колпак стал эмблемой Великой французской революции и получил название «шапка свободы» («liberty cap»). В 1792 году в Париже на площади Революции (ныне площадь Согласия) установили статую Свободы в фригийском колпаке. Такие колпаки чеканят на печатях и монетах времен республики.
В картине Давида на сюжет из истории Древнего Рима фригийский колпак символизирует мир. Ожесточенное сражение между римлянами и сабинянами пытаются остановить женщины. Их отвага заставляет старого воина вложить саблю в ножны; покидает поле битвы юноша в фригийском колпаке (крайняя фигура справа). Картина призывает к примирению нацию, пережившую якобинский террор.
Фригийский колпак венчает аллегорическую фигуру в картине Делакруа «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»). Полотно написано под впечатлением «второй революции», произошедшей в июле 1830 года, в результате которой закончилось правление Бурбонов и была установлена конституционная монархия.
Свобода изображена в резком развороте, она увлекает за собой штурмующих баррикаду и ступает по трупам, не глядя под ноги. Черты лица и фигура Свободы напоминают древнегреческую статую Венеры Мелосской, недавно найденной и привезенной в Париж.
В фригийском колпаке изображена скульптором Франсуа Рюдом крылатая богиня Ника — центральная фигура рельефа на фасаде Триумфальной арки в Париже. В правой руке Ника держит меч, левая поднята вверх: ее воинственная поза и кричащий рот выражают призыв защитить республику.
Фабула рельефа связана с событиями 11 июля 1792 года, когда Законодательное собрание Франции выступило с воззванием «La patrie en danger» («Отечество в опасности»). На него откликнулись добровольцы из Марселя: в Париж они вошли с песней «Марсельеза», ставшей гимном революции. «Марсельеза» — второе название рельефа.
Итальянский скульптор Алессандро Путинатти короновал фригийским колпаком Мазаньелло, предводителя народного восстания в Неаполе (1647 год). Поза статуи Путинатти перекликается с позой скульптуры, выполненной Рюдом.
С ХIХ века фригийский колпак закрепился в геральдической традиции и ныне красуется на гербах, флагах, монетах ряда государств.
Расширенный вариант статьи опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.
© Стахорский С.В.