Найти тему
Epoch Times Russia

Гомеровские картины: человек, миф и легенда

Оглавление

ХУДОЖНИКИ ОЖИВЛЯЮТ СЦЕНЫ ИЗ ЖИЗНИ ГОМЕРА И ЕГО ЭПИЧЕСКИХ ПОЭМ «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ»

Автор: Мишель Пластрик

Фрагмент картины «Гомер и его проводник», 1874 г., Уильям-Адольф Бугро. (John R. Glembin/Milwaukee Art Museum)
Фрагмент картины «Гомер и его проводник», 1874 г., Уильям-Адольф Бугро. (John R. Glembin/Milwaukee Art Museum)

На протяжении тысячелетий древнегреческие эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» оказывали глубокое влияние на читателей, учёных, писателей и художников и повсеместно считаются двумя основополагающими литературными текстами западной цивилизации.

В основе обеих историй лежит Троянская война, которая была спровоцирована Еленой, царицей греческого города-государства Спарты, которая оставила мужа и укрылась в Трое вместе с Парисом, князем этого города.

Действие «Илиады» происходит в 10-й год войны между Троей и греческими городами-государствами. Война заканчивается осадой Трои греками. «Одиссея» рассказывает о бурном путешествии одного из греческих героев войны, Одиссея, царя Итаки, в его путешествии домой. Одиссею требуется ещё 10 лет, чтобы вернуться на Итаку, поскольку он искусно борется с различными препятствиями. Тем временем его королева, Пенелопа, использует свою собственную хитрость, чтобы избежать повторного брака, надеясь, что её муж однажды вернётся. В обоих этих стихотворениях персонажи, отношения и сцены чести, опасности и искушения мастерски воплощены в жизнь их поэтом, легендарным Гомером.

На протяжении веков учёные пытались выяснить правду о Гомере: был ли такой человек. Если да, то сочинял ли он знаменитые сказки? Есть ли историческая правда в его мифическом повествовании? Хотя остаётся открытым вопрос о том, являются ли стихи результатом творчества одного человека или накоплением исходного материала разных авторов, все сходятся во мнении, что стихи были первоначально составлены и переданы из уст в уста где-то в конце VIII или начале VII века до нашей эры, до широкого распространения письменности в Греции.

«Чтение из Гомера»

«Чтение из Гомера», 1885 г., Лоуренс Альма-Тадема. Холст, масло; 36,1 дюйма на 72,2 дюйма. Музей искусств Филадельфии. (Public Domain)
«Чтение из Гомера», 1885 г., Лоуренс Альма-Тадема. Холст, масло; 36,1 дюйма на 72,2 дюйма. Музей искусств Филадельфии. (Public Domain)

Картина «Чтение из Гомера» сэра Лоуренса Альма-Тадема (1836–1912), ведущего художника XIX века в Великобритании, специализировавшегося на классических сценах в академическом стиле, показывает полуисторически точную сцену, действие которой происходит в конце VII века до нашей эры. К тому времени слова Гомера уже были бы записаны на прокрутку, и на картине молодой поэт, увенчанный лавровым венком, читает вслух стихи Гомера перед аудиторией, одетой для фестиваля.

В Древней Греции поэзию Гомера пели бы барды под аккомпанемент лиры. Алма-Тадема поместил древний струнный инструмент, похожий на лиру, называемый кифарой, в левой части картины. Греческие буквы, начертанные на мраморной стене с правой стороны, пишут имя Гомера и указывают на то, что воображаемая архитектурная обстановка Альма-Тадема с видом на Средиземное море посвящена поэту.

«Чтение из Гомера» считается одним из лучших произведений Альма-Тадемы, тем более удивительным, что он закончил его всего за два месяца, учитывая его яркие и гармоничные цвета, идеально смоделированные фигуры и театральную композицию. Примечательно, что самой влиятельной фигурой является поэт: папирусный свиток простирается от его вытянутой руки к коленям, и он наклоняется вперёд с намерением и энергией, тем самым удерживая внимание зрителя на этой дани уважения Гомеру.

«Гомер и его проводник», 1874, Уильям-Адольф Бугро. Холст, масло; 82,25 дюйма на 56,25 дюйма. Подарок Фредерика Лейтона, Художественный музей Милуоки. (John R. Glembin/Milwaukee Art Museum)
«Гомер и его проводник», 1874, Уильям-Адольф Бугро. Холст, масло; 82,25 дюйма на 56,25 дюйма. Подарок Фредерика Лейтона, Художественный музей Милуоки. (John R. Glembin/Milwaukee Art Museum)

Главным атрибутом, связанным с Гомером, является его слепота. Историк и писатель Дейзи Данн пишет в эссе для Британского музея:

«У древних писателей были разные представления о том, как выглядел Гомер. Слово „хомерос“ могло означать „заложник“ в переводе с греческого, поэтому некоторые представляли, что он был пленником. Но „хомерос“ также могло означать „слепой“, и образ слепого барда оказался особенно убедительным».

Выдающийся французский академический художник Уильям-Адольф Бугро (1825–1905) создал «Гомер и его проводник» в 1874 году, в то время, когда классическая живопись вступала в конфликт с новым стилем искусства/ Это направление стало известно как импрессионизм. Некоторые учёные считают, что Бугро написал эту работу специально, чтобы показать достоинства традиционной живописи и как опровержение нового движения.

На картине Бугро изображён молодой пастух, помогающий слепому Гомеру ориентироваться в холмистом, скалистом ландшафте под безоблачным лазурным небом. Художник изобразил Гомера с ещё одним характерным атрибутом — лирой, а голову Гомера смоделировал по слепку античного бюста поэта, хранящегося в неаполитанском археологическом музее. Высокодетализированная, реалистичная композиция пейзажа, фигур, драпировки и собаки состоит из нескольких тонких слоёв краски, которые создают гладкую поверхность без различимых мазков кисти.

Красота веков

«Елена», 1881, сэр Эдвард Джон Пойнтер. Холст, масло; 36,1 дюйма на 28,1 дюйма. Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней. (Edward Poynter/CC BY-SA 4.0)
«Елена», 1881, сэр Эдвард Джон Пойнтер. Холст, масло; 36,1 дюйма на 28,1 дюйма. Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней. (Edward Poynter/CC BY-SA 4.0)

Сцены из самих стихотворений были представлены во множестве картин и скульптур, от древнегреческих ваз до римских фресок и картин XIX века. Елена Троянская, героиня картины сэра Эдварда Джона Пойнтера «Елена», широко известна как «лицо, спустившее на воду тысячу кораблей» — фраза из пьесы Кристофера Марлоу. Она была великой красавицей древнего мира. Пойнтер (1836–1919) использовал актрису Лилли Лэнгтри, одну из величайших красавиц своего времени, в качестве модели для фильма «Хелен».

Пойнтер был академическим художником, известным своими работами на классическую тематику. Он сделал серию картин маслом и акварелей с сюжетом героинь из античности в поясных позах. Такой тип композиции можно увидеть в фильме «Елена».

Елена Троянская была дочерью Зевса, царя богов, и Леды, царицы Спарты, причём Спарта была городом на юге Греции. Многие женихи желали её руки, но прежде чем она вышла замуж за Менелая, ставшего царём Спарты, все, кто соперничал за неё, поклялись оказать военную помощь Менелаю, если Елена когда-нибудь будет отнята у него. Поэтому, когда она бежала вместе с Парисом в Трою, около 1200 греческих кораблей отплыли в Трою, чтобы вести войну, как описано в «Илиаде».

В интерпретации Елены Пойнтера она обрамлена архитектурными особенностями. Одна рука лежит у неё на груди, а другая держит халат. Этот защитный жест — единственный намёк на эмоции, когда город Троя, видимый слева от колонны, сжигается дотла вторгшимися греками. Большие голубые глаза Хелен бесстрастно смотрят на что-то за рамой картины, а остальное её лицо неподвижно, как у статуи. Она носит два характерных колье, которые были собственным творением художницы и, на самом деле, были воплощены в жизнь ювелиром XIX века Карло Джулиано, который специализировался на стилях археологического возрождения.

Перехитрить циклопа

«Улисс (Одиссей), высмеивающий Полифема — Одиссея Гомера», 1829 г., Джозеф Маллорд Уильям Тёрнер. Холст, масло; 52,1 дюйма на 80 дюймов. Национальная галерея, Лондон. (Public Domain)
«Улисс (Одиссей), высмеивающий Полифема — Одиссея Гомера», 1829 г., Джозеф Маллорд Уильям Тёрнер. Холст, масло; 52,1 дюйма на 80 дюймов. Национальная галерея, Лондон. (Public Domain)

Одна из самых известных эскапад в «Одиссее» происходит в книге IX, когда Одиссей, латинизированная версия Одиссея, перехитрил и сбежал от циклопа Полифема, который держал его и его людей в плену в пещере. Картина «Улисс, высмеивающий Полифема — Одиссея Гомера» английского художника-романтика Дж.М.В. Тёрнера (1775–1851) считается одной из величайших картин творчества Тёрнера.

Тёрнер основывал свою картину на переводе поэмы Гомера, сделанном Александром Поупом. Его особенно вдохновило описание Поупом Полифема, чьё ослеплённое одноглазое лицо едва различимо на горизонте среди облаков слева, как напоминающее чудовищный нарост на горе. На картине Одиссей победоносно поднимает руки, держа в руках пылающий факел, которым он ослепил циклопа. Он стоит на своём корабле, одетый в красное, под знаменем такого же цвета.

Когда в 2008 году в Метрополитен-музее была выставлена картина «Улисс, высмеивающий Полифема — Одиссея» Гомера, музей описал, как «картина раскрывает озабоченность Тёрнера светом — от дымящегося зарева вулканического огня до морской фосфоресценции на носу корабля Улисса и небесного света солнца, символизируемого колесницей Аполлона». Лошади колесницы были частично смоделированы по образцу лошадей на фризе Парфенона, который был выставлен в Британском музее за 12 лет до того, как Тёрнер создал эту работу. Эта картина с её разнообразными насыщенными цветами, включая кобальтовые, красные, розовые, зелёные и жёлтые, ознаменовала поворотный момент во всё более энергичных исследованиях Тёрнера цвета и света в исторических пейзажах.

«Пенелопа и женихи», 1911–1912, Джон Уильям Уотерхаус. Холст, масло; 51,1 дюйма на 74 дюйма. Абердинская художественная галерея, Шотландия. (Public Domain)
«Пенелопа и женихи», 1911–1912, Джон Уильям Уотерхаус. Холст, масло; 51,1 дюйма на 74 дюйма. Абердинская художественная галерея, Шотландия. (Public Domain)

В «Одиссее» рассказывается о том, что в то время как Одиссей борется с циклопами на одном острове и колдовством на другом, его жена, Пенелопа (двоюродная сестра Хелен), сама осаждается — не мифическими монстрами, а нетерпеливыми женихами-мужчинами. Они предполагают, что Одиссей мёртв, так как все остальные выжившие в Троянской войне вернулись к своим семьям. Верная Пенелопа верит, что Одиссей жив. Чтобы задержать женихов, она заявляет, что возьмёт нового мужа только тогда, когда закончит ткать саван для своего свёкра. Втайне она раскрывает свою работу каждый вечер.

На картине «Пенелопа и женихи» Джона Уильяма Уотерхауса (1849–1917) Пенелопа находится в центре сцены, работая днём под бдительным присмотром. Уотерхаус начал свою карьеру в качестве академического художника, прежде чем перейти к стилю прерафаэлитов и заняться литературными темами с натуралистическими деталями, богатой тональной палитрой и красивыми женскими сюжетами, всё это можно увидеть на этой большой картине. Художественная галерея Абердина заказала эту работу у художника в начале XX века, когда расцвет прерафаэлитизма уже давно прошёл. Мир искусства обращался к более современным стилям, таким как кубизм, отражая напряжённость, аналогичную напряжённости между Бугро и импрессионизмом.

«Пенелопа и женихи» — главная картина из поздней карьеры Уотерхауса. Его сложная композиция прорисована с реалистичными и красочными деталями в изображении узоров, материалов и текстиля. Пенелопа показана в профиль и в действии. Нить во рту и челнок в поднятой левой руке создают кажущуюся трудолюбивой картину. Слева две служанки в своих струящихся платьях помогают в плетении савана. Справа четверо женихов в комнате Пенелопы соперничают за её внимание, хотя она сидит к ним спиной.

Украшения и лира, как и на других картинах, обсуждаемых здесь, используются в этом контексте, чтобы вызвать у неё ответ. Часть стены под женихами имеет декоративный фриз, показывающий сцену битвы, возможно, предвещающую то, как Одиссей вернётся и победит своих потенциальных преемников.

Гомер и его стихи перекинуты через пропасть почти в 3 тыс. лет, чтобы достичь всё ещё восприимчивой читательской аудитории. Эти образцовые произведения искусства с XVIII по XX век, которые также являются сохранившимися кусочками истории, ярко и ощутимо оживляют Гомера и его древние сказки.

Мишель Пластрикарт-консультант из Нью-Йорка. Пишет на различные темы, включая историю искусства, рынок искусства, музеи, художественные ярмарки и специальные выставки.

Источник: The Epoch Times