Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Личностная тревожность и стили семейного воспитания.

Если не брать генетику и наследство, одна из причин личностной тревожности у человека, как правило связана с условиями воспитания и развития. В первую очередь, это семья, в которой были дисфункциональные отношения.

Семья в этом плане, выступает как “социальный инкубатор” с необходимыми условиями для развития человека, именно там формируется основа “Я-концепции”, его самооценка и базовые убеждения, от которых во многом будет зависеть его отношение к себе, к другим и миру.

  1. Первый тип дисфункциональных отношений - это тревожные гиперопекающие родители, имея тревожный характер и привычку беспокоиться, они моделируют для подражания желаемую модель поведения, для ребёнка. Ребёнок усваивает эти паттерны родительского поведения, такие как реакция на стресс, чрезмерное беспокойство, тревожное поведение, постоянная катастрофизация, избегание итд.
  2. Второй тип дисфункциональных отношений, это очень высокие родительские ожидания и требования. В семьях, где отношение к ребёнку строится на больших претензиях, высоких стандартах, ожиданиях и в целом, на ребёнка оказывается сильное давление в движении к его совершенству, происходит "эмоциональное нарушение", в виде развития постоянного беспокойства и страха не соответствовать этим родительским требованиям. А также присутствует страх критики и разочарования своих родителей, из-за чего у ребёнка формируется постоянное чувство беспокойства и тревоги, что в свою очередь, в будущем может вылиться в депрессию, перфекционизм и прокрастинацию. Эта модель больше напоминает "авторитарную гиперсоциализацию".
  3. Третий тип дисфункциональных отношений, это отсутствие эмоциональной поддержки и эмоциональный холод (депривация) в отношениях с ребёнком. Его ещё называют тип воспитания "холодное материнство". Об этом впервые сказал французский психоаналитик Андре Грин. Ребёнок растёт в семье, в которой эмоционально его не видят, не понимают, не чувствуют и не дают ему ощущение эмоционального комфорта. О нём могут хорошо заботиться, у него может быть отдельная комната, правильное питание, кружки и секции, много игрушек, а в остальных вещах, ребёнок чувствует, что он не нужен, что он проблема, что он мешает.

Я бы назвал, это ещё вегетативной заботой, используя которую, о ребёнке заботятся, как о растении. "Напоен, накормлен, уроки сделал, не мешайся...!"

Вывод. Поэтому, по мере взросления, у ребёнка формируется постоянное чувство вины и тревога, поскольку он считает, что в чём-то виноват "Я должен быть послушным, чтобы меня любили. Если меня не любят, значит Я плохой и тогда в этом мире я никому не нужен и живу напрасно...".

И поэтому из этих людей, во взрослом возрасте, часто вырастают сотрудники, жёны, мужья образцового показания, которые для всех стараются быть удобными и будучи уже во взрослом возрасте они всё равно, стараются всем угодить и делают всё, чтобы не расстраивать маму, пытаться заслужить её любовь.

На своём курсе психотерапия, помогаю справиться и преодолеть причины и последствия этого невроза.

1) "Курс преодоления депрессии, тревоги и невроза". 2) Заходите в мой уютный Telegram канал) 3) Пособия и курсы для клиентов

Автор: Вьюков Антон Сергеевич
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru