Если не брать генетику и наследство, одна из причин личностной тревожности у человека, как правило связана с условиями воспитания и развития. В первую очередь, это семья, в которой были дисфункциональные отношения.
Семья в этом плане, выступает как “социальный инкубатор” с необходимыми условиями для развития человека, именно там формируется основа “Я-концепции”, его самооценка и базовые убеждения, от которых во многом будет зависеть его отношение к себе, к другим и миру.
- Первый тип дисфункциональных отношений - это тревожные гиперопекающие родители, имея тревожный характер и привычку беспокоиться, они моделируют для подражания желаемую модель поведения, для ребёнка. Ребёнок усваивает эти паттерны родительского поведения, такие как реакция на стресс, чрезмерное беспокойство, тревожное поведение, постоянная катастрофизация, избегание итд.
- Второй тип дисфункциональных отношений, это очень высокие родительские ожидания и требования. В семьях, где отношение к ребёнку строится на больших претензиях, высоких стандартах, ожиданиях и в целом, на ребёнка оказывается сильное давление в движении к его совершенству, происходит "эмоциональное нарушение", в виде развития постоянного беспокойства и страха не соответствовать этим родительским требованиям. А также присутствует страх критики и разочарования своих родителей, из-за чего у ребёнка формируется постоянное чувство беспокойства и тревоги, что в свою очередь, в будущем может вылиться в депрессию, перфекционизм и прокрастинацию. Эта модель больше напоминает "авторитарную гиперсоциализацию".
- Третий тип дисфункциональных отношений, это отсутствие эмоциональной поддержки и эмоциональный холод (депривация) в отношениях с ребёнком. Его ещё называют тип воспитания "холодное материнство". Об этом впервые сказал французский психоаналитик Андре Грин. Ребёнок растёт в семье, в которой эмоционально его не видят, не понимают, не чувствуют и не дают ему ощущение эмоционального комфорта. О нём могут хорошо заботиться, у него может быть отдельная комната, правильное питание, кружки и секции, много игрушек, а в остальных вещах, ребёнок чувствует, что он не нужен, что он проблема, что он мешает.
Я бы назвал, это ещё вегетативной заботой, используя которую, о ребёнке заботятся, как о растении. "Напоен, накормлен, уроки сделал, не мешайся...!"
Вывод. Поэтому, по мере взросления, у ребёнка формируется постоянное чувство вины и тревога, поскольку он считает, что в чём-то виноват "Я должен быть послушным, чтобы меня любили. Если меня не любят, значит Я плохой и тогда в этом мире я никому не нужен и живу напрасно...".
И поэтому из этих людей, во взрослом возрасте, часто вырастают сотрудники, жёны, мужья образцового показания, которые для всех стараются быть удобными и будучи уже во взрослом возрасте они всё равно, стараются всем угодить и делают всё, чтобы не расстраивать маму, пытаться заслужить её любовь.
На своём курсе психотерапия, помогаю справиться и преодолеть причины и последствия этого невроза.
1) "Курс преодоления депрессии, тревоги и невроза". 2) Заходите в мой уютный Telegram канал) 3) Пособия и курсы для клиентов
Автор: Вьюков Антон Сергеевич
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru