Найти в Дзене
gosudarstvo.pravo

Правовые системы (Обайд Ихаб)

Всем доброго дня! 18 августа 2024 г. состоялось девятое открытое заседание круглого стола Клуба Правовой Доктрины в сотрудничестве с журналом «Право и современные государства» на тему: «Правовая система: понятие, типы, взаимодействие и границы. Самоидентификация принадлежности к правовой системе». (см. https://dzen.ru/a/ZtNvLCT9sTvjZpYe). На заседание были приглашены учёные, имеющие опыт обучения и работы в разных государствах с различными правовыми системами. Поэтому, в связи с большим интересом к выступлению Ихаба Обайда об особенностях корреляции между сирийской и российской правовыми системами даём его развернутый текст. Автор материала Обайд Ихаб, Старший преподаватель кафедры теории, практики и дидактики перевода в Институте лингвопереводческих технологий и развития международных коммуникаций Университета мировых цивилизаций.

В связи с данной темой мне было задано множество вопросов, поскольку я являюсь гражданином Сирии, где я в течение долгого времени жил и работал юристом, а также учился там вплоть до магистратуры. Затем я поехал в Россию, где жил и учился в магистратуре и в аспирантуре, а также защитил кандидатскую диссертацию, после чего работал в разных сферах. В основном я занимался написанием статей на темы: «Сравнительные правовые системы», «Сравнительное право», «Семейное право». Кроме того, я сравнивал между собой семейные кодексы различных арабских стран и Российской Федерации. Безусловно, если рассматривать термин «правовая система» в широком смысле, то можно главным образом выделить романо-германскую (латинская) и англо-саксонскую системы. Наряду с этими двумя правовыми системами также можно выделить «Религиозную школу» - школу исламского права, игравшую большую роль в течение долгого времени, будучи основной законодательной базой во многих арабских странах. Более того, на сегодняшний день, несмотря на придание законам письменной формы, исламское право сохранило свое влияние. Таким образом, при непосредственном сравнении англо-саксонской и романо-германской правовых систем, их представители, даже в случае нахождения в другой стране с противоположной правовой системой, не могут считать себя носителями противоположных для них школ права в связи с наличием отличающихся принципов и положений для каждой из данных систем. Стоит отметить, что каждый человек подсознательно ощущает себя в правовом поле своей родной страны – места, где он жил, рос и изучал основы государственного права.

Если же, например, человек, выросший в романо-германском правовом поле, приезжает в страну с такой же системой права, то большой разницы в законодательствах своей родной страны и страны пребывания он не увидит. Так, например, в Сирии превалирует романо-германская система, и законы данной страны (уголовное, гражданское право, трудовой кодекс, законы о юридических лицах, законы о недвижимости и т.д.) основаны на французском законодательстве, и я, будучи сирийцем, по прибытии в РФ, где правовой основой также является романо-германская школа права, не нуждался в адаптации для работы в правовой сфере. Тем не менее, стоит отметить, что Сирия, несмотря на превалирующую роль Латинской правовой системы, является арабской страной, и большинство населения – мусульмане, поэтому немаловажную роль здесь играет исламская правовая школа. Так, например, Семейный кодекс, или «Закон о личных статусах» (сирийское название) полностью взят из исламского права. Таким образом, в странах, где закон о семье будет иметь сугубо светский характер, человек из Сирии, равно как и из другой мусульманской страны, также не сможет полностью считаться носителем той или иной правовой системы, поскольку, как можно понять из вышеупомянутого примера, большое влияние на него оказывает религия. Так, для лучшего понимания вышеописанного необходимо привести некоторые примеры:

1. В России развод возможен лишь по обоюдному согласию, тогда как в Сирии муж может в единоличном порядке расторгнуть брак, поскольку именно он обязан, согласно религии, содержать всю свою семью.

2. В Сирии, в отличие от России, разрешено многоженство.

3. В Сирии отец – главный при решении спорных ситуаций.

4. В Сирии супруги должны жить строго в одном подготовленным мужем месте.

Именно по таким нюансам можно понять, носителем какой школы права является тот или иной юрист. Так, например, при обсуждении вопроса о разводе, представитель исламского права будет строго придерживаться своих принципов, так как они основаны на религии. Более того, могут последовать апелляции к Корану для объяснения и решения определенных ситуаций (к примеру, в Коране написано, что при наследовании сыну достается в два раза больше имущества, нежели дочери). Тем не менее, принадлежность человека и исламской школе права никак не отменяет его уважения и соблюдения законодательства страны его текущего пребывания, хотя здесь могут быть и исключения, поскольку все зависит от самого человека. Также, при рассмотрении вопроса о влиянии юридического образования на человека, стоит отметить, что первое полученное им образование (в моем случае – бакалавриат в сфере юриспруденции в Сирии) является основным и базовым в его последующей работе в сфере юриспруденции. Даже при последующем обучении и работе человека за рубежом (магистратура, аспирантура) базовые принципы той или иной школы права остается для каждого человека неизменной, хотя некоторые не ключевые аспекты восприятия и могут измениться.

В заключение хочется отметить, что данный вопрос является крайне важным и его невозможно полностью охватить за столь короткое время, но я, исходя из своего двенадцатилетнего опыта обучения и работы в России, постарался максимально его для вас прояснить.

Спасибо за внимание!

Отдельную благодарность выражаем Попкову Валерию Андреевичу, - студенту 4 курса Факультета управления и политики МГИМО МИД России, принимавшему участие в подготовке материалов.