Консультирование – распространенное направление работы психолога. Причем появилось в России оно относительно недавно, но уже набрало свою популярность. Все благодаря высокой эффективности. Главная особенность консультирования – это его быстрая, почти «срочная» помощь. Но не в физическом плане, а моральном. То есть поддержка и психологическая помощь в экстренных ситуациях. Обычно решается узкая проблема или тема. В консультировании используют пять основных методов: наблюдение, беседа, эмпатическое слушание, активное слушание и интервью. В статье поговорим о них подробнее.
Что такое психологическое консультирование?
Это сеанс с профессиональным психологом, во время которого специалист помогает клиенту по психологическим и эмоциональным вопросам. Как правило, приходят с конкретной проблемой, целью или запросом. Важно, чтобы консультант понимал именно эту сферу. Редко, когда один специалист может проводить консультации по всем вопросам.
Основная цель консультанта-психолога – это помочь клиенту и дать ему «инструменты», с которыми он справится с проблемой.
Важно! Психолог-консультант не решает и не должен решать ваши проблемы. Наоборот, это считается непрофессиональным. Он вас выслушивает, старается понять, в том числе, используя собственный опыт. Помогает косвенно – учит психологическим приемам, навыкам и знаниям, которыми уже вы сможете воспользоваться.
В процессе консультации пси-специалист обязательно использует один или несколько методов: беседа, активное и эмпатическое слушание, интервью и/или наблюдение. Также, есть разные подходы к проведению психологического консультирования, но об этом поговорим в другой статье.
Также, психологическое консультирование – это не лечение, а консультант – не врач. Он не ставит диагнозы, не выписывает лекарства. Специалист обязательно имеет психологическое (гуманитарное) образование, медицинское – необязательно.
Задачи психологической консультации
В процессе работы с клиентами ставится множество задач. Все они зависят от конкретного запроса. Это может быть любая психологическая и эмоциональная проблема: экзистенциальные вопросы, сложности в личных отношениях, трудности карьерной реализации, стыд, вина и так далее. Общие задачи психолога-консультанта:
- Психолог определяет цель или проблему клиента, которая привела его в кабинет.
- Подробнее изучается проблема, ее серьезность, значимость, возможная природа. Уточняются некоторые детали.
- Психолог «погружается» в личность человека, изучает его разные стороны, характер, прошлое, другие важные моменты. Это необходимо, чтобы определить, как именно клиент сможет разобраться со своей проблемой.
- Специалист дает все нужные психологические рекомендации, навыки и знания. Если личность не может самостоятельно справиться с проблемой, дается направление на психотерапию. Ее может проводить этот же специалист, если имеет соответствующие квалификации. Иногда дается рекомендация посетить другого специалиста. В крайних случаях психолог советует обратиться к психиатру за диагностикой и лечением, если заподозрил расстройство личности.
В целом, задачи консультанта связаны с оказанием психологической помощи и поддержки в трудных ситуациях.
Мы предлагаем психологические курсы по повышению квалификаци. Вы можете обратиться к нам через форму отправки заявки на сайте https://psy-institut.ru/ или по телефоне: +7 (937) 762-21-96
Чат бот в телеграм по выбору направлений, а также информация по институту @PsyInstitutbot.
Немного о самом процессе консультирования
Консультирование со стороны может быть похожим на обычную беседу двух людей, в которой один делится переживаниями и трудностями, а второй пытается помочь. На самом деле есть значительные отличия. Работа психолога очерчена четкими границами и принципами, которые нужно соблюдать. Основные из них:
- Дружелюбное отношение к любому клиенту вне зависимости от его личности, черт характера, образа жизни и так далее. Это в общем принцип психологической работы. Важно уходить от стереотипного мышления, никакой дискриминации и предвзятого отношения.
- Нельзя давать прямые советы. Консультант не может посоветовать вам бросить или не бросить девушку. Он может только помочь вам понять, действительно ли вы хотите расстаться с партнером или нет. Помогает осознать собственные желания и принять обдуманное, взвешенное решение. А вот если специалист прямо говорит – «бросайте ее», стоит задуматься о его профессионализме.
- Отсутствие любых личных отношений с клиентами. Довольно сложная тема, поскольку некоторым специалистам приходится отказываться от клиентов уже в процессе, если те слишком сильно привязываются. Психологический консультант – не друг, не подружка, не коллега. Он чужой человек с профессиональными знаниями в области психологии. Отсутствие личных отношений нужно для сохранения непредвзятости.
Отметим, что консультант в психологии – довольно противоречивая профессия. Такой специалист принимает одновременно две роли:
- независимый эксперт по определенным психологическим запросам;
- полностью открытый человек, готовый выслушать и оказать поддержку.
Хороший психолог-консультант лавирует между этими двумя «ролями». Он активно, но не переходя грани личных отношений, ведет беседу с психологической ценностью.
Основные методы консультирования в психологии
Теперь поговорим о том, как психологу удается проконсультировать клиента. Есть пять методов:
1. Беседа
Основной метод, без которого консультирование практически невозможно. Беседа в психологии – это особый разговор между двумя людьми: клиентом и психологом. В процессе специалист использует разные приемы, чтобы метод оказался наиболее эффективным. У беседы есть несколько целей:
- наладить с клиентом доверительные, открытые отношения;
- раскрепостить клиента, снять зажатость;
- получить максимум информации от клиента по поводу его жизни, личности и проблемы.
В процессе профессионал обязательно обращает внимание на разных факторы. Это могут вербальные и невербальные реакции. Например:
- мотивация к диалогу;
- реакция на отдельные темы, вопросы;
- как клиент говорит: ясность, четкость;
- как клиент себя ведет в процессе;
- какие темы поднимает самостоятельно.
Часто психологи используют метод беседы как «фон» для работы. Он помогает им сохранять дружелюбную, открытую атмосферу.
Также беседа может иметь несколько вариаций:
- Спонтанная беседа. Психолог или сам клиента начинает разговор внезапно, без какого-либо плана. При этом не задумывается о его цели. Чаще так себя ведет именно клиент.
- Интуитивная беседа. Психолог «чувствует» или предполагает особенности клиента и его проблемы. Он начинает не спланированный диалог, но в том русле, которое считает важным. Ориентируется психологической интуицией.
- Структурированная, спланированная беседа. Психолог заранее продумывает, что и как следует задать клиенту, какие вопросы и темы обязательно спросить, а также в каком порядке. Эта беседа выделяется в отдельный метод – интервью.
2. Интервью
Спланированная беседа, в ходе которой психолог узнает максимум информации о клиенте, его состоянии и задаче, с которой тот пришел. Отличается от обычной беседы наличием структуры и использованием тактики. Может использоваться несколько видов интервью:
- Стандартизированное интервью. Используется четкая и проверенная тактика, план.
- Частично стандартизированное интервью. Основа метода – проверенная стратегия, но допускается некоторая вольность в тактике в зависимости от конкретного клиента.
- Не стандартизированное интервью. Имеется стратегия, но тактика полностью свободна. Может видоизменяться как угодно, ориентируется на конкретного человека и его потребности.
Большим плюсом интервью является его профессиональная ценность. В отличие от беседы, оно дает больше специальных знаний о человеке. Однако уступает «живому» диалогу в налаживании контакта.
3. Активное слушание
В процессе консультирования психологу непременно приходится слушать клиента. Даже это простое действие можно делать по-разному. Обычное выслушивание не подходит, поскольку специалист не проявляет заинтересованности и отклика. А когда вы делитесь чем-то личным с незнакомым человеком, пусть и специалистом, хотелось бы ответной реакции. Поэтому в психологии используется метод активного слушания. У него есть несколько целей:
- лучшее взаимопонимание между клиентом и профессионалом. Задаются уточняющие вопросы, перефраз и прочее;
- налаживание дружеское атмосферы взаимопонимания;
- психолог может получить больше информации при активном слушании, так как клиент сам хочет ее давать.
Активное слушание заслуживает целой отдельной статьи, но сейчас расскажем самое основное – приемы:
- уточняющие вопросы по типу: «я правильно понял, что вы…?» «вы говорите о том, что… верно?»;
- проявление искреннего интереса: через позу, взгляд и прочее;
- перефраз – повтор того, что говорил собеседник, но своими словами: «вы сказали, что...» или «другими словами…»;
- поддерживающие реакции – краткие фразы, которые показывают, что вы слушаете: «угу», «ага», «да», «понимаю» и так далее. Важно не говорить их слишком часто, после каждой фразы;
- стимулирующие фразы, показывают, что консультанту интересно и важно продолжение рассказа: «продолжайте, пожалуйста», «это очень интересно»;
- подведение итогов и перефраз всего, что было сказано клиентом за сеанс или отдельную его часть.
В процессе активного слушания, перефраза, стимулирования рассказа и прочего важно не переходить на собственное мнение и идеи специалиста. Он должен оставаться объективным. А главная задача – раскрыть собеседника, его личность и проблему как можно лучше. Почему это работает? Все просто, каждому человеку нравится и действительно важно, чтобы его не только слушали, но и слышали. То есть действительно вникали в проблему. Если не уметь пользоваться этим методом консультирования, вряд ли получится наладить контакт с клиентом, эффективность сеанса сильно упадет.
4. Эмпатическое слушание
Слушать можно не только мозгом, но и чувствами. В активном слушании специалист показывает, что понимает и принимает именно то, о чем человек говорит. В эмпатичном – он понимает и репрезентует именно эмоции, которые может или реально испытывает клиент в ситуации, про которую рассказывает. Специалист перенимает опыт другого человека на себя, проявляет эмпатию, отсюда и название – эмпатическое слушание. Используются следующие приемы:
- сопереживание клиенту. Психолог-консультант должен уметь почувствовать то же, что клиент. Понять его именно на уровне эмоций, а не разума. Иными словами, должен обладать эмпатией в классическом ее понимании;
- отражение. Хороший психолог – это тот, который может смотреть на себя со стороны. Он должен уметь встать на сторону клиента и взглянуть на личность, эмоциональное и психическое состояние, действия, поведение самого себя, будто бы, глазами собеседника;
- идентификация с клиентом. Специалист должен уметь поставить себя на место другого человека. В данном случае, клиента. Причем не только в интеллектуальном уровне, а в эмоциональном.
Эмпатическое слушание менее заметно самому клиенту, чем активное. Но оно тоже чрезвычайно важно. Налаживает контакт на более глубинном, невидимом уровне взаимодействия.
5. Наблюдение
Последний, но не по значимости метод работы психологическим консультантом – наблюдение. Причем оно должно быть целенаправленным и систематическим, иметь какую-то цель. Обычно разделяется на два варианта:
- наблюдение за невербальным поведением, то есть, как человек движется, сидит, реагирует его тело;
- наблюдение за вербальным поведением, то есть за тем, что человек говорит, какие реакции проговаривает вслух.
Важно, что хороший психолог не будет делать точных выводов по невербальным сигналам. Например, отведение глаз в право не говорит о том, что человек фантазирует, а влево – что вспоминает. Это очень индивидуальные процессы. Настоящий профессионал отслеживает повторяющиеся поведенческие паттерны, которые могут указывать на определенную реакцию. Нужно время, чтобы разобраться в невербальных откликах конкретной личности.