Однажды мне довелось почитать книгу американского автора Э. Мюррея об удивительном индийском пророке Сатьи Саи Баба. Трудно было поверить, что он извлекает из воздуха различные предметы: четки, перстни, золотые кулоны. Запомнился эпизод, когда, узнав о дне рождения посетителя, Саи Баба подарил ему взявшуюся ниоткуда золотую десятидолларовую монету, отчеканенную в год рождения визитера. Интересным было наблюдать кадры видеосьемки, на которых Сатьи Саи вытряхивал из узкогорлого кувшина священный пепел. Казалось, сосуд был бездонным. Уже образовалась солидная гора пепла, а он все сыпался и сыпался. Одно дело - видеть эти чудеса в кино, и совсем другое-вживую. И потому, когда мне выдалась поездка в Индию, я решил обязательно встретиться с этим человеком.
Организаторы поездки предусмотрели интервью с людьми самого разного ранга, вот только насчет встречи с Сатьи Саи сразу предупредили:
- Мы не можем просить господина Сатьи Саи Бабу, чтобы он кого-то принял. Он сам выбирает, с кем ему общаться. Вы туда приедете и, скорее всего, сможете его увидеть. Но вот что касается "поговорить", там ведь очень много людей со всех концов света. Месяцами ждут возможности пообщаться с ним.
И вот мы отправились в индийскую глубинку. По пути в небольших селениях обратил внимание на многочисленные фотографии Саи Бабы. Местные жители любовно украшают его портреты гирляндами цветов и ставят на видном месте. И охотно рассказывают истории о прошлом воплощении Бабы.
Жил в прошлом веке Баба из Ширди, который в молодости исповедовал мусульманскую веру. В 1872 году обветшавшая мечеть Ширди стала его домом. Здесь он поддерживал по ночам огонь в очаге и подливал масла в светильники.
Однажды вечером лавочник, бесплатно снабжавший его маслом, солгал, что весь запас вышел. Возможно он пошутил, чтобы развлечь деревенских зевак, и во главе толпы пришел посмотреть, что Баба будет делать без своего священного огня, и посмеяться над ним. Тогда Баба взял воду из кувшинов для омовения ног и залил ее в светильники. Потом он возжег светильники, и они горели настолько долго, что люди поверили: вода обратилась в масло.
Баба не был колдуном. В своей жизни он исцелил многих тяжелобольных, в том числе и прокаженных. К нему тянулся нескончаемый поток посетителей. В 1918 году он умер, но до сих пор места, связанные с ним в Ширди, являются святыми для тысяч пилигримов-мусульман, индуистов, буддистов и христиан.
Четырнадцатилетний индийский мальчик Сатья в 1940 году объявил родным и близким, что в нем воплотился дух Бабы из Ширди. Он вспомнил множество деталей и назвал факты, которые могли знать только самые близкие друзья покойного, и они подтвердили достоверность воспоминаний.
Штат Андха Прадеш, где проживают 27 миллионов человек, страдает от переизбытка рабочей силы. Но на том кусочке земли, где расположился ашрам, сразу видно, что люди живут в довольстве и достатке. Свидетельством тому - улыбки на лицах людей. К слову, ашрам по-российски-пустырь, или обитель святого.
Как мне пояснили, такие приятные, хорошие лица у людей потому, что Саи Баба открыл им сердечную чакру. Но, думаю, есть и чисто прозаическая причина: люди живут сравнительно комфортно. Многочисленные паломники и туристы помогают пополнять бюджет.
Впечатляет медицинский центр Саи Бабы. Оснащенный по последнему слову техники, он буквально напичкан современной компьютерной аппаратурой. В этом медицинском учреждении, не уступающем лучшим европейским клиникам, трудятся врачи самой высокой квалификации из многих государств.
В холле медицинского центра-большая доска, на которой золотом начертаны имена тех, кто сделал пожертвования на это чудо здравоохранения. Из этих миллионов долларов Саи Баба не взял себе ни копейки.
Благотворительная помощь выражается здесь не только в материальных благах. В ашраме дети получают бесплатное образование. При этом им не навязывают какую-либо религию. В ашраме Сатьи Саи одинаково уютно чувствуют себя и мусульманин, и индуист, и христианин, и буддист. В конце обучения каждый остается при своей вере.
Число паломников здесь неизменно велико-от десяти до пятнадцати тысяч человек. Шанс, что с тобой заговорит сам Саи Баба, был ничтожно мал.
Как гостя меня проводили вместе с переводчиком Ганешом Халои в небольшую комнату для отдыха. Там покормили вегетарианской пищей, предложили снять обувь (в ашраме принято ходить босиком) и попросили оставить фотоаппарат и видеокамеру.
Ближе к трем часам дня Сатьи Саи обыкновенно выходит на большую площадку, где собираются жаждущие увидеть эту необыкновенную личность, прикоснуться к его одежде. Многие протягивают ему письма, в которых содержаться просьбы друзей и родственников. Считается, если Саи Баба возьмет их, пожелания сбудутся.
Рядом со мной сидели подростки. И хотя эти мальчики учились здесь и не один раз видели Сатьи Саи, чувствовалось как они сильно волновались. Занервничал и я: так хотелось поближе увидеть того, чье имя воспринимается как легенда.
- А хочешь, достану тебе перстень?
- спросил меня Саи Баба.
Не дожидаясь ответа, он пошарил где-то в пространстве и извлек буквально из воздуха золотой перстень, в котором таинственно мерцали драгоценные камни...
Вот вдали показалась фигура в оранжевом одеянии. Сатьи Саи двигался неторопливо, по пути собирал письма. Кого-то потрепал по плечу, похлопал по спине. Как потом мне рассказал один из гостей ашрама, у него сильно болел позвоночник: сказывалась старая травма. Так вот такое похлопывание не только сняло боль, но и полностью исцелило его.
Когда Сатьи Саи приблизился ко мне, я увидел голубоватое свечение вокруг густой шапки его волос. И ведь что любопытно, раньше ауру я никогда не наблюдал, как ни напрягался.
Проходя мимо меня он рассеянно произнес: "Russian". Потом вернулся и предложил мне пойти за ним в комнату. Разговор (естественно, с помощью переводчика) начался с того, что он самым подробным образом рассказал о моей весьма не простой семейной жизни. Сатьи Саи совершенно свободно излагал мой жизненный путь, как будто мы были знакомы тысячу лет. Он говорил практически без пауз.
При этом я невольно поймал себя на том, что начинаю понимать язык Сатьи Саи. По ходу разговора я высказал пожелание воспользоваться видеокамерой и фотоаппаратом. Он позвал одного из своих людей.
- Этому человеку, - показал он на меня, - можно снимать, что он пожелает.
В общей сложности наша встреча продолжалась около часа. В какой-то момент мой собеседник протянул мне руку, и из нее посыпался священный пепел, который в Индии называют "вибхути". Я так и не понял, откуда он берется. Но совершенно уверен, что это не трюк. Ведь этот же пепел он сыпал и Ганешу.
- А хочешь, достану тебе перстень? - спросил он. И не дожидаясь ответа, пошарил где-то в пространстве и извлек буквально из воздуха золотой перстень, в котором таинственно мерцали драгоценные камни.
- Они символизируют девять планет Солнечной системы, - пояснил Саи Баба. Потом хитро улыбнулся. - А может, хочешь перстень с одним камнем?
- Да, это было бы интересно.
Он мотнул перстнем в воздухе, и вот в его руке перстень с большим изумрудом.
- Нет, - вздохнул Саи Баба, - тебе все же нужен перстень с девятью камнями.
И надел прежний перстень на безымянный палец моей руки. Удивительно, что он пришелся без всякой примерки точно по размеру. При этом Саи Баба заметил:
- Не снимай его. Это постоянная связь со мной. Он будет защищать тебя.
Рассматривая перстень, я обратил внимание, что камни как бы впаяны в металл без оправы. Золото на печатке не совсем отшлифовано, но из-за этого его многочисленные грани дают более сильное отражение и блеск. Можно сделать совершенно фантастическое предположение, что у Сатьи Саи спрятана где-то в горах или под землей маленькая ювелирная фабрика, на которой мастера денно и нощно изготавливают сувениры. Но, думаю, как бы она не была законспирирована, слухи о таком производстве непременно разошлись бы по округе.
Есть несколько версий фантастических способностей Саи Бабы. Предполагают, что это личность из будущего попала в наше время и пытается личным примером показать нам истинные, нравственные нормы жизни.
Версия вторая: пришелец из иных миров приучает нас к явлению чуда, исподволь убеждает, что в этом мире есть не только материальная подкладка и он гораздо сложнее, чем нам представляется.
Свое объяснение виденным чудесам дают и верующие. Для них Сатьи Саи Баба- Аватар, воплощение Бога на Земле. Индийские традиции, связанные с пониманием Божества, несколько разнятся с европейскими. Согласно им, божественного уровня постижения жизни может достичь и человек, избранный провидением, наделенный совершенно необычными способностями.
Замечу, что у Саи Бабы нет предвзятого отношения ни к одной из религий. С одинаковым уважением отзывается он об исламе, индуизме, буддизме. С любовью почитает и Христа. В то же время убежден, что, сколько бы ни было имен у Бога, он один. Саи Баба подчеркивает, что он не провозвестник новой религии.
Саи Баба удивительно просчитывает ситуацию наперед. Например, он дарит одному гостю из России красивые четки. Тот улыбается:
- Саи Баба, вы же мне их уже дарили в прошлом году.
- А те, - отвечает Саи Баба, - у тебя только что украли. Вот и приходится вроде как возвращать...
Недоумевающий гость возвращается через два дня в Москву и узнает, что его квартиру действительно два дня назад обокрали и взяли четки. Но как об этом узнал Саи Баба?
Человек дотошный и не очень доверчивый все увиденное мною может списать на игру воображения. И действительно, вообразить мы можем многое. В ряде восточных философских систем вообще утверждается, что наша жизнь есть сон. Человек воображает, что у него есть болезни, и болеет этими воображаемыми болезнями и даже умирает от них. Он воображает, что влюблен, и тут же сохнет и чахнет от любви.
Игра воображения делает того же человека пациентом психушки и помогает подняться ему на вершину славы. Воображение ведет нас по жизни и ввергает в пучины бед.
Но вот что касается Саи Бабы, с уверенностью могу сказать: у него действительно из ладони сыплется пепел, которого раньше не было. Не могу объяснить, почему, но сыплется. Он насыпал мне его в бумажку, которую я спрятал в нагрудный карман. Потом в гостиничном номере (это было в Путтичери на юге Индии) я решил сфотографировать пепел видеокамерой. Поздно вечером, когда я только хотел ее включить, неожиданно погас свет. Открыл дверь номера, но и за ней была непроглядная тропическая темень. Отыскал свечу, зажег. При ее свете документальные съемки необычного пепла на фоне маленьких бронзовых фигурок Богов были особенно впечатляющи. Но только закончил снимать, дали электричество. И вот ведь что странно: загорелась не лампа, а заработал на полную мощь потолочный вентилятор, который был выключен. Из соседнего номера выскочил переводчик Ганеш.
- Господин Пукемов, вы не знаете, в чем дело? - спросил он. - В моем номере выключенный вентилятор начал неожиданно работать.
- Да и в моем тоже, - ответил я.
И уж совсем странно, что порывы воздуха не смели пепел. Он так и остался лежать на бумажке.
Возможно, это была своеобразная шутка-весточка от Саи Бабы.
Александр Пукемов (имя и фамилия вымышленные).