Найти тему
Михаил Марков

Дубровицы

Этот дневник о завершении моего «усадебного турне» по южно-восточным районам ближнего Подмосковья, первые две «серии» были посвящены Старо-Никольскому и Поливаново+Щапово. Если посмотреть по карте, то такой маршрут логичнее всего завершить в Подольске. У кого как, а у меня Подольск ассоциируется в первую очередь со знаменитыми Дубровицами. Про это место многие писали, но каждый может взглянуть как-то по своему на самые известные и многократно описанные вещи, так? Вот и я вольюсь в этот хор восхищённых Дубровицами. А по-другому к этой усадьбе отнестись нельзя, я в этом уверен.

Дубровицы, в первую очередь, это Знаменская церковь. В России нет ничего хоть чуть-чуть похожего на нее. Имя архитектора (или архитекторов) этого чуда неизвестны, но считается, что без западного участия тут не обошлось. Церковь построил в своем имении дядька Петра I князь Борис Голицын, человек, с одной стороны, образованный и с европейским менталитетом, с другой – гуляка и пьяница. И всем этим он щедро поделился со своим подопечным. Петр присутствовал и при заложении церкви, и при ее освящении, хотя между этими событиями прошло несколько лет. Построенная церковь несколько лет стояла неосвященной, церковные власти из-за необычности и «западности» отказывались ее освящать. Церковь внутри оформлена, кроме прочего, и библейскими цитатами на латыни… Но под нажимом Петра освящение всё-таки состоялось, и случилось это все 320 лет назад, в 1704 году!

Церковь поражает… Описать ее стиль очень трудно – тут и что-то ренессансное, и барокко, и даже предвестник грядущего европейского рококо. Как будто вдруг какой-то концерт для флейты, клавесина, скрипки и гобоя вдруг материализовался и застыл в камне. Церковь в 30е годы XX века даже думали сносить, но передумали, или руки не дошли, на наше счастье. Сейчас церковь действующая. Авторы, которые пишут про запрет на съемку внутри церкви, не очень внимательны. Снимать нельзя только во время службы. Я здесь уже третий раз и на службу не попал ни разу, правда, я и не стремился )) Внутреннее убранство собора поражает и сейчас, а как же эта роскошь действовала на прихожан 300 лет назад? И кстати, если внешний вид собора а России не с чем сравнивать, то с тем, что внутри уже можно подыскать какие-то аналоги. Отчасти нечто пусть не такое же, но в том же стиле, можно увидеть в Успенском соборе Горицкого монастыря, в Переславле-Залесском. Иконостас чуть попышнее, стены чуть поскромнее…

В предыдущие мои приезды – в 2013 и 2016 годах – цоколь церкви был обнесен строительными лесами и будто бы велись реставрационные работы. Хотя вид этих чахлых дощатых конструкций говорил скорее о несерьезности подхода и скорее о видимости проведения каких-то работ. Сейчас лесов нет, а визуально цоколь церкви в каком был состоянии, таком и остался.

В нескольких десятках метров от церкви находится главное собственно усадьба. Усадьба Бориса Голицына не сохранилась, а тот дворец, что мы видим сегодня, построен его внуком на старом месте. Потом этим всем владел князь Потёмкин, потом Екатерина выкупила ее для очередного фаворита – Мамонова, а потом сюда он был практически сослан после увлечения молодой фрейлиной и женитьбы на ней. Потом тут хозяйствовал его несчастный сын Матвей, молодой человек больших талантов с упрямым, бескомпромиссным характером. Оппозиция к царской власти и большое состояние подтолкнули его родню к объявлению его сумасшедшим. Больше 30 лет - до самой смерти - он провел как буйнопомешаный, с которыми тогда не церемонились. Но это уже было не в этой усадьбе…

С середины прошлого века в усадьбе находится администрация института животноводства ФИЦ ВИЖ им. академика Эрнста (отца повелителя первой кнопки российского ТВ). Кроме института, еще несколько лет назад в этом здании располагались и другие организации, в том числе и подольский ЗАГС. Сейчас остался только институт, куда вход посторонним, как водится, запрещен. Я корю себя, что не зашел внутрь дворца в предыдущие годы – в ЗАГС же пускают всех... Когда работал ЗАГС, для торжественных церемоний открывался и противоположный вход во дворец, со стороны реки Десны, через полукруглую веранду с колоннами. Институт в советское время в меру сил поддерживал здание «на плаву», не давая утратить исторический облик. Говорят, внутри восстановлена отделка большого зала усадьбы. Часть помещения (правый торец) уже довольно много лет арендует ресторан «Голицын», и со стороны усадьбы, обращенной к реке, в теплое время года расположены его летние шатры и один большой павильон.

2013
2013

Отдельно стоит сказать о прилегающей территории. Усадьба расположена на эдаком мысу при слиянии рек Пахра и Десна, ну или при впадении Десны в Пахру - хотя большой вопрос, кто там в кого впадает ))) От церкви к речной пойме тянется большое газонное пространство с дорожками, которое, как я понимаю, летом становится и пляжной зоной. Яндекс сейчас называет всю эту территорию «Певческим полем». Есть еще и смотровая площадка в виде конического холма с прекрасными видами и на церковь, и на Пахру. Хотя глагол «есть» в настоящее время лучше заменить на «был» или «были». Вся эта зона сейчас закрыта, там ведутся работы по благоустройству. Но смотрю на старые фотографии и не понимаю – что тут еще благоустраивать? Лучшее враг хорошего… За этим просто надо следить, это обошлось бы гораздо дешевле. Вобщем, и луг у слияния рек, и смотровая площадка сейчас в жалком виде, но обещают все восстановить. А может, еще что-то добавят? Сейчас любят впихивать всякие ландшафтные затеи куда надо и не надо… Вот это будет, по-моему, совсем зря… Судя по состоянию дел на конец августа – окончание работ будет не в этом году… Наверное, в Подольске больше деньги тратить не на что, и прошедшая зима власти ничему не научила.

А в завершении совсем чуть-чуть о другой подольской усадьбе – Ивановском. Ивановское расположено в городской черте, и здание усадьбы сейчас делят два музей – Музей системы профессионально-технического образования (ПТУ) и Музей народных промыслов. Когда-то усадьбой владел граф Толстой – брат деда Льва Николаевича, получив ее в качестве приданого.

В этой усадьбе я побывал не в этой поездке, а раньше, в 2016 году. Но раз речь зашла о Подольске, стоит коротко рассказать. Не знаю, может быть что-то и изменилось с тех пор. Вся система ПТУ – это чисто советское достижение, сейчас только говорят о необходимости подготовки рабочих, а на деле – оптимизирую и оптимизируют случайно сохранившиеся учебные заведения. А как известно, сколько ни повторяй «халва», слаще во рту не станет. Но как музей, этот музей был сделан довольно скучно, с унылой подачей информации. Наверное, он интересен в первую очередь специалистам. Музей народных промыслов поживее. Но небогатый, промыслов у нас гораздо больше, я бы сказал в десятки раз больше, чем то, что представлено в музее. Самый богатый зал – каслинский. И опять же – то, что кануло в Лету… Какие-то музеи утрат в этом Ивановском. Но в музеях стоит побывать, хотя бы чтобы посмотреть усадьбу изнутри.

Спасибо за внимание!