Найти тему
Тульская служба новостей

Психиатр Баринова объяснила, что такое СДВГ, и из-за чего нарушается внимание

Фото: Freepik.com
Фото: Freepik.com

«Сядь и сиди спокойно!». Дети часто слышат такую реакцию на собственное поведение и, кажется, бесконечный заряд энергии. Вот только некоторые из них действительно не могут устроить себе передышку. Детский психиатр Лада Баринова рассказала, что такое СДВГ, и всегда ли это заболевание является причиной неусидчивости.

СДВГ – что это?

«СДВГ – это синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Это нарушения, связанные с работой мозга, центрально нервной системой, преимущественно в области ретикулярной формации», — объясняет специалист.

Люди с данным диагнозом сталкиваются со следующими трудностями:

•    Нарушение памяти

•    Трудности с концентрацией и поддержанием внимания

•    Трудности в обработке информации

«Когда ребенок гиперактивный, многие родители часто ошибаются, полагая, что у малыша настолько много энергии, что стоит загрузить его по полной, отдать во все секции города, и тогда он успокоится. На самом деле просто в головном мозге нет контроля, нет кнопки «Стоп». Это не значит, что у ребенка очень много энергии. Это значит, что он просто не способен самостоятельно себя контролировать остановиться, а нервная система не способна на полноценное восстановление», — заявляет врач.

По словам эксперта, заболевание обычно проявляется уже в детском возрасте к пяти-шести годам.

«Самостоятельное заболевание, при отсутствии сопутствующей патологии, не будет затрагивать интеллект. СДВГ не связано с нарушением интеллекта», — отмечает психиатр.

Типы

Заболевание, говорит врач, делится на три типа:

•    Преимущественно с гиперактивной симптоматикой. Этот тип занимает около 15%, чаще и проявляется у мальчиков. Диагностируется в младшем школьном возрасте или даже в садике, когда появляются поведенческие нарушения, неусидчивость и снижение успеваемости, а родители обращаются за помощью.

«Главными признаками является гиперактивное поведение, когда ребенок не может усидеть на месте, ерзает на стуле, дергает ногами, перебирает руками. Также импульсивное поведение, например, может вступить в драку с одноклассником, выкрикивать с места, не дожидаясь, пока учитель попросит ответ», — добавляет эксперт.

•    Преимущественно нарушение внимания. Около 30% детей с СДВГ страдают именно этим типом. Заболевание замечают родители или учителя в младшем школьном возрасте, когда успеваемость у ребенка снижается.

«Задания таких детей очень быстро утомляют.  Становится невозможно сосредоточиться на изучении нового материала, дети не способны удерживать внимание надолго, рассеянны, также имеются трудности с запоминанием. Все признаки связаны с сильным отвлечением, ребенок не способен концентрироваться, например, на изучении стихотворения – в момент, когда он повторяет строчки стихотворения, он может напевать песни, думать о чем-то постороннем», — объясняет специалист.

•    Смешанный тип, при котором у ребенка встречается и гиперактивность, и нарушение внимания. Встречается чаще всего, в 50-70 процентах случаев.

Диагноз или обычная неусидчивость?

Диагностика проводится специалистами методам опросника, собирается анамнез.

«Обычно, на приеме даем два опросника – родителю и учителю или воспитателю, потому что главный критерий – это выявление симтоматики везде», — рассказывает Лада Баринова.

В случае, если нарушения изолированные, например, когда ребенок не соблюдает дисциплину в школе, но дома ведет себя тихо и спокойно, скорее всего, предполагает врач, это просто поведенческое нарушение, связанное с психологическими моментами, и вряд ли является именно диагнозом СДВГ. Это же касается и обратной ситуации, когда в школе ребенок-отличник прекрасно себя ведет, но дома начинаются истерики и непослушание. Скорее, это не заболевание, говорит специалист, а нарушение детско-родительских отношений.

«На приеме у врача, по беседе с родителями и осмотру ребенка тоже можно выявить, есть ли заболевание или нет. Для уточнения нарушения памяти, внимания и других особенностей развития, можно провести обследование», — уверяет специалист.

Лечение

Обычно, отмечает Лада Баринова, назначают комплексное лечение. Сперва врач рекомендует обратиться за психокоррекцией. Для этого применяют разные методики:

•    Семейные.

•    Индивидуальные.

•    Групповая терапия.

•    Игровые методики. С их помощью дети учатся самоконтролю и целеполаганию. Способствуют социализации детей.

•    Физиотерапия, массажи. Детям с СДВГ необходимо расслабить нервную систему, снять невротизацию.

«Здорово работают занятия в воде, кинезитерапия, расслабляющие массажи, ванны», - отмечает психиатр.

Если нет отклика на немедикаментозные методы, целесообразно, уверена Лада Баринова, обратиться к специалисту для назначения лекарств.

«СДВГ до конца не излечивается, но если раньше начать коррекцию заболевания, то результаты будут гораздо лучше. Человек станет менее рассеянным и забывчивым уже во взрослом возрасте. Гиперактивная симптоматика обычно уходит после пубертата», — уверяет врач.

Почему некоторым людям трудно доводить начатое до конца?

Диагноз СДВГ встречается не у всех, но многие люди сталкиваются с тем, что выполнение долгой рутинной работы становится невыполнимой задачей, а многие дела начинаются с энтузиазма, но ни одно так и не доводится до конца. Если такая проблема знакома, не стоит думать, что дело в заболевании, такое поведение людей вполне объяснимо.

«Сейчас эпоха многозадачности. У нас под рукой всегда есть смартфон с короткими видео для отвлечения и огромное количество дел на работе, требующих многозадачности», — отмечает Лада Баринова.

С многозадачностью сталкиваются и дети. По словам специалиста, необходимо с детства приучать ребенка к монозадачности.

«Многие родители рассказывают, что включают ребенку мультики, пока он ест. Так делать нельзя. То есть, нужно есть без посторонних отвлекающих факторов. Мозг должен понять, что ты делаешь какое-то определенное действие, что во время приема пищи задействованы конкретные органы», — настаивает детский психиатр.

Такой подход, говорит Лада Баринова, профилактирует нарушения внимания в дальнейшем. Более подробно описан процесс в методике воспитания Монтессори. Она учит тому, что ребенок должен приниматься за новое дело только после того, как закончил предыдущее.

«Исключено во время приема пищи, например, включать телевизор или давать ребенку мультики и впихивать в него ложку супа», — настаивает специалист.

Многие родители, рассказывает врач, включают телевизор на фон, когда ребенок играет. У ребенка в этом случае работают зрительный и слуховые анализаторы, а если он пытается еще и включить какую-то игру, все это также может привести к нарушению внимания, предупреждает спикер.

Также, на неспособность долго заниматься одним делом и доводить его до конца, отмечает спикер, может зависеть и от здоровья.

•    Проявление СДВГ.

•    Недостаток витаминов.

•    Сбитый режим дня.

•    Недосып.

•    Стресс.

•    Соматические заболевания.

•    Усталость.

•    Психологический фактор, например, страх неудачи, низкая самооценка.

Ранее Лада Баринова рассказывала о реакции на страх.