Здравствуйте!
Не секрет, что за последние 100 лет жизнь и нравы населения, да и мир в целом, очень сильно изменились. Течение времени унесло из бытия современных людей немало профессий, которые еще полтора века назад были весьма популярны.
И одна из таких профессий, крайне распространенная на протяжении нескольких веков в дореволюционной России, – офени (коробейники или ходебщики).
Я уже писала статью, в которой подробно рассказывала о специфике деятельности этих колоритных торговцев. Ее можно прочитать по ссылке:
"Эх, полным-полна моя коробушка… А вы знаете, кого на Руси называли коробейниками или офенями?"
Но не лишним будет немного напомнить.
Офенями (или коробейниками, или ходебщиками) на Руси принято было называть торговцев-разносчиков, сбывавших в основном мелкий галантерейный товар. «Городские» офени, в свою очередь, помимо всего прочего, продавали и различные продукты питания.
«Афеня, ходебщик, кантюжник, картинщик, коробейник – мелочный торгаш вразнос или вразвозку по городам, деревням и особенно ярмаркам с книгами, картинами, галантерейным, красным товаром (панским) и прочими товарами» – такое определение офеней мы находим в энциклопедическом словаре Брокгауза Ф.А. и Эфрона И.А.
Офени были неизменным «атрибутом» не только на улицах больших городов, но и самых отдаленных сел и деревень нашей необъятной родины. Со временем у таких бродячих торговцев сложилось замкнутое сообщество, своего рода секта, со своими правилами чести и тайным языком.
История коробейников (офеней) началась в XV веке – примерно за сто пятьдесят лет до повсеместного распространения в России их ремесла и секретного языка.
На Руси своего профессионального расцвета такие разносчики получили с конца XVII столетия. Тогда огромное множество бродячих торговцев продавали по деревням разные мелочи, книги, лубочные изделия, бумагу, ткань. Называли их по-разному. В Малороссии их прозвали «варягами», в Белоруссии – «маяками», на Кавказе – «вязниковцами», в Сибири – «суздалами», на севере России – «торгованами». В некоторых губерниях, например, во Владимирской – «офенями», в иных – «ходебщиками», чаще всего – «коробейниками». А сами себя они называли «мазыками».
И если с названиями «коробейники» и «ходебщики» всё более-менее понятно. Коробейниками их звали потому, что они носили свой товар в больших лубочных коробах-прилавках. Причем не лишне отметить, что изначально слово «коробейник» имело несколько иное значение. Так называли тех, кто делал короба (изделия из луба и бересты для переноски различных предметов). И только позже оно «прилипло» к торговцам мелким товаром из короба вразнос по деревням. Ходебщиками — поскольку ходили по Руси пешком. Откуда же тогда взялось странное название «офени»?
По большому счету, можно сказать, что оно неизвестного происхождения. И среди историков бытует не одна версия по поводу того, откуда оно появилось.
Например, самая распространенная из них та, что слово «офени» происходит от слова «Афины». Эта версия имеет под собой историческую основу. В XV веке началось массовое переселение греков из Османской империи на Русь. И большинство из них занимались торговлей, причем своеобразной. Специализировались они в основном на продаже галантереи, мелкого товара, книг и икон. Соответственно, согласно этой версии, первыми офенями были те самые греческие странствующие торговцы. Русские люди называли их по, так сказать, их же собственному самоназванию – «афиняне». Ну или же «офинянами», «офинеями» и, наконец, «офенями». А впоследствии так стали называть всех разносчиков, а не только греческого происхождения. Чаще всего употребляемое сегодня слово – «коробейник» – появилось еще позже.
По другой версии, первые офени были евреи. Эта версия в большей степени конспирологическая, но всё же имеющая своих сторонников. Тем более, что она не отрицает первую версию, а в некотором отношении просто её дополняет. Иудеи на Русь могли прийти как с территории Греции, с севера Балканского полуострова, так и с территории Хазарского каганата, который был разгромлен как государство, но его жители не могли исчезнуть бесследно. Но тут тогда не очень понятно, откуда взялось само странное слово.
Следующее предание повествует, что торговцы-венгры из города Офина первые стали называть себя офенями, а потом это название перешло на других ходебщиков.
Ну и, наконец, четвертая версия, которая не менее интересная и тоже имеет место быть. Исходя из нее, собственно, офени, а, соответственно, и само слово, все-таки русские. В поддержку именно этой версии можно привести следующие факты.
Во-первых, они же сами про себя говорили, что «где их случится двое или трое, они называют себя мясыками (мазыками), а мясыки был народ, кочевавший по Волге, от которого они будто и заимствовали свое название и язык свой». К слову сказать, офенский язык – это отдельная тема для обсуждения. Между собой говорили они исключительно на фене, «чтобы легче и удобней скрывать от других собственные намерения и поступки в торговых делах». Вот и знаменитый историк и энциклопедист Владимир Даль связывает это слово со специфическим искусственным языком офень, на котором понятие «креститься» звучит как «офениться».
Во-вторых, в пользу последней версии говорят и еще некоторые факты. Например, какова была вероятность того, что пришлые на Руси люди сумели за короткий период (век-полтора) стать такой многочисленной и организованной структурой, которую офени представляли на протяжении нескольких столетий? Каким бы многолюдным ни было переселение греков или евреев, оно не смогло бы сформировать целую «касту» со своим языком и сложившимися цеховыми традициями.
К тому же, на версии внутреннего происхождения офеней есть смысл остановиться подробнее. Бытует мнение, что «прародителями» коробейников были всем известные скоморохи.
В современном представлении скоморохи – это эдакие клоуны-смехачи, которые передвигаются на ходулях, дудят в дуду и собирают вокруг себя толпы веселого люда. Хотя, если углубиться, это представление довольно поверхностное. Понятное дело, что скоморохи были странствующими актерами, и самым распространенным жанром их представлений являлась комедия. Но, поскольку они еще и являлись порождением прежде всего дохристианской смеховой культуры, церковь и государство их не поощряли и притесняли. К тому же, помимо комедий, в их репертуаре встречались и былины, и сказания, и народные драмы. В их сюжетах чаще всего отражалось недовольство народа существующими порядками, а также в самом непривлекательном виде изображались бояре и духовенство.
В XVI-XVII веках скоморохи стали объединяться в ватаги по 60-100 человек. Понятно, что такие «коллективы», разгуливающие по деревням и весям, не могли не вызывать подозрений. Кроме того, скоморохов стали обвинять в грабежах (что было, скорее всего, оправдано). В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества. Запрет-запретом, но скоморохи не исчезли окончательно.
И поскольку под видом скоморохов по Руси бродить стало опасно, прежние скоморохи поголовно стали переходить в ряды торговцев-разносчиков.
Примечательно и то, что одно из прозваний офеней – «мазыки (музыки)» – недвусмысленно говорит об их сопричастности музыкальной культуре. Соответственно, и общности со скоморохами.
Имеет место и теория, согласно которой и офени, и скоморохи были жрецами бога Трояна.
Культ Трояна существовал на Руси в дохристианскую и даже в доперуновскую эпоху. Троян был триединым божеством, соединением мужского, женского и общего начала. В христианской культуре триада трансформируется в почитание Троицы.
Версия с почитанием языческого культа в принципе объясняет и сакральность цехового языка скоморохов и офеней.
Возможно, уличный театр и представления скоморохов были только прикрытием для беспрепятственного следования культу Трояна, православной церкви эта сторона жизни скоморохов-офеней была известна – отсюда и гонения. В составе труппы скоморохи часто имели учёного медведя. Медведь же, священное животное древних славян, был нужен помимо всего прочего, при совершении тех или иных обрядов.
Как бы то ни было и откуда бы они ни взялись, вклад, который офени (коробейники) внесли в развитие и торговли, и даже культуры на Руси, огромен. А тема коробейничества обширна и интересна. Лично я больше склоняюсь к первой из версий. Все-таки, на мой взгляд, она выглядит более правдоподобно. Но это всего лишь мое мнение. А как думаете вы?
Спасибо, что дочитали статью до конца. Надеюсь, она была для Вас полезной!
Подписывайтесь на канал, делитесь с близкими в соц. сетях, ставьте лайки — это помогает развиваться каналу.