Найти тему
Аркив

О том, как совместить движение и трёхмерность в живописи

Все же здесь знают про Марселя Дюшана, автора главной революции в истории искусства?

Да-да, я про тот самый писсуар, который Дюшан якобы купил в магазине, подписал псевдонимом «R. Mutt» и под именем «Фонтан» предложил на выставку Общества независимых художников.

А зацените-ка это. «Обнажённая, спускающаяся по лестнице, №2», одна из моих любимых картин в принципе.

Марсель Дюшан. "Обнаженная, спускающаяся по лестнице, №2" (1912)
Марсель Дюшан. "Обнаженная, спускающаяся по лестнице, №2" (1912)

В 1913 году она попала на Арсенальную выставку в Нью-Йорке и сделала Дюшана сенсацией. Однако за год до того её не пустили в программу парижского Салона Независимых. На этом настояло объединение кубистов (среди которых, к слову, были родные братья Дюшана). Они считали, что картина не удовлетворяет принципам математического обоснования кубистской теории

Поясню. Характерные для кубизма приёмы (как то смещение и наложение плоскостей) Дюшан использовал не для демонстрации трёхмерности объекта, а для передачи его движения. Это нагло нарушало чистоту доктрины и заходило на территорию футуристов, чьей фишкой как раз были движение, динамика и скорость.

Луиджи Руссоло, яркий представитель футуризма в живописи . "Восстание" (1911)
Луиджи Руссоло, яркий представитель футуризма в живописи . "Восстание" (1911)

Сам Дюшан позже признавался в одном из интервью:

«В 1912 году меня захватила идея описать движение обнажённой, спускающейся по лестнице, статическими визуальными средствами. Эту идею подкинули мне хронофотографии фехтовальщиков в действии и галопирующих лошадей (то, что сегодня мы называем стробоскопической фотографией). Это не значит, что я скопировал эти фотографии. Футуристы тоже изучали эти идеи, но сам я никогда не был футуристом. И, конечно, развитие кинематографа сыграло свою роль. Идея движения, скорости, буквально витала в воздухе.»

Эдвард Мэйбридж. Хронофотография «Женщина спускается по лестнице» (1887)
Эдвард Мэйбридж. Хронофотография «Женщина спускается по лестнице» (1887)

Кстати, стоит ли говорить, что футуристы картину тоже не оценили?

P.S. Ставьте реакции, если в следующем посте хотите узнать, почему писсуар стал главным произведением современного искусства. Или это общеизвестная информация?)

Друзья, я стараюсь делать полезный и интересный контент. Если вам он понравился, не поленитесь и поддержите публикацию лайком и комментарием. Это очень важно: только от вас зависит продвижение материалов на Дзен!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц