Найти в Дзене
Аркив

О том, как совместить движение и трёхмерность в живописи

Все же здесь знают про Марселя Дюшана, автора главной революции в истории искусства?

Да-да, я про тот самый писсуар, который Дюшан якобы купил в магазине, подписал псевдонимом «R. Mutt» и под именем «Фонтан» предложил на выставку Общества независимых художников.

А зацените-ка это. «Обнажённая, спускающаяся по лестнице, №2», одна из моих любимых картин в принципе.

Марсель Дюшан. "Обнаженная, спускающаяся по лестнице, №2" (1912)
Марсель Дюшан. "Обнаженная, спускающаяся по лестнице, №2" (1912)

В 1913 году она попала на Арсенальную выставку в Нью-Йорке и сделала Дюшана сенсацией. Однако за год до того её не пустили в программу парижского Салона Независимых. На этом настояло объединение кубистов (среди которых, к слову, были родные братья Дюшана). Они считали, что картина не удовлетворяет принципам математического обоснования кубистской теории

Поясню. Характерные для кубизма приёмы (как то смещение и наложение плоскостей) Дюшан использовал не для демонстрации трёхмерности объекта, а для передачи его движения. Это нагло нарушало чистоту доктрины и заходило на территорию футуристов, чьей фишкой как раз были движение, динамика и скорость.

Луиджи Руссоло, яркий представитель футуризма в живописи . "Восстание" (1911)
Луиджи Руссоло, яркий представитель футуризма в живописи . "Восстание" (1911)

Сам Дюшан позже признавался в одном из интервью:

«В 1912 году меня захватила идея описать движение обнажённой, спускающейся по лестнице, статическими визуальными средствами. Эту идею подкинули мне хронофотографии фехтовальщиков в действии и галопирующих лошадей (то, что сегодня мы называем стробоскопической фотографией). Это не значит, что я скопировал эти фотографии. Футуристы тоже изучали эти идеи, но сам я никогда не был футуристом. И, конечно, развитие кинематографа сыграло свою роль. Идея движения, скорости, буквально витала в воздухе.»

Эдвард Мэйбридж. Хронофотография «Женщина спускается по лестнице» (1887)
Эдвард Мэйбридж. Хронофотография «Женщина спускается по лестнице» (1887)

Кстати, стоит ли говорить, что футуристы картину тоже не оценили?

Для проявления душевной щедрости, которая очень поможет моему блогу (заранее большое спасибо):

Тинькофф 2200 7004 6266 6024

Друзья, я стараюсь делать полезный и интересный контент. Если вам он понравился, не поленитесь и поддержите публикацию лайком и комментарием. Это очень важно: только от вас зависит продвижение материалов на Дзен!