Найти тему

Как вести параллельно несколько бизнесов. Истории предпринимателей

Некоторые люди не останавливаются на запуске единственной компании: попробовав силы в одной области, они начинают исследовать новые. Так становятся серийными предпринимателями. Развивать несколько проектов одновременно — непросто, особенно если они в разных сферах. У и меня есть такой опыт. О том, как мне это удается, о достижениях и сложностях, с которыми пришлось столкнуться, а также сделанных выводах, они рассказали нашему изданию.

Я художник в бизнесе. Это не просто красивая формулировка. Мой бизнес основан на внедрении навыков профессионального художника в разнообразные корпоративные активности.

После художественной школы мне довелось поработать в самых разных сферах и ипостасях — от журналиста и модели до коммерческого директора в сфере недвижимости. На определенном этапе пришло понимание того, что хочется монетизировать именно свое творчество, а также помочь продавать свои услуги другим художникам.

Началось всё в сфере ивента: я организовывала разнообразные арт-активности — от welcome-зон (зоны приветствия) до арт-тимбилдинга. Постепенно появилась команда, которая к началу пандемии успела сделать себе имя. Известные события прилично ударили по ивент-сфере, и мы частично ушли в онлайн.

У нас появилось достаточно свободного времени, поэтому мы решили попробовать себя
в сфере корпоративных подарков — занялись ручной росписью елочных шаров. Спрос оказался выше ожидаемого!

Когда ивент вновь начал набирать обороты, у меня уже было два фактически обособленных бизнеса. Причем с 2021-го по 2024 год площадь мастерской проекта с елочными шарами выросла с 50 кв. м до 200 кв. м.

Хотя оба бизнеса связаны с творчеством, и везде используется труд художников, по своей сути они совсем разные. Ивент-часть — это продажа услуг, а в корпоративных подарках — товаров. Поэтому требуется совершенно разный подход ко многим вещам, начиная от общения с клиентами и заканчивая доставкой и подписанием соответствующих актов. Требования к арт-тимбилдингу и елочным шарам, которые пойдут в подарок топ-менеджерам серьезной корпорации, тоже разные.

В ближайшее время планируем запустить еще одно полноценное направление —
грузоперевозки дальнего следования.

Как удается контролировать все процессы?

Помогают делегирование и CRM-система. В процессе работы появились люди, на которых можно возложить часть актуальных задач и просто контролировать исполнение по определенному чек-листу. Очень важно качественно настроить CRM и ERP, чтобы снять с себя значительную часть задач, связанных с учетом и контролем: например, на ивентах используется очень много инвентаря, не говоря уже о подарках.


Главное — делегировать полномочия таким образом, чтобы каждый точно знал свою часть работы и при этом не мог с успехом заменить меня и открыть свой бизнес.

Поэтому каждый в команде занимается своим делом. Менеджер по продажам коммуницирует с клиентами, менеджер проекта организует мероприятие и контролирует работу художников на нем. Еще есть закупщики, кладовщики, обычные художники.

Пока все работает не идеально, но с каждым шагом в этом направлении у меня появляется больше времени на решение глобальных вопросов.

Вывод: чтобы добиться такого результата, важно не жалеть времени на подготовку подробных и понятных инструкций, а также формирование требований к сотрудникам. Если обучение и контроль понятны исполнителям, это разгружает руководителя при расширении команды и замене тех или иных специалистов.