Это небольшой довесок к ранее опубликованной на канале серии материалов про бомбардировщик ТБ-3. В тех старых публикациях, опираясь на документы полков, мы наглядно показали, что рассказы некоторых литераторов не всегда истина, но всегда хотя бы чуть-чуть художественный вымысел. В реальности "морально устаревший еще в 30-х" ТБ-3 очень основательно давал врагу прикурить, начиная прямо с 23 июня 1941 года - тогда "корабли" 3-го ТБАП отбомбились по ж/д узлам в Польше. Боевые вылеты на бомбометание самолетов этого типа продолжались и в 1942 году, часто сброс бомб сопровождался обстрелом наземных целей из пулеметов. Высаживали туполевские пожилые гиганты и десанты - начиная с августа 1941 года.
Потери тяжелых бомбардировщиков вовсе не были такими катастрофическими, как принято считать с легкой руки одного знаменитого советского писателя.
Отбомбившись по переправе через Березину с 6 вечера 30 июня (еще светло) до 4 утра (уже светает) 1 июля, 3-й ТБАП не досчитался четырех машин, о судьбе которых на момент написания рапорта не было сведений.
А вообще до конца года этот полк потерял 6 ТБ-3 от огня ЗА противника и 6 в воздушных боях, причем воздушные стрелки не раз отбивали атаки вражеских истребителей, сбив три самолета врага.
Но был еще один аспект боевой работы полков на ТБ-3 - не менее важный, чем бомбовый груз на головы оккупантов. Машины этого типа использовались как транспортные для снабжения окруженных или выходящих из окружения частей Красной Армии. Отчаянно рискуя, в дневное время (иначе окруженцев было не найти) четырехмоторные самолеты летали кругами над заданным районом до тех пор, пока не обнаруживались группы наших бойцов - им сбрасывали продукты, боеприпасы и иногда горючие. Так, например, 10 августа 1941 года 5 ТБ-3 7-го ТБАП получили задание доставить боеприпасы и продовольствие выходящим из окружения в 30 км. от города Белый нашим войскам. Задача была выполнена без потерь, но потребовались значительные усилия пилотов, чтобы обнаружить наших бойцов и ошибочно не сбросить ценный груз на занятую противником территорию.
Особую роль сыграл 7-й ТБАП в обороне Ленинграда. В ноябре-декабре 1941 года летчики и техники этого полка, отводя на сон не более 4 часов в сутки, ежедневно летали в осажденный город, доставляя туда продукты и медикаменты, вывозя раненных и выпускаемое ленинградскими заводами оружие и боеприпасы для фронта.
Решение о привлечении самолетов ТБ-3 к обеспечению Ленинграда продовольствием принималось на высшем уровне. Вот это постановление.
Постановление ГКО СССР № 871 сс о выделении 24 транспортных самолетов "Дуглас" и 10 самолетов ТБ-3 для доставки продовольствия в Ленинград и вывоза ценных грузов из Ленинграда от 9 ноября 1941 года.
В реальности 7-й ТБАП возил грузы в Ленинград и обратно полтора месяца - с 12 ноября по 27 декабря 1941 года. За это время было доставлено 438 тонн продуктов. Сколько жизней спасли эти рейсы в условиях, строго говоря, нелетной погоды (облачность ниже 100 метров, видимость менее километра)? Никто не считал.
Устаревший самолет пережил многих более современных коллег и продолжил службу в послевоенное время, правда уже в ГВФ, как правило на Севере.