С этой легендарной машиной связано столько мифов, что в серии публикаций о бомбардировочной авиации СССР на нашем канале мы ее вообще не упоминали - коротко тут рассказать не получится. Известная всем сцена из кинофильма по роману "Живые и мертвые" сформировала совершенно неверный стереотип о возможностях ТБ-3 и его применении в Великой Отечественной войне.
Переписывать еще раз чужие книги и журнальные статьи по данному самолету автор не будет (хотя коротко историю создания и конструкцию рассмотрим), зато подробно разберем боевой путь 3-го (и частично 1-го) тяжелого бомбардировочного авиаполка, вооруженного ТБ-3 - причем не только в Великой отечественной войне, но и в период "освободительного похода" и "зимней войны". ВСЕ сказанное ниже читатели могут самостоятельно проверить по приведенным в статье архивным документам (ссылки синим шрифтом активны).
Основным тактическим приемом применения ТБ-3 на момент его создания виделось нанесение удара по цели большой группой тяжелых бомбардировщиков с использованием разных типов авиабомб. Многие ФАБы создавались как раз специально под ТБ-3.
Именно так ТБ-3 отбомбились по японским войскам возле озера Хасан и именно так их собирались применять по целям в самой Японии в случае эскалации конфликта. Следует отметить, что конфликт такого рода представлялся советскому руководству весьма вероятным, так что новые истребители ЛаГГ и основная ударная сила ВВС КА конца 30-х ТБ-3 были сгруппированы преимущественно на Дальнем Востоке. В документах полков тяжелые бомбардировщики Туполева именуются "кораблями", что подчеркивает их значимость и специфику задач - в этом смысле показателен заголовок одной публикации на данную тему - "Линкоры сталинских соколов". К началу Великой отечественной войны многие экипажи ТБ-3 имели боевой опыт и были подготовлены к выполнению задач ночью и в сложных метеоусловиях.
В документах 3 ТБАП есть указания на некие "события в Чехословакии", в которых принимали участие отдельные летчики, конфликты с японцами на Дальнем Востоке, участие в полном составе в "освободительном походе" и в Финской войне (см фото фрагмента, где красная галочка, поставленная мной).
В ходе присоединения Западной Украины и Белоруссии, а также Бессарабии полк выполнял исключительно транспортные функции.
Полностью с документом можно ознакомиться по ссылке (синий шрифт)
Описывает период с 22.06.1941 по 01.01.1942 г. Отчеты о боевых действиях. № документа: 7, Дата создания документа: 15.01.1942 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 20115, Опись: 0000001, Дело: 0010, Лист начала документа в деле: 6
Авторы документа: 3 тбап, майор Осадченко, батал. комиссар Трусов, капитан Дорошин.
На 22.06.41 3-й ТБАП имел в своем составе 52 ТБ-3, из них 38 исправных. В наличии при этом 48 экипажей, из них 19 ночных. Запомним эту цифру, т.к. по ней можно определить реальные потери полка, изучая документы более позднего периода. Выпуск ТБ-3 был прекращен в 1937 году (в 1938 выпущен только один), так что на пополнение матчасти можно было рассчитывать исключительно за счет гражданской авиации и авиаремонтных предприятий.
Скажем пару слов о документах ЦАМО для желающих изучить эту тему самостоятельно по первоисточникам (автор "за" двумя руками). Разного рода итоговые отчеты имеют в себе очень часто ошибки - умышленные и неумышленные. Зато ежедневные приказы или боевые донесения штаба полка дают гораздо более точную и подробную информацию - по 3 ТБАП они как раз сохранились практически полностью за весь 1941 год.
Вот как раз бомбардировка переправы через Березину (см ниже). С 16.15 и до 21.00 30.06.41 вылетело 29 экипажей, бомбометание производилось попарно или одиночными машинами с высоты 800-1150 метров до 4 утра 01.07.41, к 6.00 на аэродром базирования вернулись 22 "корабля" - один вернулся из-за "плохих метеоусловий" ранее, три сели на вынужденную на других площадках по причине нехватки горючего, судьба четырех ТБ-3 на момент составления донесения неизвестна. Именно факты частых вынужденных посадок с последующим перелетом на свой аэродром после заправки, уточнения местоположения или мелкого ремонта породили мифы об ужасающих потерях "тихоходных машин".
ТБ-3 при всей своей архаичной "амбароподобности" был вполне живучей конструкцией. Ниже приведен еще один документ, согласно которого, все атаковавшие цели в районе Солнечногорска машины вернулись на базу, при этом один на трех моторах (прямое попадание малокалиберного зенитного снаряда), а второй и вовсе на двух.
Точные данные по потерям полка ЗА ВЕСЬ 1941 год - 6 машин сбито истребителями противника и 6 зенитной артиллерией, 5 уничтожено на аэродроме, 4 неисправных "корабля" захвачены противником на оставленном нашими войсками аэродроме. Соизмеримые потери полк понес в результате катастроф и аварий, часть машин восстановлено (5 машин). Итого с учетом восстановленных имеем убыль 44 машины за весь год, при том, что в процессе выполнения боевых заданий сбито только 12 бомбардировщиков (еще два сбиты своими войсками).
Сведения о боевых и небоевых потерях 3 тбап за период с 22.6 по 14.2.42 г.
Описывает период с 22.06.1941 по 14.02.1942 г. Сведения. Дата создания документа: 14.02.1942 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 20115, Опись: 0000001, Дело: 0010, Лист начала документа в деле: 49
Авторы документа: 3 тбап, майор Далакишвили
Как минимум дважды "корабли" полка успешно отбивались от атак вражеских истребителей, в том числе Мессершмитта 110. Вообще встреч с самолетами противника было относительно немного из-за преимущественно ночной тактики ударов ТБ-3. Значительные небоевые потери объясняются прежде всего опять же ночной работой (часто в сложных метеоусловиях) полка, вспомним, что зима 1941 года была суровой (и поздняя осень тоже), кабины ТБ-3 открытыми, а аэродромы часто просто грунтовыми площадками.
Таким образом сложившийся по литературным произведениям и художественным фильмам образ отчаянных, но бесполезных атак устаревших машин, уничтожаемых немцами десятками не соответствует действительности.
О вариантах боевого применения и войсковых модернизациях ТБ-3 мы подробно расскажем в продолжении статьи. Также на канале вышла третья часть - "ТБ-3: воздушный корабль десанта".