Преосвященный Иоанн (Соколов), епископ Смоленский, по окончании курса в Московской духовной академии вторым магистром в 1842 году, оставлен был при академии бакалавром по нравственному и пастырскому богословию, откуда через два года с небольшим переведен в Петербургскую академию на церковное законоведение, и здесь был назначен инспектором. В 1853 г. получил степень доктора богословия за сочинение: «Опыт курса церковного законоведения». Затем он был ректором Петербургской семинарии (1855–57 г.), Казанской академии 7 лет (1857–1864 г.) и, наконец, Петербургской академии, оставаясь в то же время профессором богословия. В 1865 г. он посвящен в епископа, с назначением викарием Выборгским, а в 1866 году назначен епископом в Смоленскую епархию, где прослужил с небольшим два года и скончался скоропостижно 17 марта 1869 г.
Человек в высшей степени даровитый и многосторонний по способностям, по характеру вообще непреклонный и самостоятельный, в официальных отношениях большей частью сухой и даже суровый, – преосвященный Иоанн прежде всего известен, как замечательный церковный оратор и талантливый духовный публицист, которому приписывается открытие новой эпохи – жизненно-практического направления в проповеди и стремления освещать и оценивать в духовной журналистике факты общественной жизни с религиозно-нравственной точки зрения; в то же время он прославился и как ученый профессор, творец системы церковного законоведения и глубокомысленный богослов, обладавший блестящей диалектикой и тонким философским анализом, оригинальной аргументацией и свободной, сильной ораторской речью. В печати имеются его «Поучения», а также «Академические лекции по Догматическому и нравственному Богословию».
Настоящее исследование Преосвященного Иоанна О монашестве епископов впервые было помещено в журнале «Православный Собеседник» за 1863 год и явилось ответом на горячо обсуждавшийся в то время вопрос о допущении в епископы лиц, находящихся в супружестве. Автор со свойственной ему широтой познаний и силой мысли доказывает, опираясь на исторические факты и канонические постановления, что епископы в православной церкви непременно должны быть монахами.
Так как рассматриваемый вопрос не утратил своего интереса и теперь, а между тем пользоваться исследованием из старого журнала неудобно, да и не всем интересующимся доступно, то и предпринято настоящее издание его отдельной книгой.
* * *
Несомненно, что в первые четыре века христианства епископы могли быть в супружестве. Но это не было ни правилом, ни общим обычаем; не было даже в большинстве епископов. Супружество оставалось только в меньшинстве их, и в самом начале христианства допущено было только как снисхождение, необходимое по обстоятельствам времени; ибо безбрачие и девство, малоизвестное и вовсе необычное в древнем (иудейском и языческом) мире, не могло вдруг, по причине самой высоты и строгости своего подвига, утвердиться в новообращенном обществе, между тем как епископов, да и весь клир, по необходимости нужно было избирать из сословий общежительных. Долго еще, почти до 5 века, не только состояние духовной иерархии (разумеем жизнь пастырей и служителей Церкви частную и общественную, а не внутреннее, церковное устройство священноначалия) не было и не могло быть подчинено исключительным правилам, но и само состояние безбрачия и девства, добровольно избираемое мирскими христианами, еще не было определено точными правилами.
Доказательством может служить то, что в первые века сами аскеты, посвящавшие себя девству, молитве и постничеству, могли невозбранно оставаться в кругу семейном и общественном. Таким образом супружество епископов в первые века должно быть понимаемо вовсе не как несовершенство, по крайней мере неопределенность. Верность нашего суждения подтверждается 6 вселенским собором, который, положительно требуя от епископов безбрачия, замечает, что он это делает – «не ко отложению или превращению апостольских правил, допускавших супружество их, (см. ниже), а имея попечение о преуспеянии к лучшему», и затем, расширяя круг монашества и усиливая значение его в Церкви, тот же собор указывает и побуждение к этому – в том, «понеже усмотрено, что Церковь Божьей благодатью приняла уже большую крепость и преспеяние, и верные в соблюдении Божественных заповедей тверды и благонадежны» (6 всел. соб. 12 и 40 правило). Так понимали это и лично отцы Церкви первых веков. Св. Златоуст на слова ап. Павла (1Тим. 3:2) замечает: «то, что говориться здесь о супружестве епископов, не относится к другим временам: ибо епископу прилично украшаться совершенной чистотой и святостью, но у иудеев и эллинов, преданных невоздержанию, самым великим делом почиталось и то, чтобы иметь одну жену: поэтому апостолом не закон положен (относительно супружества епископов), а только оказано снисхождение к понятиям людей своего времени»1. Блаж. Феодорит также (и на те же слова апостола) пишет: «проповедь (христианства) была еще в начале; язычники не подвизались в девстве; иудеи не дозволили его, почитая чадородие благословением Божьим. Итак, поскольку невозможно было без труда найти соблюдающих плотскую чистоту, то апостол повелел рукополагать из бывших в супружестве, однако только тех, которые чтили целомудрие (т.е. были единобрачны)»2.
Пересмотрим по порядку времени все относящиеся к этому предмету церковные правила и исторические факты.
Апостол Павел в послании к епископу Тимофею пишет: подобает епископу быти единыя жены мужу (1Тим. 3:2). Не отвергая того, что эти слова апостола можно относить прямо к архиереям, мы думаем с большей точностью относить их к пресвитерам: ибо 1) апостол, излагая в этой главе обязанности священнослужителей и говоря сначала о епископах, затем прямо переходит к дьяконам (ст. 8 и след.), о которых повторяет то же правило: да бывает единыя жены муж (ст. 12), но не упоминает о пресвитерах. А между тем известно, что в век апостольский название епископов прилагалось и к пресвитерам, в общем значении духовных пастырей, так как, под непосредственным надзором и управлением самих апостолов, по отдельным малым обществам христиан гораздо более было (да и нужно было гораздо более) пресвитеров, чем действительных епископов (Деян. 20:17–28). 2) Тот же апостол в послании к Титу, именно о пресвитерах, говорит, что они должны быть единыя жены мужи (Тит. 1:6), и тотчас же прибавляет причину: подобает бо епископу без порока быти (ст.7), а что он называет здесь епископами пресвитеров, а не наоборот, видно тут же из предыдущих слов апостола; он пишет Титу: сего ради оставих тя в Крите, да устроиши по всем градам пресвитеры (ст. 5). Тит, как епископ, один не мог ставить по всем городам острова епископов, которых ставили сами апостолы, или соборы епископов (2Тим. 1:6). 3) Апостол Павел в целом послании к Тимофею говорить об отношениях его только к пресвитерам, ему подчиненным, а не к епископам (1Тим. 5:17, 19 и 22); как и должно быть; ибо в Эфесе, где Тимофей был епископом, не было других в это время епископов, и не могло быть, так, как и при апостолах и после ставилось обыкновенно только по одному епископу в городе, – и правила того требовали. К этому надо прибавить, что Тимофей, поставленный самим ап. Павлом в епископа, в молодых еще летах, остался безбрачен, конечно по убеждению самого же апостола в превосходстве такого состояния, как видно и из того, что апостол давал Тимофею на этот предмет строгие правила, (1Тим. 4:12, 5:22, 2Тим. 2:22), между тем в других отношениях оказывал снисходительность к немощам плоти; напр. дозволял ему употребление вина (1Тим. 5:23).
Труд "О монашестве епископов" полностью на www.otechestvo-vera.ru.