Выхожу утром из квартиры, а напротив двери семь 20-ти литровых пустых канистры – соседка уехала и вынесла для курьера. Она почему-то никак не установит себе фильтр для воды, использует дома кулер. Я суеверная, но повезло, что примет знаю мало.
Такие приметы как упавшая ложка к гостье, а упавший нож к гостю, или если ворона прокаркала строго три раза, будет дождь - не в счет. Хотя у меня они всегда работают.
Мама в детстве научила меня двум приметам – никогда не разбивать зеркало (случится что-то ужасное) и никогда не возвращаться обратно, если что-то забыл (дороги не будет). Я старалась не бить зеркал и не возвращаться. До сих пор боюсь видеть разбитое зеркало.
Свекровь доверила мне еще одну – если встретил человека с пустым ведром (или иной тарой), твое дело не выгорит, не жди добра.
Так вот, неделю открывая утром дверь, я думала, неужели день сегодня не задастся?
И все больше сдерживала порыв позвонить соседке, пока наконец бутыли не исчезли, и я решила, что теперь жизнь точно наладится. Говорят, у каждого свои тараканы в голове, у меня они разнообразные.
Только есть ли вред от суеверий?
Думаю, не всегда вред, вернее дело в нюансах. Задумывались ли вы, что суеверия приобретают значимость для людей именно в ответственные моменты – перед экзаменом (ни пуха ни пера), перед дорогой (посидеть на дорожку, вылить воды вслед)?
Почему в ситуации неопределенности и тревожности нужны некие магические ритуалы или обряды. Вероятно, при неуверенности человек ищет себе точку опоры, амулеты, обереги.
А дальше все зависит от нашей установки.
Оптимисты приписывают успех себе в заслуги, а неудачу относят к внешним факторам – например, оберег не сработал или встретил тетю с пустым ведром. При оптимистическом стиле атрибуции – все, что хорошо, приписывается контролируемым, внутренним и постоянным факторам. А все плохое относится на счет непостоянных внешних факторов.
Пессимисты же напротив, во всем плохом винят себя, а поскольку себя изменить сложно, они чувствуют безысходность ситуации. Ну а хорошие события они склонны считать случайными и нестабильными.
Так, что для оптимиста суеверия не представляют особой опасности – он живет по принципу – делай, что должно, а будь, что будет. И если он получил тройку на экзамене, виновата черная кошка, в следующий раз он лучше подготовится и получит пять.
Психолог Мартин Селигман, ставший известным, когда экспериментально показал феномен выученной беспомощности, пишет
«Оптимисты считают беды явлением преходящим, исправимым и свойственным лишь определенной ситуации. Пессимисты же уверены, что бедам не будет конца, что в результате у них ничего никогда не получится и исправить этого никак нельзя».
То есть пессимисты глобализуют трудности. Магические ритуалы вряд ли наделят пессимиста внутренней силой и изменят его установку, а оптимисту могут оказаться опорой в ситуации неопределенности. Кстати, Селигман много писал о том, что оптимисты не только счастливее, но и живут дольше пессимистов.
На мой взгляд, если суеверия как часть нашего магического мышления не имеют власти над повседневной жизнью и не являются сверхценной идеей, они не приносят вреда, а напротив, формируют индивидуальность.
Магическое мышление – связь тайных знаков, примет и прочих не рациональных явлений с происходящими событиями в большей или меньшей степени свойственно каждому человеку. Древние верования и семейные традиции прорастают в личную культуру. Без магического мышления, без собственных необъяснимых с точки зрения науки убеждений-предубеждений мы лишимся индивидуальности.
Однако, чрезмерная суеверность может говорить о наличии психологических проблем, и проводит к формированию зависимости человека от ритуалов, напоминая проявления обсессивно-компульсивного расстройства или попросту говоря, навязчивых мыслей или действий.
При одной и той же первопричине – потребности в безопасности, в снятии тревоги, ритуалы при суевериях являются относительно адаптивным механизмом, а обсессивно-компульсивные ритуалы говорят о наличии внутреннего конфликта, который разрешается не адаптивным путем.
Навязчивые ритуалы при ОКР могут быть совсем не связаны с древними верованиями, они становятся сверхценными, приобретают тотальную власть над повседневностью, и оторваны от этнической и индивидуальной культуры. Первоначальная потребность во внутреннем островке безопасности в ситуации тревоги трансформируется в навязчивые мысли и действия, которые сами превращаются в источник тревоги и опасности. Образно говоря, внутренний дух-защитник или домовенок превращается в оборотня-кровососа.
Известный психотерапевт Н.Мак-Вильямс пишет:
Там, где “думание и делание” становится движущим психологическим мотивом для человека и где наблюдается выраженная диспропорция со способностью чувствовать, ощущать, интуитивно понимать, слушать, играть, мечтать, получать удовольствие от произведений искусства, а также с другими видами деятельности, которые в меньшей степени управляемы разумом или служат инструментом для чего-либо, мы имеем дело с обсессивно-компульсивной структурой личности.
Замечено, что ОКР чаще встречается у мотивированных, упорных, высоко-продуктивных людей. Люди с высокими стандартами и этическими ценностями и недостаточно гибкие в условиях стресса могут оказаться неспособными приспосабливаться к повышенным нагрузкам и снизить требования к себе, их поведение может приобрести характер ритуала.
Потребности в контроле эмоций и побуждений, в пунктуальности, порядке и чистоте, могут стать у них доминирующими. «Базовый аффективный конфликт у обсессивных и компульсивных людей — это гнев (в состоянии под контролем), борющийся со страхом (быть осужденным или наказанным)», пишет Мак-Вильямс. Я полагаю, что развитие ОКР сопряжено с взаимодействием двух факторов – определенным складом нервной системы и жизненным опытом, связанным с утратой чувства безопасности и развитием тревоги.
Как всегда при развитии патологии, формируется порочный круг
Например, повышенные требования к себе – неуверенность, что способен справиться - чувство вины или стыда – тревога – защитное поведение (ритуалы) – смещение тревоги с первоначального травмирующего фактора (не справлюсь, не проконтролирую) на само защитное поведение (не перекрестился столько-то раз, не топнул в нужной последовательности и т.д.) – усиление тревоги. Чтобы не стать рабом непродуктивных ритуалов, необходимо разорвать порочный круг. Но не всегда это удается сделать без помощи медикаментов.
Автор статьи:
Ханухова Лариса – Иммунолог, к.м.н., клинический психолог
__________________________________________
В клинике «La Salute» мы верим, что здоровье определяется не только вашей генетикой, но и вашими целями. Наша миссия – помочь вам достичь их через индивидуальные программы физических нагрузок и комплексный медицинский подход, на основе экспертной диагностики и лечения.
Запишитесь на консультацию на нашем сайте 👉 https://lasalute-clinic.ru/
Большой Дровяной пер., д.4 стр.1 (метро Таганская)