Один из самых индивидуалистичных пианистов, композиторов и аранжировщиков своего поколения, Ахмад Джамал своей дисциплинированной техникой и минималистским стилем оказал огромное влияние на трубача Майлза Дэвиса, и Джамала часто называют одним из тех, кто способствовал развитию холодного джаза в 1950-е годы. Хотя он был превосходным, техничным игроком, хорошо знакомым с гимнастическими идиомами свинга и бибопа, он предпочитал играть в урезанном и нюансированном стиле. Под влиянием пианистов Эррола Гарнера, Арта Тейтума и Нэта Кинга Коула, а также биг-бэндов и оркестровой музыки, Джамал разработал свой собственный, расширяющий границы подход к современному джазу, который включал в себя обилие пространства, искусное использование напряжения и освобождения, неожиданную ритмическую фразировку и динамику. Его высокомелодичный композиторский стиль был прекрасно продемонстрирован в бестселлере 1958 года At the Pershing: But Not for Me. В последующие десятилетия его стиль и глубина только возрастали, проявляясь в стандартных альбомах трио, таких как Extensions 1965 года, в чартах кроссоверов, таких как Intervals 1979 года, и Rossiter Road 1986 года. В XXI веке Джамал продолжил прокладывать свой собственный путь, выпустив серию концертных и студийных альбомов, в которых стандарты сочетались с его собственными композициями, включая «In Search of Momentum» 2003 года, «Blue Moon: The New York Session/The Paris Concert в 2012 году, а в следующем году - Saturday Morning: La Buissone Studio Sessions. Даже ближе к девяноста годам его мастерство оставалось таким же острым, как и прежде, о чем свидетельствует выпущенный в 2019 году сборник Ballades, состоящий из сольных и дуэтных композиций.
Джамал родился в Питтсбурге 2 июля 1930 года и был вундеркиндом: он начал играть на фортепиано в три года. К семи годам Джамал занимался частным образом с Мэри Кардуэлл Доусон, основательницей Национальной негритянской оперной труппы. Став опытным музыкантом к подростковому возрасту, Джамал регулярно выступал на местной джазовой сцене, а в 1949 году гастролировал с оркестром Джорджа Хадсона. После ухода Хадсона он присоединился к группе свингового скрипача Джо Кеннеди «Четыре струны», с которой оставался до ухода Кеннеди в 1950 году.
После ухода из Four Strings Джамал переехал в Чикаго, где создал свою собственную группу Three Strings с басистом Эдди Калхуном и гитаристом Рэем Кроуфордом. Предшественник более позднего Ahmad Jamal Trio, Three Strings в разное время включали в себя басистов Ричарда Дэвиса и Израэля Кросби. Во время пребывания в Нью-Йорке Three Strings привлекли внимание легендарного звукорежиссера и разведчика талантов компании Columbia Джона Хаммонда, который подписал контракт с группой в 1951 году на дочернем предприятии компании OKeh. В это время Джамал выпустил несколько влиятельных альбомов, включая Ahmad Jamal Trio Plays (также известный как Chamber Music of the New Jazz) на Parrot (1955), The Ahmad Jamal Trio на Epic (1955), и Count 'Em 88 на Argo (1956). Среди знаковых песен, записанных во время этих сессий, - «Ahmad's Blues» и «Pavanne», оказавшие глубокое влияние на Майлза Дэвиса, который позже повторил свободное, блюзовое качество игры Джамала на своих собственных записях.
В 1958 году Джамал поселился в лаундже чикагского отеля Pershing. Работая с басистом Кросби и барабанщиком Вернеллом Форнье, Джамал записал эпохальный концертный альбом Ahmad Jamal at the Pershing: But Not for Me. Состоящий в основном из джазовых стандартов, включая его дебютную версию жизнерадостного латинского номера «Poinciana», альбом продемонстрировал минималистскую фразировку Джамала и уникальный подход к джазу в малой группе, подчеркивающий разнообразную динамику и нюансные оттенки в противовес высокоэнергетическому френетизму, обычно ассоциирующемуся с джазом 40-х и 50-х годов. Несмотря на то что критики того времени, не до конца оценившие изобретательские качества игры Джамала, альбом имел коммерческий успех и продержался в чартах Billboard более двух лет - редкое достижение для джазового музыканта любого поколения.
Успех альбома повысил известность музыканта и позволил ему открыть собственный клуб и ресторан The Alhambra в Чикаго в 1959 году. В это время Джамал выпустил несколько альбомов на лейбле Argo, включая Ahmad Jamal Trio, Vol. 4 (1958), Ahmad Jamal at the Penthouse (1960), Happy Moods (1960), Ahmad Jamal's Alhambra (1961) и All of You (1961). После закрытия «Альгамбры» в 1961 году Джамал распустил свое трио, переехал в Нью-Йорк и сделал двухлетний перерыв в музыкальной индустрии.
В 1964 году он вернулся к выступлениям и записям. Работая с новой версией своего трио, в которое вошли басист Джамиль Нассер и барабанщик Фрэнк Гант, с которыми он проработал до 1972 года, Джамал записал еще несколько альбомов для лейбла Argo (позже переименованного в Cadet), включая Naked City Theme (1964), The Roar of the Greasepaint (1965), Extensions (1965), Rhapsody (1966), Heat Wave (1966), Cry Young (1967) и The Bright, the Blue and the Beautiful (1968). Также в 1968 году Джамал дебютировал на лейбле Impulse Records с концертным альбомом Ahmad Jamal at the Top: Poinciana Revisited. За ним последовало еще несколько релизов Impulse, включая The Awakening (1970), Freeflight (1971) и Outertimeinnerspace (1972), в оба из которых вошли композиции с его выступления на джазовом фестивале в Монтрё в 1971 году. На этих альбомах Джамал перешел к экспансивному, наполненному фанком стилю, иногда играя на электроклавиатуре Fender Rhodes. Также в 70-е годы Джамал перешел на лейбл 20th Century и продолжил выпускать стабильный поток альбомов, которые привлекали как хардкор-джазовую, так и кроссоверную аудиторию. Из его альбомов 70-х годов Genetic Walk (1975) и Intervals (1979) попали в чарты R&B.
80-е годы продолжали быть продуктивным временем для Джамала, который начал десятилетие с таких альбомов, как Night Song on Motown (1980) и Live in Concert Featuring Gary Burton (1981). После подписания контракта с Atlantic Джамал выпустил несколько хорошо принятых альбомов, в которых он вернулся к своему классическому акустическому звучанию малых групп, включая Digital Works (1985), Live at the Montreal Jazz Festival 1985 (1985), Rossiter Road (1986), Crystal (1987) и Pittsburgh (1989).
В 90-е годы возрождается интерес и признание к Джамалу, который в 1994 году был удостоен стипендии «Американский мастер джаза», учрежденной Национальным фондом искусств. Хотя он никогда не переставал интерпретировать стандарты, с течением десятилетий Джамал все чаще использовал свои собственные композиции. В этот период он выпустил такие альбомы, как Chicago Revisited: Live at Joel Segal's Jazz Showcase на Telarc (1992), Live in Paris '92 на Verve (1993), I Remember Duke, Hoagy & Strayhorn на Telarc (1994), а также несколько великолепных релизов для Birdology, включая The Essence, Pt. 1 (1995), Big Byrd: The Essence, Pt. 2 (1995), и Nature: The Essence, Pt. 3 (1997).
В 2000 году Джамал отметил свое 70-летие концертным альбомом L'Olympia 2000 (выпущен в октябре следующего года), в записи которого принял участие саксофонист Джордж Коулман. Затем он выпустил альбомы In Search of Momentum (2003), After Fajr (2005), It's Magic (2008), A Quiet Time (2010) и Blue Moon: The New York Session/The Paris Concert (2012). В 2013 году Джамал выпустил альбом Saturday Morning: La Buissone Studio Sessions, в записи которого приняли участие басист Реджинальд Вил и барабанщик Херлин Райли. В том же году Джамал открыл концертный сезон Линкольн-центра, выступив вживую с джазовым оркестром Линкольн-центра. Год спустя он выпустил концертный альбом Live at the Olympia, June 27, 2012: The Music and the Film of the Complete..., в записи которого принял участие Юсеф Латиф. В 2017 году Джамал представил сессию небольшой группы Marseille, в которой приняли участие французский рэпер Абд Аль Малик и вокалистка Мина Агосси. В том же году он был удостоен премии Grammy Lifetime Achievement Award.
В 2019 году Джамал выпустил альбом Ballades, вдохновленный его любовью к французской музыке и культуре. Состоящий из трех сольных композиций, включая его первую версию «Пуансианы», и трех дуэтов с давним басистом Джеймсом Кэммаком, альбом был издан Harcourt в сентябре. Это будет последний альбом оригинального материала, выпущенный при жизни пианиста. Он скончался в апреле 2023 года в возрасте 92 лет.
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!