Найти в Дзене
Ижорский Батальон_091

Азбука железных дорог

Оглавление

Как говорил один замечательный преподаватель кафедры "Вагоны и вагонное хозяйство": "Запомните, всё, что движется по железной дороге так или иначе является вагоном. Поэтому, вагоны - это основа железнодорожного подвижного состава". Но почему так происходит? Какие бывают вагоны? Об этом и не только в нашей статье👇

Вступление

Как это не парадоксально, но тот преподаватель был прав. Давайте разберёмся, что такое вагон знают все. Сейчас не важно какой именно это вагон (пассажирский, грузовой, почтовый). Что такое локомотив? Правильно, если рассмотреть вопрос под очень плоским углом: локомотив - это тот же вагон, но самоходный (у него есть свой двигатель, причём не важно какой). Что такое моторвагонный подвижной состав? Верно! МВПС - это поезд, который составлен из вагонов прицепных и обмоторенных.

Оговоримся сразу, в рамках одной статьи разобраться во всех вагонах просто невозможно. Поэтому, мы решили разбить нашу статью на две части и выбрать, пожалуй самых интересных представителей. Ну что же, поехали!

Грузовые вагоны

Разнообразие грузовых вагонов поражает даже самых прожженных железнодорожников, но давайте обо всём по порядку.

Типы вагонов

Доставка грузов железнодорожным транспортом является одной из самых востребованных услуг транспортной логистики. Основное преимущество грузоперевозок по железной дороге – возможность транспортировки на большие расстояния по оптимальной цене.

В классификации грузовых вагонов определяющее значение имеют несколько факторов:

  • грузоподъемность – максимальный вес, который допускается к перевозке;
  • количество осей. От их числа зависит грузоподъемность: 4 оси – до 71 тонн, 8 осей – до 132 тонн;
  • вариативность применения. Принято различать универсальные и специализированные вагоны;
  • линейные размеры;
  • наибольшая скорость движения состава.

Рассмотрим в деталях основные типы грузовых вагонов:

Крытый вагон

Конструкция грузового крытого вагона предусматривает его закрытость со всех сторон и наличие раздвижных запирающихся дверей. Это позволяет уберечь груз от атмосферных осадков и обеспечить его сохранность во время следования состава.

-2

Существует 2 вида крытых вагонов:

  1. универсальные – служат для перевозки упакованных, штучных или сыпучих грузов;
  2. специализированные предназначаются для транспортировки определенных объектов: животных, птиц, легкового транспорта, листовой стали и т. д.

Полувагон

Стандартный ж/д вагон без крыши с верхней загрузкой. Может быть оснащен люками для нижней разгрузки или открывающимися стенами с торца.

-3

Удобен для перевозки габаритного или сыпучего груза, который не нужно защищать от осадков:

  • труб;
  • леса и пиломатериалов;
  • контейнеров;
  • сыпучих субстанций, например, гравия, камня и т. д.

Платформа

Открытый вагон без крыши, боковых и торцевых стен. Применяется для перевоза:

  • габаритных транспортных средств, например, тракторов, бульдозеров и т. д.;
  • негабаритных и крупногабаритных объектов;
  • контейнеров;
  • оборудования для промышленных предприятий;
  • рулонной стали.
-4

Платформы подразделяются на 2 подвида в соответствии со спецификой перевозимого груза:

  1. универсальные;
  2. специализированные – для легковых авто (2-х ярусные), большегрузных контейнеров

Вагон-транспортер

-5

Представляет собой разновидность ж/д платформы. Существует несколько видов грузовых вагонов-транспортеров:

  • площадные – изогнутая платформа с погрузочной площадкой посередине. Тоннажность: от 66 до 220 т;
  • платформенные – балка имеет прямую, без изгибов, форму. Можно перевозить от 66 до 120 т;
  • колодцевые – для транспортировки крупногабаритных грузов круглой или квадратной формы. Грузоподъемность: от 4 до 110 т;
  • сцепные – формируются из 2 секций-платформ. Максимальная загрузка – 480 т;
  • сочлененные – особенностью конструкции являются 2 консоли, между которыми располагается перевозимый объект. Оснащены гидроподъемниками. Максимальная грузоподъемность составляет 500 т.

Вагон рефрижератор

Данная модификация относится к классу универсальных крытых вагонов, оснащена оборудованием для поддержания нужной температуры внутреннего пространства. Такая опция позволяет использовать вагон-рефрижератор для перевозки грузов, хранение которых допускается только в определенном температурном режиме. Например, быстро портящиеся и замороженные продукты, фармацевтические препараты и т. д.

-6

Электропитание холодильной установки или отопительной системы осуществляется от автономного генератора электроэнергии, например, дизель-генератора.

Железнодорожные рефрижераторы могут быть автономными (АРВ), либо являться секцией сцепки из 5 или 12 вагонов.

Цистерны

Предназначены для транспортировки различных жидкостей:

  • пищевых;
  • химических;
  • продуктов нефтепереработки;
  • сжиженного газа
-7

Емкость цистерн – от 60 до 125 тонн; 2 вида конструктивного решения – на раме и без нее

Думпкар

-8

Вагон, основные особенности которого – возможность перевозки насыпных грузов и разгрузка методом самосвала (кузов наклоняется и содержимое высыпается). Разгрузочная система может быть гидравлической или пневматической. Думпкары используют для перевоза угля, рудных пород, песка, щебня. Максимальная нагрузка – 180 т

Хоппер

Хоппер.

Хоппер — саморазгружающийся бункерный грузовой вагон для перевозки массовых сыпучих грузов: угля, руды, цемента, песка, зерна, торфа, балласта. Кузов имеет форму воронки, в нижней части которой расположены люки (по-английски — «хопперы»); при их открытии груз высыпается через них под собственным весом, что способствует быстрой разгрузке.

-9
Хопперами в английской разговорной речи называются не только люки в вагонах, но и любые другие небольшие люки (в частности, в металлургии).

ППК-3В

Механизированная платформа ППК-3В предназначена

для транспортирования крестовинного блока стрелочного перевода для скоростного движения на железобетонных или деревянных брусьях с рельсами Р65 и Р50 марок 1/9 и 1/11 (правого и левого) в габарите Т по п.3.8 ГОСТ 9238;

для транспортирования крестовинного и закрестовинного блока стрелочного перевода проектов 1740 и 2750 в габарите Т;

для пропуска через себя других блоков стрелочных переводов.

-10

Платформа оборудована автономным источником питания исполнительных механизмов мощностью 22,1 кВт. Эксплуатация осуществляется на открытом воздухе в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха -10°С...+35°С, при ненормируемой относительной влажности на высоте не более 1000 метров над уровнем моря.

Максимальная скорость эксплуатации - 80 км/ч.

На этом мы решили закончить нашу первую часть, продолжение следует...