К середине 30-х, понимая, что время до большой войны утекает более чем стремительно, британские военные начали «теребить» конструкторов на предмет создания актуальных к тому времени танков. Появление Cruiser Mark I и Cruiser Mark II, построенных на уже достаточно архаичных базах, ситуацию спасти не могло. Тогда британские военные решили обратиться к международному опыту танкостроения – и выбор их пал на небезызвестный танк Кристи.
История создания
К середине 30-х годов конструкторская мысль британских конструкторов, можно сказать, исчерпала себя – для того, чтобы закрыть требования военных, нужна была «новая кровь», то есть новые идеи. Использовать всё устаревающие принципы, заложенные покойным к тому времени Джоном Карденом уже становилось опасным – как мы знаем, конкуренцию с танками будущих противников в лице Италии и Германии танки британской армии выдерживать не могли. Самостоятельно свежих решений британские конструкторы дать не могли.
Видя неудачи серийных «крейсеров», Военное министерство поставило перед конструкторами задачи по созданию быстроходных крейсерских танков, с адекватными бронированием и вооружением. И видя потуги инженеров Vickers, компании, остававшейся основным поставщиком британской армии, военное руководство Королевства поручило закупить в срочном порядке грамотно собранную модель танка, отвечающего требованиям. И тут же поставило конструкторов перед серьёзным вопросом «что покупать?» - советские танки, по большей части, были копией британских, французские не отвечали требованиям, на вооружении США тоже не было скоростных танков, да и в Германии подходящей модели не нашлось. Тогда-то комиссия по закупке (сформированная из представителей Военного министерства, инженеров и финансистов) вспомнила про советские быстроходные танки серии БТ и их американского предка – М1931. Но советский танк решили не покупать – навряд ли его продали бы, да и воспроизвести советские решения тоже не сочли нужным. Приобретать решили американскую модель.
В то же время, танки Уолтера Кристи не сочли нужными в американской армии. Слишком быстрые, слишком лёгкие – американские военные уже тогда считали, что лёгкие танки на полях сражений не особо нужны, потому и плодить сущности не хотели. Сам же Кристи искал, куда бы продать свой замечательный (по его мнению) танк ещё, кроме СССР. И тут ему на радость, как снег на голову свалились британцы – за 20 тысяч фунтов стерлингов они выкупили у Уолтера Кристи средний танк М1931. Купили даже не сам танк, а шасси – башни у него не было, да и как оказалось, британским военным она не была нужна. Всё равно собирались делать всё по-своему.
Итак, за основу при разработке взяли конструкцию Уолтера Кристи. Точнее, из М1931 взяли ходовую часть, двигатель, трансмиссию и систему охлаждения двигателя. Остальное было решено разрабатывать самостоятельно. Так и получилось – корпус, башня и эргономика разительно отличались как от изначальной американской машины, так и от всех машин, построенных на базе танков Кристи. Давайте рассмотрим, что там напридумывали и наизменяли британские конструкторы в очередной раз.
Описание конструкции
Конструкция Cruiser Mark III во многом можно считать переходной между британскими «крейсерами» и американскими средними танками. Но тем не менее, «британец» получился весьма оригинальным.
Корпус и башня
Корпус был разработан на основе предыдущих «крейсеров», и в окончании оказался почти на полметра длиннее и на десять сантиметров шире американской модели. От клиновидного носа отказались сразу для повышения защиты ленивцев (у танка Кристи, как можно увидеть на фотографиях, ленивцы были вынесены по сторонам от клина, что могло вызвать их поломку при попадании снаряда), а также от расположенных под углом «свечек» подвески – это повлияло на высоту корпуса. При создании корпуса конструкторы сумели отказаться от соблазна использовать пулемётные башни или рубки, что позволило сделать нормального наклона верхнюю лобовую деталь корпуса. Однако всё это оказалось практически бесполезным – создатели танка понаделали в корпусе разного рода лючков, которые были слабым местом танковой брони. Хотя, учитывая толщину бронелистов, из которых собирался корпус – от 6 до 14 мм, ни о какой защите экипажа говорить не приходилось. Броня попросту не выдерживала попаданий из крупнокалиберных пулемётов.
Башня по своим защитным характеристикам была чуть лучше корпуса – её бронирование в 14 мм хотя бы было круговым. Это была трёхместная башня, вооружённая 40-мм пушкой Ordnance QF 2-pounder со стволом длиной в 52 калибра, предназначенной для борьбы с танками противника. С пушкой был спарен 7,7-мм пулемёт Vickers (непонятно, почему именно он – конструкция пулемёта к тому времени уже считалась устаревшей), иного вооружения на танках Cruiser Mark III не устанавливалось.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Двигатель нового танка оставили без изменений – это был 12-цилиндровый авиационный бензиновый двигатель Liberty L-12 мощностью в 340 лошадиных сил. Это не был тот самый двигатель, что использовался в изначальном танке Кристи. Это был серьёзно доработанный для британских условий (в серийных машинах) двигатель, выпускаемый на заводах Nuffield. Причины выбора именно этого двигателя лично мне видятся ясно – в 30-х специализированного двигателя для танков не было ни в одной стране, поэтому использовались авиационные. А на Liberty взгляд упал именно потому, что он шёл в комплекте с танком, а ничего похожего в Великобритании тех лет не производилось.
Сейчас некоторые критики расскажут про авиационные двигатели Rolls-Royce, которые массово применялись на британских самолётах, но я отвечу сразу – все эти двигатели были чересчур габаритными, прожорливыми и мощными для установки в лёгкие танки. Двигатели Liberty были компактнее, несколько слабее и намного более подходящие для наземной техники, нежели авиационные двигатели 30-х годов.
Трансмиссия танка включала в себя пятиступенчатую коробку передач (4 вперёд и одна передача для заднего хода) британского производства. И эта коробка не давала двигателю выйти на максимальные параметры производительности, ограничивая тем самым максимальную скорость движения. Но и в таком случае танк на испытаниях развил скорость в 56 км/ч, что заставило военных ещё и ограничить максимальную скорость дефорсированием двигателя. По итогу всех работ, скорость танка оставалась довольно высокой – 48 км/ч на пике мощности.
Однако эта скорость едва не стала фатальной для испытуемого танка – дело в том, что тестовый образец не получил новых гусеничных движителей, а те, что были на танке изначально, оказались недолговечными. Ситуацию решили в экстренном порядке, разработав новый мелкозвенчатый гусеничный движитель, с оглядкой на предыдущие две версии «крейсеров» - этот хотя бы не слетал на ходу. Подвеску при этом не подвергали никаким изменениям, оставив её вертикальной, как на ранних танках Кристи, что существенно сыграло на высоте корпуса. Отказались лишь от колёсно-гусеничной ходовой части.
Серийное производство и боевое применение
По итогам всех ходовых и огневых испытаний, Cruiser Mark III был официально принят на вооружение, выпуск решили обеспечивать силами компании Nuffield Mechanization & Aero. Заказали всего 65 машин этого типа – это обусловлено слишком высокой ценой. Танк обходился военному министерству в 14 тысяч фунтов стерлингов, это равнялось примерно 150 тысячам рейхсмарок или 68 тысячам американских долларов. К чему эти цифры – немецкий Panzerkampfwagen III обходился в 110 тысяч рейхсмарок, а американский Медиум М3 – в 55 тысяч долларов. То есть танк, который не отличался заметным бронированием, но обладал высокими скоростными характеристиками, стоил на добрую четверть дороже остальных британских танков того времени!
Второй причиной слишком малой партии было осознание «смертности» машины. Военные чётко понимали, что с таким бронированием ни один танк на поле битвы долго не протянет, и фактически это танк-смертник. С осознанием этого начались работы над повышением бронирования машины (это будет уже совсем другая история), а уже выпущенные серийные «крейсеры» решили всё-таки применять в бою. Их дебют на поле боя случился в конце мая 1940 года, во Франции – 1 и 5 танковые дивизии Британского экспедиционного корпуса вступили в сражение за Абвиль. И что было вполне ожидаемо, никакого влияния на ход боевых действий новый танк не оказал. Ибо скорость это одно, а противотанковые пушки противника – совсем другое. В бою скорость решает не всё – артиллеристы имеют таблицы стрельбы с упреждением, и маневренность в таких случаях вообще не спасает. В итоге, из 38 изначально поставленных во Францию танков, до Дюнкерка и позорной эвакуации британо-французских войск дожили всего четыре или пять машин, позже захваченных немцами. Состояние этих машин позволяло использовать трофейную технику, однако нет никаких данных о том, что Kreuzer Panzerkampfwagen Mk.III 743(e) массово применялись на полях сражений. Достоверно можно сказать о двух танках – один из них был доставлен для испытаний в Куммерсдорф, после чего направлен на Восточный фронт, второй был направлен на Восточный фронт сразу. Дальше их судьбу отследить не удалось – скорее всего, они были отправлены в тыл на переплавку. Ещё один танк был использован против частей Красной Армии в 1945 году, в Берлине, разумеется, безрезультатно.
Заключение
Попытка создать новый танк на базе иностранной боевой машины потерпела сокрушительное поражение – дорого, бесполезно, зато очень быстро. Несколько исправить ситуацию удалось с выпуском четвёртой модификации «крейсеров», но это будет совсем другая история.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!