Найти тему
Музей Горгиппия

Стела Таллона: уникальное мраморное надгробие II–III вв. н.э.

В представлении древних греков могила была подобна храму, в котором обитала душа умершего. Надгробия выполняли роль оберега (апотропея), защищая захоронение от разрушения и осквернения. Сама идея установки надгробного памятника подразумевала героизацию умершего, его обожествление. С древних времён у разных народов мира существует традиция помечать место погребения, обозначая его священность и обеспечивая покой усопшего.

На территории Боспора, античного государства, существовавшего в Северном Причерноморье в V веке до нашей эры – IV веке нашей эры, надгробные памятники создавались под влиянием греческих мастеров с включением местных религиозных традиций.

В коллекции Анапского археологического музея хранится множество античных надгробий, найденных при раскопках некрополя Горгиппии и поселений, расположенных в её окрестностях.

Особую ценность представляют мраморные стелы с высокохудожественными рельефами. Мрамор был редким и дорогостоящим, его доставляли издалека на торговых кораблях, поскольку в нашем регионе нет месторождений этого камня. Надгробия из мрамора устанавливали над могилами знатных и состоятельных людей, подчёркивая их высокий социальный статус.

Своей необычной формой выделяется мраморная стела с тремя рельефными изображениями, найденная при раскопках в Анапе на территории санатория «Анапа-Океан» в 1982 году. Исследования проводились Анапской археологической экспедицией ИА АН СССР под руководством Екатерины Михайловны Алексеевой.

Мраморное надгробие «Стела Таллона». Анапский археологический музей.
Мраморное надгробие «Стела Таллона». Анапский археологический музей.

Высота стелы — 108 см, наибольшая ширина — 63 см.

Рельефное изображение на стеле разделено на три яруса. В нижней части рамки, обрамляющей верхний рельеф, можно увидеть двустрочную греческую надпись:

ΘΑΛΛΩΝ ΠΟΘΟΥ ΚΑΙ ΜΗΤ[Η] ΗΔΥΝ ΧΑΙРΕΤΕ
Перевод: «Таллон, сын Пота, и мать Гедин, прощайте».

Текст разорван в середине вертикальным прямоугольным углублением (врезкой), в котором, возможно, крепилась небольшая полочка для приношений или фимиатерий – сосуд для воскурения благовоний.

Основываясь на особенностях написания букв в эпитафии, учёные датировали надгробие I – началом II вв. н.э.

-2

На главном (верхнем) рельефе изображён всадник, который после долгой разлуки встретился со своей матерью или супругой (хозяйкой дома). Она сидит на высоком стуле, левой рукой придерживает край накидки, а правая рука лежит у неё на коленях. Этот сюжет характерен для многих надгробных памятников Боспора того времени.

Главный рельеф: женщина в кресле.
Главный рельеф: женщина в кресле.

Некоторые исследователи связывают этот сюжет с верованиями населения Боспора. Его можно трактовать как «всадник предстаёт перед богиней».

Изображения женщины, стоящей или сидящей рядом с мужчиной-всадником, можно увидеть и на надгробиях, посвящённых только мужчине.

В рельефной фигурке сидящей женщины узнаётся образ Великого женского божества, культ которого был широко распространён у населения Северного Причерноморья в античности. Эту сцену также можно интерпретировать как прощание воина со своими близкими перед походом или как обращение к умершим героизированным родственникам.

Важно отметить, что мужская фигура на рельефах пропорционально несколько больше женской, что говорит о его главенстве.

Всадник одет в рубаху, поверх которой кольчуга – это одно из подтверждений того, что уже в начале нашей эры древние мастера овладели сложнейшим ремеслом её плетения. Остатки кольчуги были найдены в одной из гробниц погребального комплекса II в. н.э., исследованного на некрополе Горгиппии в 1978 г.

Не стоит исключать и вероятность того, что на рельефе изображён пластинчатый доспех.

Поверх кольчуги через правое плечо перекинут плащ, к поясу мужчины, по его левую руку, крепится горит с луком скифского типа и стрелами. На левую кисть всадника надет широкий наруч для защиты от травмирования ремнями, на крупе коня виден край попоны (накидки).

Главный рельеф: мужчина-всадник.
Главный рельеф: мужчина-всадник.

Наличие военной амуниции свидетельствует о том, что этот человек принимал участие в сражениях, вся его жизнь была связана с военным делом, и даже после смерти воин-всадник не расстается со своим оружием и верным боевым конём.

В самом центре стелы помещен рельеф с изображением девушки-служанки в длинном до пят одеянии. Она обращена к прямоугольному углублению. В руках девушка держит сноп колосьев, символизирующий богатство и плодородие, жизненную силу, смерть и возрождение.

Средний рельеф: служанка со снопом колосьев.
Средний рельеф: служанка со снопом колосьев.

На нижнем рельефе изображение двух коней в профиль, расположенных друг перед другом и привязанных поводьями к вертикальному шесту, находящемуся между ними. Подобные коновязи использовались всадниками во время длительного перехода.

Нижний рельеф: кони, привязанные к шесту.
Нижний рельеф: кони, привязанные к шесту.

Надгробие венчает акротерий в виде пальметты, древа жизни, символизирующей жизненный цикл, фазы которого отмечены цветением, созреванием плодов и ростками – будущими поколениями.

Акротерий, венчающий надгробие.
Акротерий, венчающий надгробие.

В основании надгробия имеется паз для соединения его с постаментом.

Форма надгробия уникальна для азиатской части Боспора. Е.М. Алексеева считает, что оно выполнено в виде антропоморфной стелы — человеческой фигуры. Аналогию можно провести только с антропоморфным надгробием «Публия, сына Косса», которое хранится в керченском лапидарии (КЛ‑1166).

 Надгробие «Публия, сына Косса». Керченский лапидарий.
Надгробие «Публия, сына Косса». Керченский лапидарий.

Литература: Алексеева Е.М. Антропоморфные «надгробия» некрополя Горгиппии // Древности Боспора. Том 22. М., 2018. С. 9-23; Евсюков С.В. Мраморные рельефные надгробия из Горгиппии: по материалам коллекции Анапского археологического музея // Проблемы археологии Восточной Европы и Дальнего Востока : материалы XII Международной археологической конференции студентов и аспирантов (Ростов-на-Дону, 26–29 ноября 2017 г.) / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону ; Таганрог, 2017. С. 140-146; Савостина Е.А. Эллада и Боспор: греческая скульптура на Северном Понте. Симферополь-Керчь, 2012. С. 64-67; Шауб И.Ю. Культ Великой богини у местного населения Северного Причерноморья // Археология и культурная антропология. Кишинёв, 1999.