Найти в Дзене
Ваш дошкольник

Конспекты групповых занятий по развитию лексико-грамматических средств языка у детей 5—6 лет с НВ ОНР

Оглавление

Тема: Образование превосходной степени прилагательных

Лексическая тема: Птицы

Задачи:

Учить образовывать превосходную степень прилагательных. Закрепить умение образовывать существительные множественного числа от существительных единственного числа.

Учить согласовывать глаголы прошедшего, настоящего, будущего времени.

Закрепить умение составлять рассказ с опорой на предметное моделирование.

Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление при работе со схемами.

Воспитывать самостоятельность в ответах.

Материал и оборудование: набор картинок по теме «Птицы», указка, условные обозначения (домашние, перелетные и зимующие птицы), изображение животного, фишки, наглядное моделирование описательного рассказа.

Ход занятия

Вводная часть

Учитель-дефектолог. Тему нашего занятия сегодня определите сами и для этого вам необходимо назвать карточки (предлагается набор карточек по теме «Птицы»).

Дидактическое упражнение «Назови карточку»

Учитель-дефектолог. Каким обобщающим словом можно назвать все эти карточки? (Птицы.) Скажите, какая сегодня будет тема занятия? (Птицы.)

Основная часть

Учитель-дефектолог. Чем отличаются птицы от животных (наличием перьев, крыльев, клюва, двух конечностей).

Учитель-дефектолог. Сейчас давайте с вами разделим карточки с изображением птиц на три группы: домашние, перелетные и зимующие птицы.

(Предлагаются условные обозначения.)

Учитель-дефектолог. А теперь давайте поиграем в игру «Один-много», кто ответит правильно получает фишку.

Дидактическая игра «Один-много»

Учитель-дефектолог. Скажите, вы хорошо справились с поставленной перед вами задачей? (Ответы детей.)

Какие вы молодцы, вы очень внимательные и дисциплинированные. Скажите, что я сейчас сделала?

Дети. Похвалили нас.

Учитель-дефектолог. Давайте похвалим птиц, я думаю им будет очень приятно и хвалить мы их будем немного преувеличивая красоту их внешнего вида.

Послушайте как я похвалю птицу: «аист не птица, а птичище», «у аиста не оперенье, а опереньище».

(Детям предлагаются слова: глаза, когти, голова, крылья, лапы, клюв, хвост.)

Дидактическое упражнение «Похвала»

Физкультминутка

(Дети повторяют четверостишие три раза сопровождая соответствующими тексту движениями рук: взмахи кистями, ходьба, бег пальцев по столу.)

Гуси серые летели,

На лужайке тихо сели,

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали.

Учитель-дефектолог. К сегодняшнему занятию я подготовила новые модели, которые помогут вам составить полный рассказ о птицах.

Пусть каждый из вас выберет по изображению по одной птице. Вот и мне досталась одна карточка.

Для начала послушайте мой рассказ про воробья.

Составление описательного рассказа с использованием моделирования

Учитель-дефектолог. А сейчас предстоит вам очень серьезное и тяжелое задание вспомнить, что умеют делать птицы. Вспомнили?

Учитель-дефектолог. А теперь сказать, что они делали сегодня, вчера и завтра. (Приводится пример.)

Дидактическая игра «Вчера-сегодня-завтра»

Логопед выставляет изображения птиц на доске.

Заключительная часть

Учитель-дефектолог. Возле нас лежат фишки. Положите их обратно в коробочку рассказывая, что понравилось вам на занятии и что у вас получилось.

Тема: Образование сложных прилагательных

Лексическая тема: Птицы

Задачи:

Учить образовывать сложные прилагательные.

Закрепить умение согласовывать существительные с числительными, с глаголами.

Закрепить умение в пересказе текста с опорой на схему, в составлении предложений с союзом а.

Развивать словесно-логическое мышление, зрительное восприятие, в процессе работы.

Воспитывать самостоятельность в ответах и решениях дидактических упражнений.

Материал и оборудование: указка, предметные картинки по теме «Птицы», фонограмма голосов птиц, панно «волшебное дерево», фломастер, бумага.

Ход занятия

Вводная часть

Дети входят в кабинет (звучат голоса птиц), рассматривая панно «волшебное дерево».

(Детям предлагаются карточки с домашними, перелетными и зимующими птицами.)

Учитель-дефектолог. Расскажите, кто прилетел на волшебное дерево. А как вы думаете, почему это дерево называется волшебным?

Основная часть

Учитель-дефектолог. Птиц много их всех нужно подсчитать и переписать.

Дидактическое упражнение «Сосчитай»

Учитель-дефектолог. Все вы знаете, что птицы, это живые существа, и все они что-нибудь делают.

Подумайте и расскажите кто, что делает. Незабываем отвечать полным предложением.

Дидактическое упражнение «Кто что делает?»

Учитель-дефектолог. А сейчас предстоит самое тяжелое задание. Как только услышите нелепицу — хлопните в ладоши.

«Нелепицы»

Птенцы высиживают яйца

Птенцы вьют гнезда

Тело птицы покрыто шерстью

Аист улетает на юг

Скворец живет в будке

Снегирь желтогрудый

Учитель-дефектолог. Скажите, а какая грудка у снегиря? Значит, как нужно было сказать? У соловья звонкий голос, поэтому его называют звонкоголосым

Дидактическое упражнение «Скажи одним словом»

У ласточки длинный хвост, поэтому ее называют...

У аиста длинные ноги, поэтому его называют...

У сороки белые бока, поэтому ее называют...

У синицы желтая грудка, поэтому ее называют...

У вороны черные крылья, поэтому ее называют...

У дятла длинный клюв, поэтому его называют...

Физкультминутка

Птички-ласточки вдвоем

Гнезда вили под окном (ладони вместе)

Пять яиц они снесли (в ладони стать пальцы)

День и ночь их берегли

Появилось пять птенцов —

Желторотых молодцов (прижать ладони)

Пип! Пип! Пип! — они пищат,

Подрастут и улетят (изображать ладонями полет птиц).

Детям предлагается изображение грача.

Учитель-дефектолог. Кто изображен на картине? (Грач.)

Послушайте рассказ Сладкова Николая Ивановича о граче.

Грачи прилетели!

И потекли сосульки, затрещал лед, расползлись снега. Вот-вот зазеленеет земля, заголубеют воды, задымятся пашни.

Грачи прилетели — весну принесли.

Учитель-дефектолог. Давайте мы с вами рассказ закодируем в картинки. (Учитель-дефектолог совместно с детьми кодирует каждое предложение рассказа).

Детям предлагается пересказать текст.

(Дети пересказывают текст, а на столе появляются скрепленные парами карточки.)

Учитель-дефектолог. Посмотрите и назовите у кого какая пара птиц. Давайте составим предложения, состоящие из двух частей, соединенных буквой.

Послушайте, как зазвучит моя пара.

У курицы лапы без перепонок, а у утки-с перепонками.

У аиста длинная шея, а у кукушки короткая.

Заключительная часть

Детям предлагается вспомнить, чем они занимались, какие задания выполнял.

Учитель-дефектолог. Давайте встанем в круг и оценим работу друг друга. Но помните, что следует быть честными и справедливыми.