Найти тему
Время жатвы

Возможно ли простить человека без веры в Бога?

Иссак Сирин писал, что невозможно полюбить ближнего, если человек не будет по-настоящему любить Бога.

И не возможно простить человека, не имея к тому устремления и не поимая смысла делать это. Ветхий закон требует справедливости - око за око - и так мы и живем до сих пор в большинстве своем. Но Новый завет призывает ко всепрощению - "и остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим".

Не будем же думать, будто мы, прощая ближнего, оказываем ему благодеяние или великую милость; нет, мы сами получаем благодеяние, извлекаем для себя великую пользу. (Преп. Иоанн Златоуст)

Ни ради людей, а ради спасения своей души, ради исполнения своего призвания - обожения.

Если мы не простим ближних, то этим не причиним им никакого вреда, а себе приготовим невыносимую гееннскую муку. (Преп. авва Исаия)

Знание о том кто мы, как здесь оказались и куда идем формируют правильное отношение к себе и другому человеку. Бог благ и все творение его благо. Тогда я вижу людей грешными, т.е. обманутыми, ранеными и потому несчастными, а не плохими. Тогда я вижу людей апогеем замысла Творца и не оскорбляю Его своим обесцениванием Его творчества. Тогда я вижу Христа человеколюбивого, стоящим и терпеливо ждущим рядом с каждым человеком, каким бы он ни был.

Если я знаю кто я и стою на камне Веры, то никакая ложь, лесть или оскорбление меня не поколеблют - они пролетают сквозь меня, не цепляясь; а правдивые обличения воспринимаются как горькие лекарства. Если человек ненавидит меня, то этой ненавистью он уже наказан - он горит изнутри, помолюсь за него. Его злость не может мне повредить, пока я ее сам не приму в себя, т.е. соглашусь с ним.

Имея Веру в сердце, я каждого человека из окружения предаю в руки Божьих и не тревожусь по поводу их судьбы, не навязываю советы непрошенные, не испытываю ущербную жалость к падшим и не завидую успешным. Это не мешает мне испытывать глубокое сострадание и молиться за всех.

Если мой разумный брат или сестренка в душе своей воспитывает боговедение, то нет ничего прекрасней в мире, чем смотреть в его глаза. Мокрые от слез намоленные глаза - это высшее вдохновение.

Мои защиты и орудия отпадают - мне не с кем воевать. Бог во всем и во всех, и все в Боге - мысль, порождающая глубокое умиротворение. Такое созерцание родит сокрушение гордыни, сострадание к людям, непрерывную благодарность, тишину и удовлетворенность. Совокупность всех добродетелей и есть любовь.

Но без Веры как бы мы не пытались, любовь будет иметь страстный оттенок и направлена на личную выгоду.

И не могут приобрести любви к человекам те, которые любят мир сей (Исаак Сирин)

Тогда любовью называют естественную родственную привязанность, которая в итоге становится мучительными узами; юношескую романтическую влюбленность, которая имеет биологическую природу и быстро проходит; сексуальную страсть, которая к любви не имеет никакого отношения; дружбу, которая основана на подобострастии, т.е. похожести характеров, увлечений и т.д.