Найти в Дзене
Православная Жизнь

Церковное новолетие – начало индикта, нового года от сотворения мира

Церковный богослужебный год начинается в середине сентября по гражданскому календарю, то есть, первого сентября по старому стилю. До реформы императора Петра Великого начало гражданского новолетия в России совпадало с началом церковного.

С сентября начиналось новолетие у ветхозаветных евреев. Святитель Димитрий Ростовский в своем Слове на новолетие говорит, что многие священные события ветхозаветного времени произошли именно в этом месяце.

Индиктом называется порядковый номер года в пятнадцатилетнем цикле, который, в свою очередь, зовется индиктионом. Индиктионам же не присваивают номера.

Слово "индикция" переводится с латинского как "провозглашение". В древности индикция была информированием, что властям обязательно нужно поставить запасы еды. Не до конца понятно, откуда эти пятнадцатилетие циклы взялись, но есть предположения, что из Древнего Египта.

-2

Когда Римский император Август победил Антония и Клеопатру, которые правили Египтом, он стал властителем всего Средиземноморья. Для удобства сбора налогов со всех отдаленных провинций империи он и установил индиктион.

Пятнадцатилетний цикл царь разделили на люструмы – три временных отрезка по пять лет, чтобы налоги были взимаемы трижды за индиктион. Пять лет – это несколько больше того времени, за которое подать из окраин империи могли довезти до Рима. В первый люструм взимали медь и железо для изготовления шлемов, щитов, брони, мечей и копий. Во второй люструм собирали серебро, которым платили римским солдатам. Третья пятилетка приносила в казну золото, которым, в числе прочего, украшали идолов.

Император-богоборец Диоклетиан, приблизительно на границе III и IV веков, провел реформы, которые включали обязательную переоценку имущества в Римской империи каждые 15 лет. Это было необходимо, чтобы установить величину налогов.

После победы над узурпатором Максенцием, установив свой индиктион, этот порядок несколько изменил император Константин Великий, приблизительно в 312 году. Сперва индикт начинался со дня рождения Октавиана Августа (первого императора Рима) – 23 сентября, но ради удобства в 462-м году днем новолетия сделали 1 сентября.

Святые отцы, которые являлись современниками царя Константина, установили праздник церковного новолетия на I Вселенском Соборе, в Никее.

С 537 года исчисление годов по индиктам широко распространилось в церковной и гражданской документации.

-3

Такую датировку использовал Верховный трибунал Священной Римской империи Германской нации, пока государство не распалось в 1806 году. Историки отмечают хаос в датировках прошлого, но индикционные номера годов в старых документах очень устойчивы и вносят ясность в процесс научного исследования.

Годовой индикт – это остаток от деления номера года эры Восточной Римской империи от сотворения мира на 15. Годы считали от 1 сентября 5509 года до Рождества Христова. Если используется летоисчисление от Рождества Христова, к числу лет прибавляется 3, а получившееся число делится на 15.

Церковь отмечает начало индикта благодарственным молебном. В храме в день новолетия читают Евангелие о том, как Господь Иисус Христос посетил Назаретскую синагогу. Это было в субботу и, согласно некоторым преданиям, в день гражданского новолетия. Евреи из поколения в поколение в течение многих столетий собирались в синагогах, молились и читали древние пророчества об ожидаемом ими Мессии. Некоторые толковали прочитанное. То же самое сделал в тот день и Господь. Тогда Иисус зачитал одно из самых любимых пророчеств о Спасителе, что находится в книге Исайи. Господь сказал, что предсказание исполнилось.

В словах пророчества сказано, что Спаситель придет возвещать некое «лето Господне благоприятное». Люди, слушавшие Иисуса, удивлялись благодатности слов, исходивших из Его уст, и сказали, что также считают, что пришло время исполнения пророчества. Многие стали спрашивать, не сын ли плотника Иосифа этот Проповедник? Но затем Господь дает всем знать, что зачитанное пророчество именно о Нем Самом, и что Спаситель пришел ко всем, а не только к евреям.

-4

Многие восприняли это как богохульство, разозлились и захотели сбросить Иисуса с обрыва, но не смогли этого сделать. Христос прошел через толпу, вытеснившей Его из синагоги и города, и никто не смог к Нему прикоснуться.

Большинство евреев ждало земного политического спасителя, коим, по их представлениям, не может быть Плотник. Они не ждали Царя, что не от мира сего. Поэтому проповедь, воспринятая сперва с радостью, разгневала собрание.

Славянское слово, означающее "год", в русской синодальной Библии не переводили и написали "лето Господне". Исайя под этими словами имел в виду так называемый "День Господень" – момент, когда к народу Божьему придет Мессия.

-5