Церковный богослужебный год начинается в середине сентября по гражданскому календарю, то есть, первого сентября по старому стилю. До реформы императора Петра Великого начало гражданского новолетия в России совпадало с началом церковного.
С сентября начиналось новолетие у ветхозаветных евреев. Святитель Димитрий Ростовский в своем Слове на новолетие говорит, что многие священные события ветхозаветного времени произошли именно в этом месяце.
Индиктом называется порядковый номер года в пятнадцатилетнем цикле, который, в свою очередь, зовется индиктионом. Индиктионам же не присваивают номера.
Слово "индикция" переводится с латинского как "провозглашение". В древности индикция была информированием, что властям обязательно нужно поставить запасы еды. Не до конца понятно, откуда эти пятнадцатилетие циклы взялись, но есть предположения, что из Древнего Египта.
Когда Римский император Август победил Антония и Клеопатру, которые правили Египтом, он стал властителем всего Средиземноморья. Для удобства сбора налогов со всех отдаленных провинций империи он и установил индиктион.
Пятнадцатилетний цикл царь разделили на люструмы – три временных отрезка по пять лет, чтобы налоги были взимаемы трижды за индиктион. Пять лет – это несколько больше того времени, за которое подать из окраин империи могли довезти до Рима. В первый люструм взимали медь и железо для изготовления шлемов, щитов, брони, мечей и копий. Во второй люструм собирали серебро, которым платили римским солдатам. Третья пятилетка приносила в казну золото, которым, в числе прочего, украшали идолов.
Император-богоборец Диоклетиан, приблизительно на границе III и IV веков, провел реформы, которые включали обязательную переоценку имущества в Римской империи каждые 15 лет. Это было необходимо, чтобы установить величину налогов.
После победы над узурпатором Максенцием, установив свой индиктион, этот порядок несколько изменил император Константин Великий, приблизительно в 312 году. Сперва индикт начинался со дня рождения Октавиана Августа (первого императора Рима) – 23 сентября, но ради удобства в 462-м году днем новолетия сделали 1 сентября.
Святые отцы, которые являлись современниками царя Константина, установили праздник церковного новолетия на I Вселенском Соборе, в Никее.
С 537 года исчисление годов по индиктам широко распространилось в церковной и гражданской документации.
Такую датировку использовал Верховный трибунал Священной Римской империи Германской нации, пока государство не распалось в 1806 году. Историки отмечают хаос в датировках прошлого, но индикционные номера годов в старых документах очень устойчивы и вносят ясность в процесс научного исследования.
Годовой индикт – это остаток от деления номера года эры Восточной Римской империи от сотворения мира на 15. Годы считали от 1 сентября 5509 года до Рождества Христова. Если используется летоисчисление от Рождества Христова, к числу лет прибавляется 3, а получившееся число делится на 15.
Церковь отмечает начало индикта благодарственным молебном. В храме в день новолетия читают Евангелие о том, как Господь Иисус Христос посетил Назаретскую синагогу. Это было в субботу и, согласно некоторым преданиям, в день гражданского новолетия. Евреи из поколения в поколение в течение многих столетий собирались в синагогах, молились и читали древние пророчества об ожидаемом ими Мессии. Некоторые толковали прочитанное. То же самое сделал в тот день и Господь. Тогда Иисус зачитал одно из самых любимых пророчеств о Спасителе, что находится в книге Исайи. Господь сказал, что предсказание исполнилось.
В словах пророчества сказано, что Спаситель придет возвещать некое «лето Господне благоприятное». Люди, слушавшие Иисуса, удивлялись благодатности слов, исходивших из Его уст, и сказали, что также считают, что пришло время исполнения пророчества. Многие стали спрашивать, не сын ли плотника Иосифа этот Проповедник? Но затем Господь дает всем знать, что зачитанное пророчество именно о Нем Самом, и что Спаситель пришел ко всем, а не только к евреям.
Многие восприняли это как богохульство, разозлились и захотели сбросить Иисуса с обрыва, но не смогли этого сделать. Христос прошел через толпу, вытеснившей Его из синагоги и города, и никто не смог к Нему прикоснуться.
Большинство евреев ждало земного политического спасителя, коим, по их представлениям, не может быть Плотник. Они не ждали Царя, что не от мира сего. Поэтому проповедь, воспринятая сперва с радостью, разгневала собрание.
Славянское слово, означающее "год", в русской синодальной Библии не переводили и написали "лето Господне". Исайя под этими словами имел в виду так называемый "День Господень" – момент, когда к народу Божьему придет Мессия.