Найти тему

Диссертация: "Программно-целевое регулирование социально-экономического развития региона (на примере Волгоградской области)".

Оглавление

Диссертация посвящена исследованию способов управления развитием регионов России на примере Волгоградской области. Изучается, как государство пытается влиять на экономику и социальную сферу регионов через специальные программы развития, и насколько эти попытки успешны. Утверждается, что российские регионы существенно различаются по уровню жизни и экономическому развитию, что представляет опасность для всей страны. Для сглаживания этих различий используется политика выравнивания, поддерживающая отстающие регионы, и политика стимулирования, призванная помочь регионам максимально использовать свой потенциал. В качестве основного инструмента развития регионов в России рассматривается программно-целевой подход. Подробно разбирается его механизм на примере Волгоградской области, анализируется эффективность двух конкретных программ: "Экономическое развитие и инновационная экономика" и "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области". На основе проведенного анализа формулируется ряд рекомендаций, направленных на повышение эффективности программ развития регионов. В целом, диссертация представляет собой попытку разобраться в сложной системе управления регионами в России и найти пути ее совершенствования, опираясь не только на теоретический анализ, но и на конкретные данные, что делает исследование актуальным и практически значимым.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

1.1. Сущность и факторы социально-экономического развития региона

1.2. Программно-целевой подход к управлению социально-экономическим развитием региона

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Анализ реализации государственной программа Волгоградской области "Экономическое развитие и инновационная экономика"

2.2. Анализ реализации программы государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области"

Глава 3. ОБОСНОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СОГЛАСОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент диссертации предоставлен для ознакомления.

Введение

Актуальность темы. Усиление дифференциации в социальном и экономическом развитии регионов независимо от причин, которые ее вызывают, приводит к нарастанию деструктивных процессов в обществе и обостряет проблему поступательного развития как отдельного субъекта РФ, так и страны в целом, что становится основой для увеличения диапазонов их экономического и социального расслоения. Отсутствие эффективного механизма государственного вмешательства в процессы общественного производства, доминирование стихийного саморазвития послужили главными факторами потери поступательного тренда развития регионов.

Современная практика отношений между государством и регионами, а также между отдельными регионами свидетельствует, что политика выравнивания, которая направлена на поддержку менее экономически и социально развитых субъектов РФ, не дает необходимого результата. Политика выравнивания направлена на достижение определенного экономического равновесия между регионами, что объективно достаточно проблематично обеспечить как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе. Более действенной является политика стимулирования территориального развития. Она имеет целью принятие мер на государственном и региональном уровнях по максимальному использованию имеющихся материальных, трудовых, организационных и финансовых возможностей. Для того чтобы такая политика стала эффективным рычагом развития как регионов, так и их составляющих (административно-территориальных единиц), необходимо использовать методы социально-экономического регулирования. Такие методы могут применяться как в масштабах страны, так и в масштабах отдельного региона. От полноты используемого инструментария социально-экономического регулирования зависит возможность обеспечения поступательного регионального развития. В связи с этим, одной из актуальных задач становится разработка и реализация программ социально-экономического развития.

Социально-экономическое состояние ряда субъектов РФ нуждается в системных трансформациях и целенаправленных мероприятий для развития. Ведущее место в этом отводится применению программно-целевому подходу, который в современной России достаточно активно используется на региональном уровне. Разработка и реализация программ социально-экономического развития региона будет способствовать его социально-экономическому росту путем создания благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышению его инновационной активности, росту эффективности государственного и муниципального управления, созданию условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, повышению доступности и качества социального их обслуживания, обеспечению равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, повышению уровня обеспеченности инвалидов, а также уровня профессионального развития и занятости.

Современная практика регионального развития отмечается непостоянством и несогласованностью при использовании отдельных способов и методов экономического регулирования. Поэтому, именно внедрение в практику организационных и экономических механизмов, способных адаптировать его к условиям регионального развития обеспечит поступательное развитие как отдельных регионов, так и всего государства в целом. Тем самым социально-экономическое регулирование регионального развития получит необходимую адаптацию к условиям конкретных регионов.

Степень изученности темы. Теоретическим и прикладным аспектам исследования проблем социально-экономического развития регионов посвящены работы: Е. Г. Анимицы, И. В. Барановой, А. Б. Бгуашевой, А. Г. Волковой, А. С. Воронова. К. В. Геращенко, В. И. Гришина, П. Ф. Друкера, Ю.К. Ефименко, Е. А. Жарковой, В. Ю. Картухина, Е. К. Кузнецовой, Ю. Н. Лапыгина, И.В. Манаевой, В. В. Меликовой, М. Н. Мироновой, Л. С. Мурыгиной, Т. Б. Лыгденовой, А. Ю. Назаровой, А.С. Новоселовой, А. А. Пахомова, К. В. Писаренко, А. В. Поленова, П. А. Пыхова, Ю. А. Сидоренко, В. Е. Таракановой, И. В. Тарановой, О. Г. Тюрбеева, А. А. Урунова,Т. С. Хачатуровой, С. Ф. Штумпф и др. Проблемы развития регионов и внедрения программно-целевого подхода в управлении исследовались рядом отечественных ученых, в частности: С.В. Баландиной, А.С. Ворошиловым, А. Р. Гирмиковым, А .М. Елоховым, И. Ю. Загоруйко, Л. Н. Исачковой, Д. М. Карповым, Е. А. Кочигиной, В. В. Мищенко, О. А. Раковой, Т.И. Смотровой, А. Х. Шоевым и др.

Целью магистерской диссертации является исследование теоретико-методологических основ и анализ опыта разработки и реализации программ социально-экономического развития региона (на примере Волгоградской области).

Достижение поставленной цели обусловила необходимость последовательного решения следующих задач:

- раскрыть сущность и факторы социально-экономического развития региона;

- исследовать программно-целевой подход к управлению социально-экономическим развитием региона;

- провести анализ реализации государственной программа Волгоградской области "Экономическое развитие и инновационная экономика";

- проанализировать состояние реализации программы государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области";

- обосновать механизм согласования целей и задач регулирования социально-экономического развития региона.

Объектом исследования выступают программы экономического и социального развития Волгоградской области.

Предметом исследования являются теоретические, методологические и прикладные аспекты разработки и реализации программ социально-экономического развития региона.

Информационной базой исследования выступали Конституция РФ, Законы РФ, Указы Президента РФ, нормативно-правовые акты Правительства РФ, законодательные и нормативные акты Волгоградской области, в частности: Постановления администрация Волгоградской области от 25.09.2017 г. №504-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области" и Постановления администрация Волгоградской области от 23.01.2017 г. №14-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Экономическое развитие и инновационная экономика", монографии, труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам и механизмам социально-экономического развития регионов, материалы периодических изданий и ресурсы сети Интер, монографии, труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам и механизмам социально-экономического развития регионов, материалы периодических изданий.

Научная новизна полученных результатов заключается в разработке комплекса теоретических, методологических положений и практических рекомендаций по регулирования социально-экономическому развитию регионов:

1) Получил дальнейшее развитие понятийно-категориальный аппарат социально-экономического развития регионов за счет углубления сущности таких понятий, как:

- "регион" при условии рассмотрения его через призму территории, населения, проживающего на ней, экономических связей в хозяйственном комплексе межрегиональных отношений, природопользования и охраны окружающей среды, что дает возможность применять системный подход к исследованию пространственных проблем функционирования рыночной среды;

- "региональное развитие" в качестве выявления изменений отдельных параметров (освоенность, насыщенность, целостность, устойчивость, комплексность, однородность, неоднородность) и других аксиологических свойств региона;

- "инструментарий регионального развития" как совокупность организационных и стимулирующих приемов модернизации регионального хозяйственного комплекса.

2) Обоснована система принципов, на которых базируется программно-целевой подход к обеспечению социального и экономического развития регионов, а именно: к уже существующим – конституционности и законности, координации, партнерства, деконцентрации, единства, децентрализации, открытости, устойчивого развития, исторической преемственности – был добавлен принцип транспарентности – доступности информации о деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления.

3) Определены и обоснованы составляющие программно-целевого подхода и взаимосвязей между ними, а именно: программно-целевое направление – вектор развития объекта управления с использованием целей развития, которые реализуются через секторальные проекты или программы; программно-целевая политика – совокупность методов для осуществления управления и руководства по определенным направлениям; программно-целевая модель – научное обоснование возможных путей развития объекта управления и осуществление управления; программно-целевое управление – система сочетания правовой и организационной форм государственно-управленческих решений, которые являются частями выбранной политики; программно-целевое планирование (программирование) – определение целей, задач, сроков, темпов развития, алгоритм мероприятий и действий для достижения стратегической цели; программно – целевая деятельность – комплекс средств, направленный на достижение одной или нескольких целей плана (программы);

4) Предложены методологические основы функционирования механизма согласование целей и основных задач и мероприятий по развитию территории, региональной социально-экономической системы и регионального социально-экономического пространства, базирующегося на системно-структурном подходе, что позволяет обеспечивать системный характер использования его составных элементов (стратегий, прогнозов, программ приоритетного развития, ежегодных индикативных планов регионального развития)

Методы исследования. Методологическую основу исследования составляют общенаучные приемы экономического исследования и специальные методы, которые основываются на современных научных положениях теорий развития производительных сил и региональной экономики. Во время исследования использовании методы: системного подхода, анализа и синтеза, аналогии (для уточнения определения регионального развития, синтеза типологических черт региона); логической абстракции (для анализа социальных и экономических процессов и реализации программ социального и экономического развития региона.

Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава 1. Теоретико-методологические основы разработки и реализации программ социально-экономического развития региона

1.1. Сущность и факторы социально-экономического развития региона

В последние годы значительно активизировались процессы регионализации не только в отдельных странах, но и в мире в целом. Многочисленные теоретические исследования по определению региона можно свести к следующему утверждению: каждое толкование понятия "регион" несет свой авторский взгляд на обозначенный термин. Отсутствие четкости в трактовке категории "регион" является свидетельством значительного разнообразия толкований. Одна из причин такой ситуации заключается в том, что регион может иметь экономическую, географическую, политическую, историческую и другую природу, и это значительно расширяет методологические границы понятия.

Регион в экономическом трактовке может рассматриваться как некоторое конкретно историческое явление, содержащее отражение доминирующей совокупности производственных отношений, некоторых общих социальных, национальных, конфессиональных, культурных, политических особенностей всего государства, так и конкретных особенностей соответствующей территории в определенный промежуток времени. При этом регион как субъект экономической деятельности является территорией, имеющей свою, несколько отличную от других, общность географических, экономических, социальных и политических факторов или условий.

Следовательно, можно согласиться с мнением, что "регион – это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и которой присуща некоторая целостность, взаимосвязанность элементов, которые ее составляют" или, что "регион как территория является своеобразной ареной, на которой обеспечивается и осуществляется сочетание материальных и нематериальных факторов (условий) общественного производства".

В то же время "в процессе общественного воспроизводства регион выполняет двуединую функцию. С одной стороны, он является территорией, на которой осуществляются взаимосвязанные хозяйственные процессы, на которой живут люди, объединенные общими интересами, осуществляется воспроизводственный процесс со свойственными ему особенностями. С другой стороны, регион является частью общей социально-экономической системы государства, и на его развитие влияют общие закономерности процесса воспроизводства". Рассмотрение региона как системы обусловлено тем, что его форма содержит различные элементы. Элементный набор территориальной системы зависит от того, насколько большое и сложное общественное хозяйство будет организовываться в его пределах: для небольших регионов – менее сложное, чем для крупных регионов.

В этом контексте каждый регион является определенной территориальной системой, содержащей четыре компонента:

1) Население (человеческую или социальную среду);

2) Территорию с определенными региональными границами (природную среду);

3) Экономику как совокупность субъектов хозяйствования на этой территории;

4) Властно-управленческую подсистему региона (региональные органы власти и управления).

Первые три компонента образуют так называемую триаду (населения – природа – хозяйство) как объект управления в регионах, а последний является субъектом управления. В статике все указанные компонента – это потенциалы регионов (их средства, которые есть в них и могут быть использованы для достижения определенной цели).

-2
-3
-4

Глава 2. Анализ опыта разработки и реализации программ Социально-экономического развития Волгоградской области

2.1. Анализ реализации государственной программа Волгоградской области "Экономическое развитие и инновационная экономика"

В целях создания благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение его инновационной активности и эффективности государственного и муниципального управления на территории Волгоградской области действует государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее – Программа №1), утвержденная постановлением Администрации Волгоградской области от 23.01.2017 № 14-п[ включающая в себя следующие подпрограммы: "Формирование благоприятной инвестиционной среды и развитие государственно-частного и муниципально-частного партнерства, в том числе реализуемого посредством заключения концессионных соглашений"; "Развитие внешнеэкономической деятельности Волгоградской области"; "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области"; "Развитие инновационной деятельности"; "Совершенствование государственного и муниципального управления".

Ответственным исполнителем Программы №1 является комитет экономической политики и развития Волгоградской области.

Соисполнители Программы №1 – комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, комитет промышленности и торговли Волгоградской области, комитет строительства Волгоградской области, комитет сельского хозяйства Волгоградской области.

Задачи Программы №1 представлены на рис. 2.1.

-5
-6

Сведения о достижении значений целевых показателей Программы №1 в 2019 г. содержатся в прил. А.

В рамках подпрограммы "Формирование благоприятной инвестиционной среды и развитие государственно-частного и муниципально-частного партнерства, в том числе реализуемого посредством заключения концессионных соглашений" Программы № 1 в 2019 г. для создания благоприятных условий для привлечения в регион инвесторов велась работа по оказанию инвесторам государственной поддержки в формах, предусмотренных региональным законодательством.

В успешной реализации инвестиционной политики региона немаловажную роль играют отношения, формируемые на основе ГЧП. В целях реализации масштабных инфраструктурных проектов Волгоградская область активно использует механизм ГЧП. На текущую дату заключено 12 концессионных соглашений и 1 соглашение о МЧП (прил. Б.).

В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 28.12.2019 г. №706-п определен объект концессионного соглашения: "программы для электронных вычислительных машин, используемых в целях фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на территории Волгоградской области, и имущество, технологически связанное с такими программами, предназначенное для обеспечения их функционирования (серверное оборудование и технические средства автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения)". Данный объект подлежит включению в перечень объектов, в отношении которых будет запланировано заключение концессионных соглашений в 2020 г. Данное концессионное соглашение планируется заключить сроком на 7 лет. За этот период планируется к поступлению в бюджет Волгоградской области свыше 1,7 млн. руб.

2.2. Анализ реализации программы государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области"

В целях создания условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, проживающих в Волгоградской области, пповышения доступности и качества социального обслуживания граждан, обеспечения равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, повышения уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов на территории Волгоградской области действует государственная программа Государственная программа Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области" (далее – Программа №2) утверждена постановлением Администрации Волгоградской области от 25.09.2017 г. № 504-п[1], включающая в себя следующие подпрограммы: "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"; "Совершенствование социальной поддержки семей и детей"; "Повышение качества жизни пожилых людей"; "Модернизация и развитие системы социальной защиты населения"; "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения"; "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов".

Задачи Программы №2 представлены на рис. 2.4.

-7
-8

Ожидаемым конечным результатом реализации Программы №2 будет:

- доля граждан, которым назначены меры социальной поддержки и социальная помощь, от общего числа обратившихся и имеющих право на получение мер социальной поддержки и социальной помощи – 100 %;

- доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Комитета, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания, находящиеся в ведении Комитет – 100 %;

- доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов Волгоградской области – 71,8 %;

- уровень удовлетворенности населения Волгоградской области качеством государственных услуг, предоставляемых в учреждениях системы социальной защиты населения, – не менее 95 %

Сведения о достижении значений целевых показателей Программы №2 за 2019 г. приведены в прил. В.

Общий объем финансирования за 2019 г. в соответствии с паспортом Программы №2 составил 19 049 598,9 тыс. руб., из них по источникам финансирования: средства федерального бюджета – 5 333 298,8 тыс. руб.; средства областного бюджета – 13 096 203,8 тыс. руб.; внебюджетные средства – 620 096,3 тыс. руб..

-9