Год назад была поставлена точка в громком деле, которое тянулось четверть века. В нем было все, что могло бы быть в интригующем детективе: юная и обаятельная жертва, ее родственники, готовые бороться за справедливость сколько потребуется, коррумпированные полицейские, куча подозреваемых и как минимум один невинно обвиненный, высокие технологии, неожиданная развязка, когда справедливость вроде бы восторжествовала, а на хэппи-энд не тянет. А еще шумиха в прессе и вопросы этики, на которые нет однозначного ответа.
Энджи Рэй Додж родилась 21 декабря 1977 года в Ванкувере, штат Вашингтон, в большой и дружной семье. Любимая младшая сестренка трех братьев. Она хорошо училась, имела много друзей и была душой компании. В 1995 году она с отличием окончила среднюю школу Айдахо-Фоллс и поступила в Университет штата Айдахо, устроилась на свою первую работу и переехала из родительского дома в свою первую съемную квартиру. 12 июня она навещала свою семью. Позже мать Энджи Кэрол вспоминала: «Во время беседы с Энджи я помню, как потянулась, чтобы обнять ее, и она положила голову мне на плечо, когда мы раскачивались взад-вперед, как будто танцевали. Я прошептала ей, что она всегда будет моей малышкой, и сказала ей, как сильно я ее люблю. Она ответила: “Я все еще шутница, да, мамочка!” Она всегда говорила “остроумная” вместо “маленькая”, потому что это был ее способ сказать, что она всегда будет моей малышкой…Она поцеловала меня и прошептала: “Я люблю тебя”, как и я ее. Никто из нас не знал, что это будут наши последние минуты во времени». На следующий день 18-летняя Энджи Додж так и не вышла на работу, что было совсем на нее не похоже. Встревоженные коллеги решили ее проведать, а когда пришли к ней домой, застали ужасную картину.
Как позже установили эксперты, рано утром девушка была убита, а перед смертью над ней было совершено насилие. Из улик – волосы предполагаемого преступника и его биологические следы. Полиция не могла сказать однозначно, действовал ли преступник один, или их было несколько. Опрос соседей ничего на тот момент не дал. Через год однако дело сдвинулось с мертвой точки, и полиция отрапортовала: преступник найден. Некого Кристофера Тэппа пригласили в полицию в качестве свидетеля, а он взял да и признался в преступлении. При этом ДНК его не совпала с ДНК, найденной на месте убийства, да и с жертвой он до этого знаком не был, хотя и жил неподалеку, а в показаниях были нестыковки. Допросы в общей сложности длились более 100 часов, и, как позже утверждали адвокаты, на парня сильно давили. Сохранилась видеозапись, на которой видно, как полицейские кричат на Тэппа, и можно только гадать, что осталось за кадром.
По версии следствия преступников было минимум двое, и одним из них был подсудимый. ДНК оставил второй, но Тэпп не захотел сдать подельника. В итоге парень был осужден в 1998 году судом присяжных в округе Бонневиль за пособничество в насилии и убийстве Додж и приговорен к 30 годам тюремного заключения. Для обвинительного заключения хватило одного лишь признания. В 2001 году Тэпп неожиданно заявил, что он оговорил себя под давлением полиции, но слова его проигнорировали. В 2007 году делом заинтересовались правозащитники из «Проекта невиновности Айдахо». Дело изучили сотрудничавшие с проектом профессор и студент Государственного университета Бойсе, которые просмотрели записи допросов Тэппа и пришли к выводу, что из подозреваемого выбивали показания. Однако на этот раз выводы правозащитников проигнорировали. Тэпп подал несколько ходатайств с 2002 по 2015 год. Добиться пересмотра дела осужденный смог только в 2017 году. Адвокат Джон Томас и остальные члены его юридической команды заключили соглашение с прокурором округа Бонневиль Дэниелом Кларком. В нем оговаривалось, что обвинение в убийстве первой степени останется в досье Тэппа, но обвинение в насилии будет снято. Он будет осужден на 20 лет за убийство, но ему зачтут отбытый срок. Тэпп также отказывается от прав на апелляцию. 20 лет осужденный на тот момент уже отсидел и вышел на свободу. При этом он официально считался убийцей и фактически не имел права на дальнейшие попытки реабилитации.
Кэрол Додж с самого начала считала, что в деле рано ставить точку, и если задержан один из двух преступников, то надо продолжать искать и второго. Со временем она тоже пришла к выводу, что Тэпп невиновен или, как минимум, полиция что-то скрывает. Не один год женщина писала жалобы в полицию, прокуратуру, привлекала внимание правозащитников. Позже на пресс-конференциях ее пафосно хвалили, говорили, как вдохновляюще она себя вела, и как важно не опускать руки. Но, справедливости ради, пока Тэпп сидел, его подельника продолжили искать, ведь ДНК тот все-таки оставил. И здесь начался новый виток скандала.
В США довольно популярны сервисы по поиску родственников на основе образцов ДНК. За определенную сумму могут, например, помочь любопытствующему гражданину узнать, откуда родом его предки, а в некоторых случаях могут и найти родственников, если те тоже оставляли свои данные. Так условный Джон Доу (американский вариант Васи Пупкина) может узнать, что он на 25% ирландец, на 25% коренной американец, на 30% выходец из Уэльса, а еще немножко черный и немножко азиат. А еще получит ссылку на профиль своего троюродного дядюшки. Весьма познавательно, наверное. Вот и некто Майк Усри решил узнать о своем семейном древе, а на деле узнал, что полиция считает его преступником. Вернее, полиция сотрудничала с сервисом, которым он воспользовался, и изучала их базы данных. Сервис вел поиск по Y-хромосоме и искал совпадения. Мужчину арестовали, но повторные анализы показали, что он не виновен, однако находится с преступником в родстве. Проверили и других родственников Усри, включая детей. Результат тот же – близко, но мимо. Эта ситуация породила волну дебатов о том, должны ли подобные организации сотрудничать с полицией, а еще о конфиденциальности при сборе данных и неприкосновенности частной жизни. В конце концов, ДНК – это самые персональные из всех персональных данных, и далеко не все хотят ими делиться.
В 2017 году Департамент полиции Айдахо-Фолс обратился за услугами к Parabon NanoLabs из Вирджинии, компании, специализировавшейся на ДНК-исследованиях. Были сделаны индивидуальные прогнозы относительно происхождения преступника, цвета глаз, волос, цвета кожи, веснушек и формы лица. Объединив эти детали внешности, был составлен фоторобот, показывающий, как мог выглядеть подозреваемый в возрасте 25 лет. Дело осложняло то, что образец ДНК был в «деградированном» состоянии, так что была проделана действительно трудная работа.
В итоге проверили данные множества людей. Через различные базы данных удалось выяснить, что преступник – прямой потомок одной из пар, о которой знали благодаря образцам ДНК и данным, полученным от нескольких их потомков и родственников, которые в базе данных были. Негласно изучили всех их возможных родственников подходящего пола и возраста. Так вышли на некого Брайана Ли Дриппса.
Он в 1996 году жил буквально через дорогу от места преступления и был знаком с жертвой. Более того, полиция даже опросила его в качестве свидетеля. Чтобы проверить подозрения, полиция устроила за ним слежку и смогла подобрать брошенный им окурок для экспертизы. Экспертиза подтвердила: Дриппс – преступник. «История этого дела длинная. Я не могу сосчитать количество часов, потраченных на это дело таким количеством людей, - рассказывал позже шеф полиции Джонсон. – Я думаю, мы отправили более сотни образцов в государственную лабораторию для анализа ДНК. Отрицательный результат, отрицательный результат, отрицательный результат, отрицательный результат. Разочарование. В какой-то момент мы думали, что никогда сюда не доберемся, я думаю, но это был долгий–долгий путь». Негодяя задержали и судили, но и тут рано было ставить точку.
Финал этой истории противоречив. Задержанный признал свою вину. Он заявил, что в то время был алкоголиком и наркоманом, проник в дом девушки в одиночку с гнусными целями, но убивать ее не планировал. Но что-то пошло не по плану, и он пустил в ход нож. Дриппсу, которому на момент вынесения приговора было 55 лет, было вынесено пожизненное заключение с шансом на условно-досрочное освобождение после 20 лет тюремного заключения. При этом Тэппу за то же дело присудили 30 лет. Крис Тэпп подал иск к суду в городе Айдахо-Фолс за неправомерное осуждение и выиграл. В июне 2022 года было достигнуто мировое соглашение, и он получил 11,4 миллиона долларов. Казалось бы, хэппи-энд. А вот и нет.
В октябре 2023 года Тэпп был умер в гостинице Лас-Вегасе. Сначала думали, неудачно упал, но экспертиза показала, что его «уронили». Убил его некто Дэниел Родимер. Родимер – фигура колоритная, он профессионально занимался борьбой и баллотировался в конгресс. Он сам пришел в полицию и признался в убийстве. Родимер заявил, что Тэпп предложил его падчерице кокаин, и он решил провести воспитательную работу, но перестарался. А вот теперь все, конец истории. Ее широко освещали в СМИ и странно, что еще не экранизировали.
#детектив #ретродетектив #преступление