(28:1–28)
Глава 28 открывает серию речей Иова, кульминацией которых является его великое исповедание моральных принципов, которыми он руководствовался в своей жизни (гл. 31). Хотя, по мнению отдельных исследователей, глава 28 представляет собой нехарактерную для книги внешнюю вставку, всё больше комментаторов рассматривают её как интерлюдию, мост, или завершение цикла речей, которыми обменялись Иов и его друзья.
Гомер Хэйли предпочитает считать эту главу «продолжением речи Иова (гл. 27), в которой тот говорит о невозможности для человека достижения совершенной мудрости, несмотря на все его усилия, ибо мудрость лишь у Бога». И далее он предупреждает об опасности увязнуть в обсуждении подобных вопросов «чтобы не упустить из виду красоту и истину этой поэмы».
Слово «мудрость» (хокма) встречается в книге Иова восемнадцать раз. Глагол «быть мудрым» (хакам) встречается дважды (32:9; 35:11), а прилагательное «мудрый» (хакам) — восемь раз (5:13; 9:4; 15:2, 18; 17:10; 34:2, 34; 37:24). Понятие «мудрости» перекликается с «пониманием» или «разумением» в Иов 12:12, 13; 28:12, 20, 28; 38:36; 39:17. Оно также созвучно «совету Божию» в Иов 15:8.
Человек, обладающий мудростью, по словам Герхарда фон Рада, приходит к пониманию того, что «за внешним устройством скрывается порядок, едва различимый и беззвучный, который всем управляет, приводя в равновесие». Мы должны помнить, что «мудрость мира сего — безумие перед Богом, как написано: “Уловляет мудрых в лукавстве их”» (1 Кор. 3:19); и «если у кого из нас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему» (Иак. 1:5).
Роланд Мёрфи пишет: «Хотя основной мыслью этой поэмы является подчеркнуть превосходящую всё мудрость, которая есть у одного только Бога (а не творения), эта глава преследует ещё одну цель: показать полное банкротство состоявшегося диалога и необходимость обращения к “страху Божьему”» (28:28; 1:8; 2:3).
ЧЕЛОВЕК НАХОДИТ СКРЫТЫЕ СОКРОВИЩА
«Так! У серебра есть источная жила, и у золота место, где его плавят. Железо получается из земли; из камня выплавляется медь. Человек полагает предел тьме и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной. Вырывают рудокопный колодец в местах, забытых ногой, спускаются вглубь, висят и зыблются вдали от людей. Земля, на которой вырастает хлеб внутри изрыта как бы огнём. Камни её — места сапфира, и в ней песчинки золота. Стези туда не знает хищная птица, и не видал её глаз коршуна; не попирали её скимны, и не ходил по ней шакал. На гранит налагает он руку свою с корнем опрокидывает горы; в скалах просекает каналы, и всё драгоценное видит глаз его; останавливает течение потоков и сокровенное выносит на свет» (Иов 28:1–11).
В древние времена на Ближнем Востоке добывать минералы начали задолго до возникновения письменной истории. Особенно высоко ценились драгоценные камни и поделочные материалы. Золото, серебро, железо и медь в изобилии хранились в недрах этого региона. В глубине земли находились драгоценные и полудрагоценные камни. Рабы древнего Египта добывали бирюзу в рудниках Синайского полуострова. Иов демонстрирует точные знания того, как добывали руду и минералы.
Фрэнсис Андерсен отмечает, что «Последними словами друзей было уподобление человека “червю” (25:6). Иов относится к людям с намного большим уважением... В этом отрывке автор выражает своё восхищение перед человеческим трудом и изобретательностью».
Стих 1. На территории, известной сегодня как Ливан и Сирия, широкое распространение имела добыча серебра. Месторождения золота преобладали в Египте и Офире (22:24; 28:16). Глагол «плавят» (закак) указывает на процесс плавления руды для удаления примесей.
Стих 2. Железную руду добывали на севере возле Чёрного моря, кроме того Трансиордания (современная Иордания) была богата как медью, так и железом. Медь также добывали и на Синайском полуострове и Негеве.
Стих 3. Очевидно, что в 28:3–11 говорится о подземных рудниках.
«Человек полагает предел тьме» — указание на использование в шахтах факелов или светильников. В древности на рудниках трудились только рабы. Не исключено, что за особо важные находки они получали вознаграждение.
«Мрак» (опель) и «тень смертная» (цалмавет) ранее упоминались в контексте смерти (3:5, 6; 10:21, 22). Джон Хартли отмечает: «Рудокопы не боятся проникать в зловещую тьму в глубине земли, подземный мир, обитель мёртвых (срав. 10:21–22) в поисках сокровищ. И хотя человек научился проникать так глубоко, до самых пределов (таклит), мудрость лежит ещё глубже (срав. 11:6–9)».
Стих 4. Народы древнего Ближнего Востока высоко ценили драгоценные металлы, и были готовы искать их месторождения повсюду. Фраза «вдали от людей» указывает на то, что эти рудники часто находились в отдалённых и необитаемых местах. Кроме того, шахтные колодцы уходили далеко вглубь земли. Роберт Олден пишет: «Перед нашими глазами предстаёт картина, на которой привязанные к верёвке рудокопы спускаются вниз чтобы добраться до горизонтальных проходов с открытой рудоносной жилой».
Стихи 5, 6. Упоминание хлеба, возможно, просто связано с тем, что зерновые растут на земле (см. Пс. 103:14), тогда как добыча рудокопов находится внутри земли, которая «изрыта как бы огнём». Либо здесь подразумевается, что за богатство, добытое в недрах земли, можно приобрести пищу.
Стихи 7, 8. Оба стиха начинаются упоминанием общей категории животного мира: хищная птица, «дикий зверь» (Современный Перевод), а затем названы представители этих категорий: коршун, шакал («лев»; Современный Перевод). Фраза, переведённая в Синодальной Библии как «скимны», на иврите буквально означает «сыны гордости» (беней шахац) (см. 41:34).
Эти стихи подчёркивают мысль, что добыча руды происходит глубоко под землёй, куда не проникают животные. Парящий в небе коршун известный своим острым зрением и бесстрашный лев на земле либо не ведают, чем занимаются люди, либо равнодушны к их занятиям. Джон Хартли объясняет: «Техническое мастерство человека, проявившееся в добыче подземных руд, демонстрирует его превосходство над всеми земными творениями».
Стих 9. В этом стихе используется гиперболический язык, чтобы подчеркнуть силу человека. Рудокоп добирается до гранита, находящегося в нижних слоях гор, в результате опрокидывая их!
Стих 10. Слово «каналы» (йеорим) часто появляется в единственном числе, означая реку Нил, и во множественном числе, означая притоки Нила. В этом же тексте оно используется в значении многочисленных подземных туннелей, которые рудокопы просекли в скалах. Роберт Олден пишет: «Это момент особого торжества рудокопа, когда пробив толщу камней, он добирается до жилы. Под радостные возгласы «всё драгоценное видит глаз его». Если бы только люди прилагали столько же усилий на поиски мудрости и так же радовались, находя её, как они радуются сокровищам».
Стих 11. Вероятно, здесь говорится о действиях рудокопов по предотвращению затоплений шахт подземными водами. Также, возможно, речь идёт о наземных мерах: потоки перекрывают дамбой, чтобы на отмели добыть драгоценное, то есть вышедшие на поверхность ценные руды. Чтобы добыть сокровища человек способен преодолеть множество преград.
ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ НАЙТИ МУДРОСТЬ
«Но где премудрость обретается? И где место разума? Не знает человек цены её, и она не обретается на земле живых. Бездна говорит: “Не во мне она”; и море говорит: “Не у меня”. Не даётся она за золото, и не приобретается она за вес серебра; не оценивается она золотом офирским, ни драгоценным ониксом, ни сапфиром; не равняется с нею золото и кристалл, и не выменяешь её на сосуды из чистого золота. А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, и приобретение премудрости выше рубинов. Не равняется с нею топаз эфиопский, чистым золотом не оценивается она. Откуда же исходит премудрость? И где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена. Аваддон и смерть говорят: “Ушами нашими слышали мы слух о ней”» (Иов 28:12–22).
В этом отрывке Иов противопоставляет способность человека находить драгоценные камни и металлы и его неспособность найти мудрость. Иов не утверждает, что среди людей нет мудрости, но лишь то, что её невозможно приобрести из внешнего мира. Истинная мудрость обитает в духовных сферах человечества. В этом отрывке звучат два вопроса: «Где премудрость обретается?» (28:12) и «Откуда же исходит премудрость?» (28:20). Ответ на эти вопросы даётся в заключительной части этой главы.
Стих 12. Слова «премудрость» и «разум» являются примеров поэтического параллелизма и означают одно и то же понятие.
Стихи 13–19. «Не знает человек цены её». «Цена» — это оценочная стоимость мудрости. Большинство людей недооценивает её. Иов перечисляет различные минералы, которые высоко ценились в те времена. Ни чистое золото, серебро, золото офирское, оникс, кристалл, кораллы, жемчуг и рубин, ни топаз эфиопский не могут сравниться с ценностью мудрости.
В книге Притч ясно говорится о великой и непреходящей ценности «мудрости, которая от Господа»: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрёл разум! Потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота; она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого тобой не сравнится с нею. Долгоденствие — в правой руке её, а в левой у неё — богатство и слава; пути её — пути приятные, и все стези её — мирные. Она — древо жизни для тех, которые приобретают её; и блаженны, которые сохраняют её!» (Прит. 3:13–18).
Стихи 20–22. «Откуда же исходит премудрость? И где место разума?» Иов возвращается к вопросу из ст. 12. Он уже говорил, что её невозможно найти «на земле живых», в «бездне» или в «море» (28:13, 14). Теперь он добавляет: «Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена». Иными словами, мудрость это не то, что естественно приходит с исследованием материального мира. «Аваддон и смерть говорят: “Ушами нашими слышали мы слух о ней”». И «аваддон», и «смерть» относятся к царству мёртвых.
БОГ ДАЁТ МУДРОСТЬ
«Бог знает путь её, и Он ведает место её. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал уста дождю и путь для молнии громоносной, тогда Он видел её и явил её, приготовил её и ещё испытал её, и сказал человеку: “Вот, страх Господень — истинная премудрость, и удаление от зла — разум”» (Иов 28:23–28).
Иов даёт ответы на вопросы, прозвучавшие в стихах 12 и 20. Поскольку человеческая изобретательность не в состоянии ответить на них, то искать ответ следует у Бога.
Стих 23. «Бог знает путь её, и Он ведает место её». Это действительно так, поскольку Он создал мудрость в самом начале. О мудрости Бога пишут разные авторы Ветхого завета:
«Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом» (Прит. 3:19).
«Он сотворил землю силой Своей, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростёр небеса» (Иер. 10:12; 51:15).
«Да будет благословенно имя Господа от века и до века! Ибо у Него мудрость и сила» (Дан. 2:20).
Стих 24. «Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом». Это та мудрость, которой Бог управляет миром. Ему одному известны как физические законы материального мира, так и нравственные законы мира духовного.
Стихи 25–27. В этих стихах говориться о созидательных действиях Бога. Он установил ветра, воды, дожди и молнии. Это то, что не может сделать никто другой.
Стих 28. «И сказал человеку: “Вот, страх Господень — истинная премудрость, и удаление от зла — разум”». Вот он ответ! О «страхе Господнем» и «удалении от зла» уже говорилось в начале книги (1:1, 8; 2:3), и в книге Притч (Прит. 3:7; 14:16; 16:6). «Бояться» Бога — значит благоговеть, почитать и поклоняться Ему. Этот страх заставляет человека осознать свои ограничения и признать величие Бога. Человек возрастает в мудрости, главным образом, через послушание Богу, а не через изучение неизвестного». А она, в свою очередь, учит его «различать добро и зло». Х. Роули пишет: «В результате своей неугомонной деятельности человек может многому научиться и многое приобрести. Но мудрость, в которой содержится его истинное благо и через которую он исполняет своё предназначение, так не приобретается. Бог в своей милости открывает ему тайну, которая кроется в благоговейном подчинении себя Богу и в отстранении от зла. В этом основание всего библейского учения в целом».