А, может, и не подвиг вовсе... Но тема любопытная, а потому у меня возник к ней интерес. Обсудим?
На что только актеры не идут ради... А чего ради, собственно? Ради статуэтки, ради морального удовлетворения, ради признания зрителей, ради искусства? Если ради других и ради искусства, то некоторые действия и вправду можно оценить как героические. А если для собственного удовлетворения? Какой же тут подвиг?
"Олдбой" (реж. Пак Чан Ук, 2003)
Сразу скажу, что этот фильм я не смотрела и вряд ли заставлю себя это сделать когда-нибудь. Сюжет мне известен и ничего, кроме отторжения, не вызывает. Количество кровищи на один кадр лично для меня – избыточное, так что желание прикоснуться к этому шедевру меня не посещает. Но что отвращает еще больше, так это сцена с поеданием живого осьминога.
В сети мне встречалась информация о том, что актеру (Чхве Мин Сик) было очень жаль осьминогов, и он просил прощения у каждого из тех, что ел (а для съемок потребовалось четыре штуки). Мол, режиссеру тоже было очень жаль осьминогов. Но ребята всё же сделали это: один съел, другой снял.
Никакой вопрос, кроме как "Ребята, какого черта?!", мне в голову не приходит. В век компьютерной графики так ли уж нужно издеваться над живыми существами?! Реалистичности вам мало? Это плохой аргумент. Ведь если рассуждать о реалистичности, то давайте поставим вопрос об отрезании руки или языка героям фильма. Нет ведь, не поставим? А братьям нашим меньшим не привыкать терпеть изощренные решения "великих художников".
Можно было здесь обойтись без "подвига" (читай: жестокого обращения с животными)? На мой взгляд – однозначно, да.
"Выживший" (реж. Алехандро Г. Иньярриту, 2015)
Этот фильм я посмотрела. Даже не без удовольствия. И хотя количество кровищи на кадр в нем вряд ли меньше, чем в "Олдбое", меня это не особо смутило. Ну, сейчас меня это очень смущает, а во время просмотра – не смущало. А виды и пейзажи оправдали вообще всё остальное – "Оскар" за лучшую операторскую работу не просто так дали.
За что дали "Оскар" Леонардо ди Каприо – отдельный вопрос. Может, подумали, что уже неприлично больше не давать, парень так долго ждал этого момента. Лично по мне, давно было пора. Лео немного безумец, в хорошем смысле слова. Иначе и не объяснить, как он мог так поранить руку и продолжать играть, как ни в чем не бывало, в "Джанго освобожденном", или самозабвенно есть сырую печень бизона в "Выжившем".
Вот мы и опять подошли к гастрономической теме. Если опять же верить информации из Всемирной паутины, ди Каприо – вегетарианец. Стало быть, съесть печень, да еще и сырую – для него... подвиг? Во имя искусства? Ради кинематографической правды? Или это вызов самому себе?
Я тоже вегетарианка, но пришла к этому уже в зрелом возрасте, осознанно. Но если бы нужно было съесть мясо в чрезвычайных обстоятельствах, думаю, не восприняла бы это как катастрофу. Это же этический выбор, а не биологический. Да, моральные ценности пришлось бы подвинуть, но не критично. С моей колокольни, подвиг Лео, скорее, не подвиг, а осознанный выбор, когда профессиональные ценности перевесили моральные ценности. Но это с моей. А как там оно выглядит с колокольни Леонардо – об этом мы вряд ли узнаем.
"Морозко" (реж. Александр Роу, 1964)
А вот сейчас речь пойдет об эпизоде, который лично для меня – действительно большой актерский подвиг во имя искусства.
В детстве, когда смотрела эту сказку, вообще воспринимала сцену, где Марфушка ждет в лесу Морозко, как должное. Ну ест что-то девочка, запивает, решила подкрепиться на морозе, не голодать же ей. И лишь когда пересматривала сказку во взрослом возрасте – содрогнулась. Марфушка ест... лук. Да с таким аппетитом вгрызается в луковицу, что сложно заподозрить Инну Чурикову в каких-то неприятных ощущениях, а они, должно быть, были.
Любопытство заставило меня поискать информацию о съемках фильма. Нашла следующее: по сценарию в корзине были яблоки. Отчего произошла такая ошибка, история умалчивает – то ли просто реквизит перепутали, то ли подшутили. Обнаружив лук, Чурикова не стала капризничать и требовать яблок, а решила отыграть на все сто с тем, что было. И как отыграла!
С луком у меня более сложные отношения, чем с мясом. Даже не знаю, смогла бы я откусить от луковицы, глазом не моргнув, или нет. Это действительно выглядит самоотверженно.
Выиграл ли от этого подвига образ Марфушки? По-моему, выиграл. Суровая девушка получилась, колоритная, бескомпромиссно-привлекательная, сильная. Может, и хорошо, что яблоки подменили...