Предания, существующие у нынешних бурят, говорят о том, что их предки долгое время кочевали с одного места на другое в поисках новых мест богатых пищей и благоприятных для проживания.
Древние племена находились в полной зависимости от окружающей природы, они меняли свой образ жизни в зависимости от времени года.
Предки бурят в основном занимались охотой на зверей, а в степных районах и прилесье - скотоводством, на берегах рек — рыболовством. Земледелие появилось гораздо позже, а широкое распространение получило лишь в XVI веке, когда в Сибирь пришли русские.
Жизнь охотника в таёжной Сибири была полна опасностей: медведи, волки, росомахи, изюбры, лоси и многие другие животные представляли угрозу. Охотники использовали различные орудия: лук и стрелы, копье, нож и рогатину. Успех охоты зависел от умения и ловкости охотника, его навыков и знаний.
Со временем стало ясно, что охота на крупных животных требует участия нескольких охотников. Такая коллективная охота получила название «зэгэтэ-аба», что в переводе с бурятского означает «облава на росомаху». В дальнейшем это понятие стало обозначать родовую охоту на различных зверей.
Об организации древней зэгэтэ-аба и способа ее совершения сохранилось мало сведений.
В состав одной зэгэтэ-аба могло входить от нескольких сотен до тысяч человек, что свидетельствовало о союзе нескольких родов. Среди участников были как мужчины, так и женщины, включая девушек.
В процессе охоты соблюдался строгий порядок. Каждый охотник знал и выполнял свою роль. Во главе зэгэтэ-аба стоял галша, которому, как хану, беспрекословно подчинялись все участники охоты. Главными помощниками галши были гар баряша или газарша — проводники, которые руководили всей охотой.
Газарша делили охотников на отряды, договаривались о месте и времени их встречи. Затем они расходились в разные стороны по двум линиям, которые должны были образовать кривую. Один конец этой кривой находился у галши, или тобши, как его называли во время облавы, а другой — около газарши. В результате зверь оказывался запертым, и зэгэтэ-облавщики могли убить его с помощью лука и стрел или копья, в зависимости от вида животного.
В конце охоты тобши делили убитых зверей. Здесь же происходила расправа над теми, кто нарушал правила облавы. Наказание зависело от степени вины. Сильно провинившихся отстраняли от дележа или пускали в них стрелы, сняв острые наконечники, или ломали над ними стрелу, что считалось самым позорным.