Одной из самых необычных политических сил на Ближнем Востоке является Сирийская социальная-националистическая партия (ССНП). Эта организация, основанная в 1932 году ливанским православным христианином Антуном Саде, привлекает внимание не только своим “странным” символом и идеологией, но и сильной прохристианской позицией, что является редкостью для региона.
Истоки, символика и идеология
Создание ССНП стало важным моментом в политической истории Ближнего Востока. Антун Саде, харизматичный лидер и интеллектуал, стремился создать мощное политическое движение, способное изменить регион. Он верил, что создание Великой Сирии — объединённой и сильной — является ключом к освобождению от западного влияния и колониализма.
Интересно, что, несмотря на внешнюю схожесть с фашистскими партиями Европы, Саде активно отрицал свою близость к фашизму. Он подчеркивал, что его партия построена на принципах, «изначально присущих сирийскому народу», и что их идеология в основе своей направлена на объединение регионов с общими историческими корнями, а не на подражание западным моделям.
«Наша партия построена не на фашистских или гитлеровских принципах, а на принципах, изначально присущих сирийскому народу», — заявлял лидер.
Эмблемой партии стал красный ураган, который на первый взгляд напоминает свастику, однако его символика представляет собой объединение элементов христианства, ислама и древнесирийских символов.
Идеология партии строится на прославлении доисламского прошлого Ближнего Востока. Сирийские цари, такие как Хаммурапи, считаются символами величия, к которому партия стремится вернуться. ССНП активно поддерживала идею создания Великой Сирии, охватывающей территории современных Сирии, Ливана, Ирака, Израиля, Палестины, Иордании, Кипра и части Турции.
Реформы и пан-сирийская инициатива
Целью Антуна Саде было не просто создание новой политической силы, но полная трансформация региона. Он хотел покончить с феодализмом, запретить вмешательство религиозных лидеров в политику и создать мощную армию, способную защитить независимость Сирии. Для жителей Ливана и Сирии того времени такие идеи были новаторскими и революционными.
Как отмечал ученый Абу Халдун Сати Аль-Хусари, ССНП стала первой партией нового типа в арабском мире. В отличие от многих других политических сил, она строилась не на интересах отдельных личностей, а на глубокой идеологической основе, направленной на долгосрочные изменения в обществе.
Одним из ключевых элементов идеологии ССНП была пан-сирийская инициатива — идея создания Великой Сирии, объединяющей все исторически близкие территории. Антун Саде считал, что границы, установленные после Первой мировой войны, были искусственными, и стремился создать единое государство на основе общих исторических и культурных корней.
При этом ССНП отвергала идею панарабизма, популярную в то время, утверждая, что арабы — это не единая нация. Саде вырос в Египте и, несмотря на то что говорил на одном языке с местными, чувствовал себя чужаком. Он считал, что истинным объединяющим фактором должно стать историческое наследие древних цивилизаций, таких как ассирийцы, вавилоняне и арамеи, а не современная арабская идентичность.
Влияние на христианские общины и конфликты с мусульманами
Приверженность ССНП к прославлению доисламского прошлого привлекла к ней многих христиан, особенно православных арабов, католиков и маронитов. В то же время эта идеология оттолкнула значительную часть суннитского мусульманского населения, что привело к серьезным противоречиям внутри страны.
Христиане в Сирии составляют около 10 % населения. В Сирии есть греческая православная церковь, небольшое количество протестантов.
Интересно, что в 1940-е годы Великобритания тайно поддерживала идею создания Великой Сирии. Это позволяло бы ей укрепить своё влияние в регионе в обмен на сворачивание еврейских амбиций в Палестине. Однако против этого выступали Франция и США, что привело к созданию Израиля, еще более обострило политическую ситуацию на Ближнем Востоке.
Подпольная деятельность и борьба за выживание
Первые три года своего существования партия была вынуждена действовать в подполье, поскольку французская колониальная администрация в Ливане и Сирии видела в ней угрозу своему влиянию. В 1933 году ССНП начала издавать журнал «Аль-Махала», который распространялся среди студентов Американского университета в Бейруте, что способствовало росту популярности партии.
Однако французские власти быстро отреагировали на активность партии, и в 1936 году Антун Саде был арестован и отправлен в тюрьму. Находясь за решеткой, он написал книгу «Генезис нации», которая стала фундаментальным трудом для идеологии ССНП и символом ее борьбы за независимость Сирии.
Таким образом, Сирийская социальная-националистическая партия сыграла важную роль в политической жизни Ближнего Востока, предложив альтернативу панарабизму и стремясь создать Великую Сирию на основе общих исторических корней.
Эмиграция Антуна Саде и развитие ССНП
После освобождения из тюрьмы Антун Сааде, основатель Сирийской социально-националистической партии (ССНП), был вынужден эмигрировать в Бразилию, спасаясь от политических преследований. Однако его возвращение в Ливан произошло в 1943 году, после того как страна обрела независимость. Но его политическая активность вскоре привела к новым конфликтам. В 1949 году он снова был вынужден бежать — на этот раз в Сирию. Однако сирийское правительство выдало его ливанским властям, и Антун Сааде был расстрелян по обвинению в государственной измене.
Влияние Адиба Шишакли и Ливанский этап
После смерти Саде партия столкнулась с рядом серьёзных испытаний. На короткое время к власти в Сирии пришёл Адиб Шишакли, военный диктатор и сторонник идей ССНП, что обеспечило партии некоторое влияние. Однако после его отставки и бегства в 1954 году положение ССНП резко ухудшилось. В 1955 году партия была запрещена в Сирии, что стало следствием её идеологической борьбы с другой мощной силой — Баасистами, которые продвигали панарабизм, противоположный пан-сирийским взглядам ССНП.
Идеология Баасизма была неприемлема для членов ССНП, поскольку большинство из них принадлежали к религиозным меньшинствам — православным христианам, друзам, шиитам. Они опасались, что в рамках арабского национализма их идентичности могут быть утрачены в доминирующем мусульманском окружении. Эти идеологические и религиозные противоречия усиливали напряженность между ССНП и баасистами, особенно в Сирии.
В Ливане ССНП продолжала оставаться значимой политической силой, хотя ее деятельность не всегда была легальной. Большинство активистов партии принадлежало к православным и грекокатолическим общинам, что делало их оппозиционерами маронитскому доминированию в политике. Несмотря на внеконфессиональный характер программы партии, который привлекал представителей различных меньшинств, включая друзов и шиитов, её деятельность была ограничена и несколько раз запрещалась.
В 1958 году, когда партия была вновь легализована, она организовала очередную попытку государственного переворота, которая потерпела неудачу. После этого около трёх тысяч активистов ССНП были арестованы. Несмотря на последующие репрессии, большинство из них были освобождены по амнистии к 1969 году.
Идеологический поворот и Политическая оттепель
В 1970-е годы идеология ССНП начала трансформироваться. Хотя партия не отказалась от национализма, её риторика стала левее, включая элементы марксизма. Этот поворот совпал с началом гражданской войны в Ливане в 1975 году, когда партия присоединилась к блоку национально-патриотических сил, выступая на стороне левых и противостоя фалангистам и их союзникам. В этот период ССНП создала свои военные отряды, насчитывающие до трех тысяч бойцов.
После израильского вторжения в Ливан в 1982 году ССНП не только участвовала в активных боевых действиях, но и приняла новую тактику — использование террористических методов. Одним из самых громких актов стало убийство избранного президента Ливана Башира Жмайеля в 1982 году. Партия также участвовала в организации взрывов американского посольства в Бейруте в 1983 и 1984 годах, что свидетельствовало о радикализации ее методов.
Настоящая оттепель для ССНП началась в 2005 году, когда президент Сирии Башар Асад легализовал деятельность партии и позволил ей участвовать в выборах. Это произошло на фоне вывода сирийских войск из Ливана после убийства премьер-министра Рафика Харири. ССНП присоединилась к коалиции «8 марта», возглавляемой движением «Хезболла», что укрепило ее позиции в Ливане. Партия получила два места в ливанском парламенте, а ее участие в просирийской коалиции способствовало тому, что Башар Асад снял запрет на деятельность ССНП и в Сирии.
С 2005 по 2012 годы партия входила в состав Национально-патриотического фронта (НПФ) Сирии, объединяя усилия с баасистами и коммунистами. Легализация ССНП стала возможной в значительной степени потому, что в начале 2000-х годов баасисты уже не воспринимали социальная-националистов как серьезных конкурентов.
Роль в сирийской гражданской войне
С началом гражданской войны в Сирии в 2011 году ССНП снова оказалась в центре событий. В 2012 году на основе народных комитетов, поддерживающих правительство Башара Асада, были созданы Национальные силы самообороны (НСС). Это полувоенные формирования, которые помогали правительственной армии в борьбе с оппозицией и экстремистами. Одной из самых организованных сил среди этих милиций стали вооружённые формирования ССНП, численностью около 12 тысяч человек.
На фоне усиления джихадистских группировок, расправы над христианским населением вызвали приток христианской молодёжи в ряды ССНП. Партия активно занялась созданием христианских отрядов самообороны. В 2013 году боевые подразделения ССНП участвовали в сражениях с джихадистами в Бекке и Махине, а в 2014 году — в Малюле и Хомсе. Особое значение имели бои за Сейднайю, важный христианский город недалеко от Дамаска. После того как этот регион был взят под контроль вооруженными формированиями ССНП, многие христиане смогли вернуться в свои дома.
ССНП прошла долгий путь от подпольной организации до важного игрока на политической арене Ливана и Сирии. Её участие в вооружённых конфликтах, борьба за права меньшинств и противостояние экстремистским силам обеспечили ей поддержку, особенно среди христианского населения.
Влияние ССНП в ходе сирийской войны и её современная роль
В апреле 2013 года во время одного из ожесточённых боёв в городе Саад в Хомсе погиб местный лидер Сирийской социально-националистической партии (ССНП) Сабхи Алейд. После освобождения Хомса от боевиков старого города, именно активисты ССНП взяли на себя задачу восстановления мирной жизни. Сейчас они доминируют в городском самоуправлении, что подчёркивает их возросшую значимость на местном уровне. Роль партии в Сирии становится всё более заметной не только в военном, но и в общественно-политическом контексте.
ССНП занимает твёрдую позицию в поддержке сирийского правительства в гражданской войне. Для её лидеров и активистов конфликт не сводится к противостоянию между правительством и оппозицией, а рассматривается как глобальный заговор против Сирии.
Представитель пресс-отдела ССНП для зарубежных СМИ, Хасан Сака, заявил: «Война в Сирии — это не гражданское противостояние, а попытка разрушить страну и отбросить её в тёмные века».
Партия активно участвует в формировании нового светского и национального самосознания среди молодежи, создавая сеть образовательных лагерей и кружков, где сирийцы учатся видеть себя частью единой нации, свободной от религиозных и этнических различий.
Рост популярности и влияние на сирийскую политику
Согласно данным на 2016 год, количество сторонников ССНП превысило 100 тысяч человек, и эта цифра продолжает расти. ССНП стала второй по популярности партией в Сирии, играющей важную роль в политической жизни страны. Более того, партия поддерживает тесные отношения с движением ХАМАС, что проявилось в её заявлении о поддержке нападения ХАМАСа на Израиль в 2023 году. Партия поздравила палестинцев с началом наступления, призвав Палестинскую национальную администрацию присоединиться к борьбе, и подчеркнула, что терроризм — это инструмент не ХАМАСа, а «еврейского народа», что усилило ее антисионистскую риторику.
Политолог Трентон Шорман указывает на то, что ССНП использует общественную пропаганду и различные программы для расширения своего влияния в Сирии. По его словам, война дала партии больше свободы действий, поскольку правительство Сирии, ослабленное многолетним конфликтом, не в состоянии контролировать все ополчения и вооружённые группы. Это позволило ССНП укрепить свою автономию, особенно в вопросах вербовки и формирования собственных вооруженных подразделений, таких как «Орлы Вифлиема», которые активно поддерживают правительство Башара Асада.
Однако, несмотря на рост её влияния в военное время, ССНП столкнулась с ограничениями в политической сфере. Количество мест партии в правительстве Сирии сократилось с семи в 2020 году до трёх в настоящее время. Таким образом, партия оказалась заложником своего союза с правящей коалицией, что ограничивает ее способность реализовывать многие из своих идеологических принципов. Тем не менее, идеи ССНП продолжают оказывать влияние на послевоенное развитие Сирии, и её концепции всё чаще перенимает правящая партия.
Идеология и принципы
ССНП пропагандирует идеи сирийского социального-националистического возрождения, целью которого является обеспечение независимости Сирии и установление системы, которая будет защищать интересы нации и повышать её уровень жизни. Основными принципами партии являются:
- Сирия для сирийцев — сирийцы являются целостной нацией.
- Сирийский вопрос — это национальный вопрос, который существует независимо от других вопросов.
- Сирийская нация — это единое общество, сформированное в течение долгой истории.
- Сирийская родина — это естественная среда, где зародилась сирийская нация, с четкими географическими границами, включая Синайский полуостров, Кипр и другие регионы.
- Интересы Сирии — превыше всех других интересов.
Эти принципы служат основой идеологии ССНП и стремления к созданию светского общества, где религия не будет доминировать в политике и жизни государства.
Заключение
ССНП — это политический феномен, который наглядно демонстрирует, как бывшие враги могут стать союзниками в условиях изменяющейся политической реальности. Партия смогла объединить христиан, мусульман, атеистов и другие религиозные группы, что особенно важно для столь сложного региона, как Сирия. Несмотря на трудности и ограниченное политическое представительство, ССНП остаётся важной силой, поддерживающей правительство Башара Асада и продолжая пропагандировать идеи национализма и светскости.
На канале уже есть статья: Как Гитлер пришел к власти? Почему люди голосовали за нацистов? Германия того времени...
Было интересно? Если да, то не забудьте поставить "лайк" и подписаться на канал. Это поможет алгоритмам Дзена поднять эту публикацию повыше!
Спасибо за внимание, и до новых встреч!