Найти тему
barashe_haha

Психология раскаяния в книге Канаэ Минато «Виновен»

Оглавление

На канале начался литературный блок. В прошлый раз писала про афоризмы Авессалома Подводного, в следующий будет про одну из книг Эрнеста Хемингуэя, потом - кое-что по саморазвитию, а сегодня погрузимся в японский бестселлер.

Что скрывает книга под лаконичным названием «Виновен» за авторством Канаэ Минато? Психологический триллер, который исследует темы вины, самосуда и человеческих отношений. В центре сюжета находится история о смертельной аварии. Автор показывает, как разные персонажи пытаются разобраться в своих чувствах, мыслях и поступках. «Виновен» - книга о раскаянии, попустительстве, конформизме и человеческой тупости. Возрастное ограничение - 16+, поэтому будет интересно читать тем, кто сдаёт обществознание на ЕГЭ и терпит фиаско в социологии. Отсюда можно множество примеров для второй части взять. Книга ещё и короткая - на 3 вечера. Так что пользуйтесь.

Не скажу, что в сюжете много «вот-это-поворотов», но концовка заставила меня нервно смеяться, закрывая глаза на все минусы. Повествование приятное и плавное. Были и интенсивные моменты, но в остальном - всё спокойно, мерно и без лишней динамики. Могу поблагодарить переводчика: Ольга Забережная, Вы прекрасны! Книга также насыщена разными деталями, которые замечаешь только после второго прочтения. Так что рекомендую, удовольствие вы точно получите.

Как обычно для себя я выделила ключевые моменты, на которых хотела бы остановиться.

Семинар преподавателя Ямамото: трое ярких и двое скромных

Кадзухиса Фукасэ - убийца.

Первое предложение книги, о справедливости которого мы и будем задумываться на протяжении сюжета.

Фукасэ - «скромный» специалист по работе с клиентами «какой-то непонятной фирмы», занимавшейся продажей, прокатом и обслуживанием офисной техники и мебели. Он отвозит канцтовары в определённые точки, помогает людям подкладывать бумагу в принтер и устранять замятия. Окончил хороший университет и был прилежным учеником, но провалил собеседования в банки. Мастерски делает кофе, чем и заслуживает себе место в компании, напиток - единственное, что от него ждут. Встречается с Михоко и чувствует себя счастливым. Никогда не испытывал одиночества (кроме одного момента в школе), но за всю жизнь у него не было никого, кого он мог бы назвать лучшим другом. Стыдится этого. Решил, что достоинство человека определяется количеством друзей.

Асами - «яркий» учитель истории. Иногда мог пить кофе и разговаривать с Фукасэ просто потому, что может. Всё время окружён людьми и не прилагает к этому никаких усилий. Стал учителем по примеру отца. Его бесило, что тот постоянно задерживался на работе, но вот на похороны папы пришло проститься такое количество бывших учеников, что они еле поместились в зал. Поэтому Асами тоже хочет прожить жизнь так, чтобы оставить след на как можно большем количестве людей.

Мураи - «яркий» мажор, отец его - депутат префектурального собрания. Обеспечил себе место в конторе ещё до выпуска из университета. Во многом руководствуется повелениями своего сильного эго. Среди участников семинара - единственный владелец собственной машины.

Хиросава - «скромный» гигантский 185-сантиметровый детина (японцы традиционно гораздо ниже европейцев). Никому никогда не перечит и не говорит гадости. Производит впечатление большого, спокойного и тихого человека. Талантливый бейсболист и волейболист, дружелюбный и не внушающий людям чувство своего превосходства.

Танихара - «яркий», лидер из лидеров, весёлый и способный ко всем видам спорта. Заботится о том, чтобы все отлично проводили время. Как и Мураи, уже нашёл для себя работу - устроился в крупную торговую компанию.

Всё идёт своим чередом, пока в истории не появляется Михоко - девушка Фукасэ. Долгое время они вместе ходили в одну кофейню вечером, пока хозяйка не подтолкнула их к более близкому знакомству. Всё шло хорошо, пока однажды Михоко не показала Фукасэ письмо, пришедшее к ней на работу, где и было то предложение:

Кадзухиса Фукасэ - убийца.

Это было ключом к болезненным воспоминаниям главного героя.

В Мадараока

Мураи предлагает участникам семинара уехать на лыжный курорт в загородный дом и хорошенько там отдохнуть. Приглашены все, поедут на машине мажора и водители будут сменять друг друга. Права есть только у Мураи, Асами, а Хиросава лишь недавно научился водить, поэтому ему отводят самый безопасный участок дороги. Однако туда смогли уехать только четверо, да и оттуда выехать тоже. За день до отправления Мураи попал в аварию, поэтому остался исправлять сопутствующие проблемы. Несмотря на это, всё состоялось - они поехали на машине матери мажора.

До отправления Фукасэ проводит разведку: узнаёт об интересных местах и достопримечательностях. По дороге они, например, заезжают отведать гречневую лапшу соба (большая часть книги посвящена разным кулинарным изыскам, что невольно планируешь совершение гастротура). Все рады такой остановке, но вот Хиросава не поддерживает друзей и отправляется один в соседнее заведение есть карри - своё любимое блюдо.

Остановившись на рынке, Фукасэ назначают ответственным за гастрономические излишества. Он набирает булочек на свой вкус, покупает баночку с яблочным джемом, свойский мёд и душевный «Дрессинг от бабушки Тамаэ».

Дорога в Мадараока — непростой маршрут: она непредсказуема, извилиста и узка. Крутые повороты позволяли туристам увидеть скалистый обрыв. От ущелья их отделял забор, который всё равно не спас бы машину от падения. Фонари не горят, но компанию это и не напрягает, потому что едут они днём при хорошей погоде. Связь на дороге есть, но слабая. Как только они добрались до места, поднялся сильный ветер, полил дождь.

Четверо друзей принялись готовить дорогущее мясо, купленное Мураи. Танихара выпил 3 банки пива, Асами — 2. Сев за стол после всех приготовлений, перед участниками семинара оказались вкуснейшее жаренное мясо с овощами и 4 банки алкогольного напитка. Выяснилось, что компания поделилась поровну на пьющих и непьющих: у Фукасэ было что-то вроде аллергии, а Хиросава сразу же засыпал от алкоголя. Танихара был зол на последнего, так как обедал он не с ними, пить отказывался, да и вообще выпадал из компании. Послушав причины воздержания Фукасэ, Хиросава открывает банку пива, решив, что его проблема со сном не такая уж и серьёзная, тем самым смягчив атмосферу в компании.

Когда всё было съедено, позвонил Мураи. Он решил все проблемы, едет к ним и просит, чтобы его встретили. Вызывать такси он отказывается, потому что упёртый баран:

Вы на чьей машине в чей дом приехали и чьё дорогое мясо едите?

И вот ситуация: Танихара и Фукасэ не могут водить машину, а Асами и Хиросава выпили алкоголь. Будущий учитель истории наотрез отказывается ехать, потому что поимка полицией поставит крест на его ещё даже не начавшейся карьере. Танихара не знает, как убедить Мураи вызвать такси, потому что ему перед ним стыдно за съеденное мясо и злоупотребление гостеприимством. А раз Хиросава ещё не выбрал свой жизненный путь — ехать должен он. Он соглашается. Фукасэ провожает своего лучшего друга, в дорогу налив ему кофе с мёдом для бодрости - как любил Хиросава.

Итак, сложная извилистая дорога, крутые повороты, ущелья и обрывы, нулевая видимость из-за испортившейся погоды, ночь, отсутствие искусственного освещения, неопытный выпивший водитель, от алкоголя засыпающий за рулём. Что же может пойти не так?

В какой-то момент Хиросава перестаёт выходить на связь. Мураи в ярости звонит оставшимся дома друзьям и докладывает, что за ним никто не приехал, хотя по времени уже должен был. Осознав, что что-то всё же произошло, Танихара и Асами берут велосипеды и уезжают искать пропавшего друга. Для Фукасэ транспорта не осталось, поэтому он стал ждать возвращения всех четверых в одиночестве, готовя для них сэндвичи.

Затем Асами позвонил Фукасэ, ледяным голосом сообщив следующее:

На горной дороге, на повороте со стороны скалы они нашли дыру в ограждении, будто бы сделанную автомобилем. На дне ущелья темно и плохо видно, но, похоже, там что-то горит.

Фукасэ срывается с места и бежит искать Асами и Танихару. Когда он добрался до них, солнце было уже высоко, а труп Хиросавы опознан.

Полиции никто не сказал, что перед выездом парень пил спиртное, а в обгоревшем трупе не был найден алкоголь. Таким образом, тайну аварии четверо друзей решили унести с собой в могилу.

И вот спустя несколько лет девушке Фукасэ пришло письмо, что её парень — убийца. Через какое-то время мы также выясняем, что и всем остальным пришли такие же адресные послания:

Например, «Косукэ Асами — убийца» было написано на листе бумаги, крепко приклеенном десятью слоями липкой ленты на лобовое стекло его автомобиля, облитого пивом. Неизвестно, сколько людей видело это послание, но Асами придумал легенду, что это хулиганы-ученики так решили отомстить учителю за излишнюю принципиальность.

Все остальные послания были тоже достаточно гласны, поэтому цель была очевидна — напомнить о случившемся и заставить окружающих задавать вопросы.

Тогда все четверо поняли, что кто-то очень мстительный узнал правду и хочет наказать компанию. Они начали опасаться за свою жизнь, когда в один день Танихару кинули под поезд. Тот выжил, но закрылся ото всех в страхе. Фукасэ решает выяснить, кто отправил письма и зачем, найдя ответы в биографии Хиросавы, разыскивая его друзей и говоря с ними, ведь кто-то из них настолько любил этого человека, что был готов и на убийство. Он начал выписывать на первый взгляд незначительные детали из его жизни, чтобы, изучив целую картину, прийти к какому-то выводу. И как же удивляется главный герой, когда понимает, что он совсем не знал своего «лучшего друга». В тетради, например, в разное время появлялись следующие тезисы:

Ёсики Хиросава подрабатывал школьным учителем.
Ёсики Хиросава любил карри.
Ёсики Хиросава был убит.

Разговоры с одноклассниками помогли понять Фукасэ, почему его друг тогда всё же выпил спиртное:

Если он [Хиросава] может остановить что-то плохое, то без колебаний будет действовать. Он был такой.

Не буду рассказывать о главных твистах истории, расскажу лучше о том, как каждый из четверых пережил потерю.

Без вины виноватые

Здесь немного уйдём в обществознание. Правонарушение — общественно опасное виновное деяние: действие или бездействие. Если сказать прямо: никто вроде бы Хиросаву не убивал (прочитайте книгу, чтобы узнать, так ли это). Но вот совесть хоть немного, но всё же мучает каждого. Хотя бы потому, что они все подыскивали себе оправдания. За руль Хиросава всё же сел сам, насильно его туда никто не запихивал. Было ли давление? Определённо было. Но Хиросава взрослый и дееспособный мальчик, решение выпить и водить принимал в конечном итоге он самостоятельно.

Мураи повинился в том, что не вызвал такси. Асами раскаялся в том, что выпил, несмотря на вероятность приезда Мураи, а Танихара — в том, что не заставил Мураи вызвать такси.

Фукасэ, считавший себя лучшим другом Хиросавы, жалел, что не стал его отговаривать.

Чем занимались четверо после смерти друга и повторного бестактного напоминания о ней?

С Фукасэ понятно — начал проводить расследование.

Мураи — нервничал по поводу послания, начал подозревать Асами и Танихару, прибывших на место раньше их с Фукасэ, в убийстве. На встрече с главным героем пьёт алкоголь, что вызывает в нём отвращение:

В чувстве неприязни, которое внезапно поднялось в нём, не было логики. Дело было в том, что раскаяние Мураи не сочеталось с этим заглатыванием пива.

Танихара — продолжил жить обычной жизнью, периодически напиваясь до беспамятства:

Тогда у меня не было прав и я думал, что ехать по горной дороге очень страшно, однако теперь считаю, что запросто доехал бы: выпил-то всего ничего... Главное — реакция. Но в бейсбол-то он играл очень хорошо... Просто не повезло, и всё.

Асами — перестал пить алкоголь:

Но сегодня он [Фукасэ] впервые узнал, что Асами и по другим случаям тоже не берёт в рот спиртного. Значит, он отвечал за свои слова, когда сказал родителям погибшего: «Я не должен был пить в тот день». Разве это не есть искреннее раскаяние?

Чувство вины — очень тонкое, потому что затрагивает исключительно внутренний мир человека, который может вести себя иначе, чем думать. Всем четверым есть в чём раскаиваться, но, тем не менее, каждый пытается перевесить эту вину на другого. Чужая душа — потёмки.

Слова и действия совсем не обязательно должны сочетаться. Почти все осознают, что их собственные поступки оставляют желать лучшего. Но за счёт этого и создаётся мир. К примеру, если указать человеку на нечто неправильное, что он сделал, не обратив на это особого внимания, человек может захотеть это исправить. Но если тебя тычут носом в то, что ты и сам осознаёшь, ты не захочешь это исправлять; тебе просто станет стыдно, и ты будешь лишь упрямиться и спорить…

Так что книга не столько даже вопрос вины поднимает, сколько раскаяния и извлечения уроков из своих ошибок. Асами, кажется, что-то понял, поэтому больше не прикасается к спиртному. Фукасэ сожалеет о случившемся и проводит целое детективное расследование, чтобы разобраться и в себе, и в окружающих. Мураи и Танихара пока на этапе отрицания.

Когда Фукасэ приходит к тому, что пора бы рассказать правду родителям, которые радушно принимали четверых друзей, не зная о выпитом их сыном алкоголе, он думает и об остальных:

Тот, кто раскаивается, испытывает облегчение, а тот, кому навешивают на шею этот тяжёлый камень, что должен делать он?

В конце мы так и не узнаем, расскажет ли Фукасэ хоть кому-нибудь о произошедшем. Концовка открытая.

Ещё одним неоспоримым преимуществом книги является живость персонажей. Невольно ставишь себя на место каждого и думаешь, а как бы поступил ты, о чём бы задумался, как стал бы жить дальше и как стал бы себя вести.

Виновен

Чему может научить книга?

  • Тому, что не стоит пить алкоголь;
  • Тому, что конформизм — зло, и своя голова на плечах ещё никому не вредила;
  • Тому, что аллергикам стоит внимательней относиться к своему здоровью;
  • Тому, что стоит внимательней относиться к своему окружению. Вы уверены, что хорошо знаете своего друга? Если ваш ответ - да, то после прочтения книги вы начнёте в этом сомневаться.