– Ты не права, Зина, моя мама – одинокая больная женщина! – возмущался Сергей. – Да она и лампочку сама не ввернет, не то что бегать целый день где-то, да еще так активничать.
– А если я тебе докажу, что права? – сощурила глаза Зинаида. – Тоже будешь мамочку свою защищать?
Когда Сергей сказал жене, что на время ремонта в квартире его мама переедет к ним, Зинаида приняла новость без восторга, но и возмущаться не стала. Ада Львовна была женщиной своеобразной – этакой дамой прошлого века, бывшей театральной актрисой, обожала всех поучать и рассказывать байки о знакомстве с великими артистами.
Зина искренне надеялась, что свекровь под боком хоть немного облегчит ее быт с двумя школьниками и их бесконечными кружками. Но Ада Львовна быстро развеяла ее надежды:
– Что ты, Зиночка? Ну какие мне поездки в транспорте через весь город?! – изумилась она. – Нет, у меня свой распорядок. Йога, танцы, театральный кружок. Никак не могу заниматься внуками.
– Хорошо, но хоть готовить вы можете? – уточнила Зинаида, сощурив глаза. – Суп детям днем разогреть, когда они придут?
– Я питаюсь проростками пшеницы, это очень модно и помогает сохранить молодость, – закатывая глаза, ответила Ада Львовна. – Тебе бы тоже не помешало, выглядишь, как пожеванная калоша.
– Проростками пшеницы, – усмехнулась Зинаида. – Я лично перевозила продукты из вашего холодильника сюда. Докторская колбаса там была, еще шпик и маринованные огурчики. Никаких проростков не видела.
– Это я покупаю, чтобы угощать Сережу! – возмутилась пойманная на лжи Ада Львовна. – Сама такую гадость не ем.
– Ну хорошо, я вас поняла, – ответила Зина, решившая в этот день сохранить мир в семье.
Но терпеть капризы свекрови она не собиралась. Тем более что у той для каждого члена семьи была своя маска. Сын Сергей был искренне уверен, что мама – немощная старушка при смерти. Внук Антон считал, что бабушка ничего не понимает в гаджетах и вообще боится электроприборов. А внучка Настя подозревала, что бабушка таскает ее косметику и заколки, но поймать похитительницу ей пока не удавалось.
Через месяц ремонта стало понятно, что придется увеличивать сроки и бюджет. Менять нужно было все, от проводки и труб до полов. Зинаида мысленно смирилась с тратами, а вот с продлением пребывания свекрови не могла. Она решила поговорить с мужем:
– Сережа, может, как-то отремонтируем одну комнату, переселим маму, потом вторую доделаем? – предложила она.
– Да ну что ты, у мамы и так постоянные мигрени и давление скачет. А ты хочешь перевезти ее в ремонт, где пыль, грязь и грохот. Нет, Зина, придется потерпеть.
– Послушай, дети тоже недовольны, им приходится теперь делить одну комнату. Я устала от их войн за письменный стол.
– Ну что мы можем сделать? – вздохнул Сергей. – Мама наотрез отказывается ехать на съемное жилье. И на даче она жить тоже не может, туда «Скорая» долго едет.
– Да твоя мать здоровее нас всех вместе взятых! – возмутилась Зина. – Она и на йогу ходит, и на аэробике козой скачет. У меня сил меньше, чем у Ады Львовны.
– Зинуля, не выдумывай! – возмутился ее муж. – Я с мамой каждый день разговариваю, она дальше своей комнаты и не ходит.
Не зная, как доказать мужу, что его мать сильно преувеличивает свою немощность, Зинаида отложила это на потом. Но Ада Львовна продолжала ей вредить. Теперь, стоило Зине попытаться побыть с мужем или близкими вне дома, начинался грандиозный спектакль.
Впервые такое произошло на их годовщину свадьбы. Зина опрометчиво похвастала свекрови, что Сергей забронировал для них двоих столик в ресторане. И попросила накормить детей ужином. Стоило им выйти из дома и добраться до ресторана, как на телефон поступил звонок от дочери Насти, оставшейся с бабушкой:
– Мама, тут такое! – перепугано говорила девочка. – Бабушка хрипит и зачем-то опрокинула свой прикроватный столик.
– Настя, подожди, что значит хрипит?! – испугалась Зинаида.
– Ну она выгибается и хрипит, и еще что-то мычит, я не знаю, как объяснить.
– Это точно инсульт или инфаркт! – закричал Сергей. – Настя, вызывай «Скорую»!
Но в неотложку Зина позвонила сама. К моменту, когда они добрались до дома, у подъезда уже стояла «Скорая помощь». А на этаже их встретил сердитый фельдшер:
– Отвлекаете занятых людей от дела, как не стыдно? А если кому-то сейчас действительно нужна помощь?
– Да что не так?! – возмутилась Зинаида. – Мне ребенок позвонил, описал симптомы.
– Сами со своей бабушкой разбирайтесь, – неприветливо ответил ей фельдшер и ушел.
Дома выяснилось, что хрипы и прочие звуки были медитацией и гимнастикой, которые Аде Львовне посоветовала подруга. А на крики внучки она не реагировала, потому что была в наушниках и слушала тематическую музыку. Сергей матери поверил.
А вот Зинаида сомневалась в правдивости этих слов. Она была уверена – весь спектакль с напуганной Настей был тщательно срежиссирован, чтобы испортить им годовщину свадьбы. Конечно же, бронь стола пропала, как и праздничное настроение. Да и Настя теперь наотрез отказывалась оставаться вдвоем с бабушкой.
Следующий испорченный выход был связан с повышением Зинаиды. На работе коллеги организовали для нее праздник. Ожидался среди гостей и Сергей. Зина весь вечер прождала мужа как на иголках. Но тот приехал лишь для того, чтобы забрать ее. Оказалось, что у мамы разыгралась мигрень, и Сережа как примерный сын остался сидеть возле ее постели.
– Мам, когда бабушка уже от нас съедет? – спросил у матери Антон на следующий день. – Я не могу все время соблюдать тишину, как в библиотеке. А папа вчера от нас именно этого требовал. Сказал, что бабушке плохо от шума.
– Не знаю, Тоша, – улыбнулась Зина. – С папой она разыгрывает совсем другой спектакль, и он ей верит.
– Так докажи ему, – предложил сын.
– Я не знаю, как это можно устроить, – ответила Зина.
– У меня есть пара идей, – улыбнулся матери Антон. – Но нужны будут гаджеты.
К воплощению плана по выведению бабушки на чистую воду они приступили уже на следующий день. Для начала заказали смарт-браслет, который считывал показатели здоровья. Его свекрови Зина торжественно вручила от всей их семьи.
– Вот, Ада Львовна, это вам, – произнесла женщина. – Нас всех так волнует здоровье любимой мамы моего мужа. А с этим браслетом и пульс, и давление сразу будем знать мгновенно. И даже качество сна.
– Да? – с сомнением оглядела подарок Ада Львовна. – Да мне и обычного тонометра хватает.
– Нет, ну что вы?! В таком возрасте уже нужно знать о своем организме все, – улыбнулась Зина. – И потом, вы часто дома одна с детьми. А с таким гаджетом они быстро поймут, нужна в самом деле помощь или нет.
– Даже не знаю, зачем мне такой гаджет, – вздохнула Ада Львовна. – Слишком мудреный.
Но Зина настояла на том, чтобы свекровь браслет носила. Их с сыном хитрость заключалась в том, что в браслете был встроенный маячок, показывающий перемещение. Такой, как используют для контроля за детьми. Ну и шагомер, который тоже показывал пройденное расстояние. Подключили все это к телефону сына.
Но через несколько дней наблюдений стало ясно, Ада Львовна хитрит. Когда умный браслет показывал, что женщина дома, Зина неожиданно встретила ее на другом конце города. А все зафиксированные перемещения явно не соответствовали действительности. Посовещавшись с сыном, они заказали еще и мини-камеру наблюдения. На следующий день, когда все домочадцы ушли, Ада Львовна осталась одна. И съемка началась.
Вечером Зинаида с сыном посмотрели на компьютере увлекательное кино. В нем Ада Львовна делала себе бутерброды с докторской колбасой, примеряла халат Зинаиды и пользовалась косметикой внучки. А еще они увидели, как бабушка надевает свой браслет на шею коту Барсику – он был довольно худосочным животным. Тайна странных перемещений была раскрыта.
Вечером Ада Львовна с грустью сообщила, что браслет она потеряла. Зинаида подозревала, что свекровь просто не уследила за Барсиком, который где-то уронил гаджет. Но раскрывать ее обман пока не стала. Ей нужны были железные доказательства.
Раз Аду Львовну не удалось подловить с помощью современных технологий, Зина решила расставить ей другую ловушку. Она заранее купила билеты в театр. А еще оповестила всех о дате представления. Разумеется, уже накануне свекровь начала свой спектакль.
– Ах, сынок, – стонала она вечером. – В вашем холодильнике совсем нет нормальной еды для людей моего возраста. Одна колбаса и всякие жирные холестериновые бомбы, вроде сливочного масла. Сходи мамочке за кефиром.
– Хорошо, мама, – отвечал Сергей. – Сейчас схожу.
– И завтра съезди со мной в ортопедический салон, хочу посмотреть специальную обувь на осень, – заявила Ада Львовна.
– Но мама, у нас завтра на вечер билеты в театр, Зина давно хотела попасть, там премьера, – попытался оправдаться Сергей.
– Ничего, мы успеем, – пообещала Ада Львовна. – Никуда ваш театр не убежит. И потом, что тебе важнее, здоровье и комфорт матери или какая-то там постановка?
– Конечно, ты, мама, – отвечал Сергей, уже предвкушая выволочку от жены, если он опоздает.
Разумеется, на следующий день Ада Львовна постаралась как можно дольше задержать сына в ортопедическом салоне. Она жаловалась на неудобства, никак не могла выбрать стельку. Сергей уже и сам с нетерпением посматривал на часы, но спорить с матерью не решался. Наконец, им сообщили, что салон закрывается. По пути домой они попали в пробку, потом еще заезжали в магазин за кефиром. Дома оказались уже поздним вечером.
Но на удивление Сергея Зина не сердилась. Она посмеялась и рассказала ему:
– Представляешь, даты перепутала, а до тебя не дозвонилась. Спектакль только завтра, хорошо, что вы сегодня уже с делами разобрались. Теперь нам точно ничего не помешает.
Взглянув на перекошенное лицо Ады Львовны, ее невестка даже получила некоторое моральное удовлетворение. Действительно, изводить сына своими капризами два вечера подряд было слишком даже для бывшей актрисы.
Поход в театр удался. А на следующий день Зина невзначай сказала свекрови, что купила путевки на туристическую базу. Ехать они должны были через неделю. Разумеется, невестка была уверена, что Ада Львовна придумает какую-то каверзу. И та ее не разочаровала.
Всю неделю Ада Львовна старательно хромала и делала вид, что страдает от радикулита и еще десятка болезней. А камера Антона в это время записывала, как бабушка лихо ставит стремянку и достает с антресолей пачку дорогого печенья, пьет с ним чай, а потом снова отправляет его в тайник в старом чемодане. Там же, как выяснилось, Ада Львовна хранила и строго порицаемый ей кофе. Его в доме запрещалось пить всем, бабушка якобы не выносила аромат напитка.
Засняв все эти художества, за пару дней до поездки Зинаида показала мужу то самое интересное кино. Сергей был шокирован тем, как легко его вечно страдающая от десятков болезней разом мать взбирается по стремянке. А ее пищевые пристрастия сына окончательно доконали. Сергей согласился с планом жены по разоблачению хитростей матери.
На следующий день вся семья начала сборы в поездку. Конечно же, Ада Львовна сразу заняла лучший в ее положении наблюдательный пост – на диване в гостиной. Она прикрывала глаза и постанывала, симулируя головную боль. Ровно до тех пор, пока Зина не сказала мужу:
– Сереж, что мы мучаемся с этими рюкзаками, когда на антресолях есть прекрасный чемодан? Доставай его, возьми стремянку только.
– Да зачем вам чемодан на турбазе? – сразу оживилась Ада Львовна. – С рюкзаками намного удобнее.
– Ой, Ада Львовна, мы же на машине едем. А в чемодан все прекрасно поместится, не придется руки занимать десятком сумок. Лезь, Сережа! – скомандовала Зинаида.
– А может, не надо? – почти взмолилась Ада Львовна. – Ой, мне что-то совсем плохо, в глазах темнеет.
Но Сергей уже решительно снимал чемодан с антресолей. А Зина сидела у кровати свекрови и держала ту за руку, предотвращая возможный побег. Осознав, что ее обман сейчас раскроют, Ада Львовна предприняла последнюю решительную попытку упасть в обморок. А потом заявила:
– Ладно, отправляйтесь на свой отдых, я уже все поняла. Где камера, Зина? Ты же наверняка меня засняла?
– И вы больше не будете нас изводить? – строго спросила невестка у свекрови.
– Ну совсем легкой жизни не обещаю, – усмехнулась Ада Львовна, – но до конца ремонта доживем.
С этого момента в семье установился хрупкий мир. Сергей наконец понял, что его маме просто нужны благодарные зрители, и больше не поддавался на провокации. А Ада Львовна старалась не конфликтовать лишний раз с невесткой. Ведь на все ее фокусы у той бы нашелся достойный ответ.
Зина же просто радовалась возможности спокойно дождаться конца ремонта в квартире свекрови. Еще один интересный рассказ о вопиющем случае 👇🏼