Найти тему
Порцелиновый фан

Горькова Алевтина Андреевна (род. 1945). Художник.

Алевтина Андреевна Горькова - из поколения Советских людей, родившихся после Войны, чья юность пришлась на конец 1950-х - начало 1960-х годов.

Родилась 28 ноября 1945г. В 1967 году окончила Московское художественно-промышленное училище им. Калинина и пришла работать на завод в Вербилках художником в Художественную лабораторию. Практически с места в карьер показала широту спектра своих возможностей на примере росписей сервизов "Слава труду" и "По народным мотивам". В 1960-е и в 1970-е годы Алевтина Андреевна работала под фамилией Тимофеева (или Горькова-Тимофеева). "По народным мотивам" - очень интересная ручная стилизованная роспись с птицей и цветами на "классическом" для Вербилок чёрном крытье. Форма также очень интересная - на тот момент новая, достаточно функциональная, созданная Ю.Б. Ганрио - с большими удобными полукруглыми ручками. Если фасон ещё можно отнести к позднему МИНИМАЛИЗМУ, то роспись - точно нет. Видно, что новое поколение художников, пришедшее на завод во второй половине "шестидесятых", от МИНИМАЛИЗМА отказалось наотрез, а традиционные для Вербилок рисунки пересмотрело в новом ключе. По моему мнению, роспись очень эффектная.

Предметы сервиза "По народным мотивам". 1967. Автор фасона Ганрио Ю.Б., автор росписи Тимофеева А.А. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный музей современной истории России".
Предметы сервиза "По народным мотивам". 1967. Автор фасона Ганрио Ю.Б., автор росписи Тимофеева А.А. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный музей современной истории России".

Ну а сервиз "Слава труду" (1967) и в формах и в росписи соответствует эстетике НЕОКОНСТРУКТИВИЗМА, характерного для росписи посуды т.н. "юбилейных лет". Роспись также создана в той же эстетике НЕОКОНСТРУКТИВИЗМА - с большим количеством геометрических компонентов, с богатой позолотой в виде отдельного колера, и с основным красным колером в цветовой гамме. Причём в такой стилистике рисунок не является ручным, а делается принтом (прямой печатью) или шелкографией. Видимо, художнику пришлось поработать в строго предложенных "рамках". И с задачей, надо сказать, она справилась. Фасон, созданный Ю.Б. Ганрио, называется "Ильмень".

Продолжением национальной тематики стал сервиз "Песни и пляски". 1970. Что можно сказать, смотря на предметы данного сервиза? Во-первых, ярмарочное разноцветье. И во-вторых, тяготение к графичности (при всей очевидности ручного мазка). Т.е. мягкие цветовые переходы заменены чётко обозначенными линиями. И в такой манере рисунка есть своё очарование.

Несмотря на название "Солнечный" (1972), рисунки данного набора геометричны и развивают "индустриальную" тему. Я не очень понимаю, что здесь нарисовано: то ли элеваторы, то ли некое химическое производство. Надеюсь, знатоки (а такие обязательно найдутся!) выскажутся в комментариях. И конечно, рисунок не ручной.

В 1970-е ею был расписан вот такой штоф от Б.Е. Калиты. Здесь видна попытка рисунка "под лубок". Можно сказать, что получилось.

Разработка сувенирной продукции для Олимпиады-80 считалось в РСФСР чуть ли не обязательной нагрузкой для всех керамических предприятий. Художники отлынивать от такого задания не могли. Точнее, могли, но такие демонстративные отказы были бы чреваты последствиями.

Сувенирная тарелка, расписанная А.А. Горьковой к Олимпиаде-80. Фото взято с сайта antik-forum(точка)ru.
Сувенирная тарелка, расписанная А.А. Горьковой к Олимпиаде-80. Фото взято с сайта antik-forum(точка)ru.

Оригинальная форма и не менее оригинальная цветочная роспись в "жостовской" стилистике. Сервиз "Цветник". 1986. В целом видно, что присутствует трафарет (принт?). Но есть ли здесь элементы ручной росписи (подрисовки), точно определить не могу. Наверное, есть... Опять-таки не могу не отметить форму - очень интересное конусовидное основание у предметов. И "ушастые" ручки посередине тулова предметов.

Сервиз "Индустрия" ("Индустриальный", 1987-1988) второй половины "восьмидесятых" в модном супрематическом фасоне с индустриальным пейзажем в эстетике НЕОКОНСТРУКТИВИЗМА "кочевал" с выставки на выставку. Типичный концептуальный образец с неизвестным, и скорее всего, небольшим тиражом. Автор фасона Золотов Ю.Б.

С 1967-го по 1989-й год А.А. Горькова работала в Художественной лаборатории предприятия. К тому времени относится и этот снимок (1990-й?). О причинах её ухода из Художественной лаборатории завода можно только догадываться...

Фото работников Художественной лаборатории завода в Вербилках. 1990. А.А. Горькова - пятая (с любого края). Крайний справа - Харитонов А.П. Фото взято с сайта antik-forum(точка)ru.
Фото работников Художественной лаборатории завода в Вербилках. 1990. А.А. Горькова - пятая (с любого края). Крайний справа - Харитонов А.П. Фото взято с сайта antik-forum(точка)ru.

Но навсегда с Вербилками она не прощается и, как понимаю, продолжает работать по заказам. О чём говорит изящный сервиз "Вечерний". 1991. Фасон от В.В. Никонова.

Ещё один сервиз А.А. Горьковой, исполненный на том же фасоне "Вечер" от Виктора Вениаминовича Никонова...

Сервиз. Автор формы Никонов В.В., автор росписи Горькова А.А. Фото взято с сайта antik-forum(точка)ru.
Сервиз. Автор формы Никонов В.В., автор росписи Горькова А.А. Фото взято с сайта antik-forum(точка)ru.

С 1970-х годов Алевтина Андреевна начала разрабатывать тему Цирка. Цирковые кони, клоуны-жонглёры, клоунессы - постоянный набор героев её рисунков. Например, того же клоуна-жонглёра она изображала и в росписи тарелок, и в росписи декоративного кувшина "шутливой" формы (и в этом ей помог её коллега, товарищ и практически ровесник А.П. Харитонов, создавший формы под набор "Цирк"). К данной теме Алевтина Андреевна возвращалась ещё не раз...

В 1990-е и в 2000-е А.А. Горькова расписывала скульптуры, попробовала себя в пейзажной миниатюре...

Важным составляющим работ А.А. Горьковой и А.П. Харитонова было сохранение памяти о выдающихся художниках Вербилок Советского времени. Была достойная попытка сделать серию работ с изображениями мастеров. Так, А.П. Харитонов запечатлел образ скульптора С.М. Орлова, а А.А. Горьковой достался образ А.А. Чекулиной (вспоминаем росписи "Маки", "Персики" ("Слива на чёрном"), "Жар-птица" и пр.). Рисунок А.А. Чекулиной известный, очевидно, выполнен по фотографии, но вот самой фотографии, к сожалению, не найти... В любом случае, подобная деятельность называется ещё и ПРОСВЕЩЕНИЕМ.

Отлично сделанные "цветочные" росписи на тарелках в манере яркой полихромной графики, свойственной А.А. Горьковой. Это настоящие произведения искусства...

В той же манере выполнена иллюстрации к "Коньку-Горбунку" П.П. Ершова и к "Аленькому цветочку" С.Т. Аксакова.

Выполнив на фарфоре копии известных икон, А.А. Горькова показала себя прекрасным копиистом. Действительно, получились настоящие иконы на фарфоре...

А эти работы - из "Новогодней" серии...

Вспоминая Б.М. Кустодиева...

Знаменитые "Веселушки" от фасона "Ладушки" Ю.Б. Ганрио. Роспись после 2000-го года.

С 2008-го года А.А. Горькова вновь принята художником в Художественную лабораторию завода. В 2014-м году появляется декоративная скульптура "Туфелька", расписанная А.А. Горьковой. Хорошо известная любителям фарфора.

Скульптура декоративная "Туфелька". На подошве марка надглазурная штампом чёрного цвета ООО ДП "Промыслы Вербилок" фабрики "Мануфактуры Гарднеръ". По верхнему краю за пределами рамки надпись: "Настоящий российский фарфор", по нижнему: "Только ручная работа". Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области "Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей".
Скульптура декоративная "Туфелька". На подошве марка надглазурная штампом чёрного цвета ООО ДП "Промыслы Вербилок" фабрики "Мануфактуры Гарднеръ". По верхнему краю за пределами рамки надпись: "Настоящий российский фарфор", по нижнему: "Только ручная работа". Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области "Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей".

Скульптура "Врач" модели Ю.Б.Золотова. Модель 2009-го года...

Автор модели Золотов Ю.Б., автор росписи Горькова А.А. Фото взято с сайта antik-forum(точка)ru.
Автор модели Золотов Ю.Б., автор росписи Горькова А.А. Фото взято с сайта antik-forum(точка)ru.

А.А. Горькова - дипломант выставок ВДНХ, член МООСХ РСФСР.

Спасибо за внимание. Благодарю всех, кто дочитал статью, кому интересен фарфор! Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. Вежливость приветствуется. Посильную помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - во ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать и анонсировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!