Алевтина Андреевна Горькова - из поколения Советских людей, родившихся после Войны, чья юность пришлась на конец 1950-х - начало 1960-х годов.
Родилась 28 ноября 1945г. В 1967 году окончила Московское художественно-промышленное училище им. Калинина и пришла работать на завод в Вербилках художником в Художественную лабораторию. Практически с места в карьер показала широту спектра своих возможностей на примере росписей сервизов "Слава труду" и "По народным мотивам". В 1960-е и в 1970-е годы Алевтина Андреевна работала под фамилией Тимофеева (или Горькова-Тимофеева). "По народным мотивам" - очень интересная ручная стилизованная роспись с птицей и цветами на "классическом" для Вербилок чёрном крытье. Форма также очень интересная - на тот момент новая, достаточно функциональная, созданная Ю.Б. Ганрио - с большими удобными полукруглыми ручками. Если фасон ещё можно отнести к позднему МИНИМАЛИЗМУ, то роспись - точно нет. Видно, что новое поколение художников, пришедшее на завод во второй половине "шестидесятых", от МИНИМАЛИЗМА отказалось наотрез, а традиционные для Вербилок рисунки пересмотрело в новом ключе. По моему мнению, роспись очень эффектная.
Ну а сервиз "Слава труду" (1967) и в формах и в росписи соответствует эстетике НЕОКОНСТРУКТИВИЗМА, характерного для росписи посуды т.н. "юбилейных лет". Роспись также создана в той же эстетике НЕОКОНСТРУКТИВИЗМА - с большим количеством геометрических компонентов, с богатой позолотой в виде отдельного колера, и с основным красным колером в цветовой гамме. Причём в такой стилистике рисунок не является ручным, а делается принтом (прямой печатью) или шелкографией. Видимо, художнику пришлось поработать в строго предложенных "рамках". И с задачей, надо сказать, она справилась. Фасон, созданный Ю.Б. Ганрио, называется "Ильмень".
Продолжением национальной тематики стал сервиз "Песни и пляски". 1970. Что можно сказать, смотря на предметы данного сервиза? Во-первых, ярмарочное разноцветье. И во-вторых, тяготение к графичности (при всей очевидности ручного мазка). Т.е. мягкие цветовые переходы заменены чётко обозначенными линиями. И в такой манере рисунка есть своё очарование.
Несмотря на название "Солнечный" (1972), рисунки данного набора геометричны и развивают "индустриальную" тему. Я не очень понимаю, что здесь нарисовано: то ли элеваторы, то ли некое химическое производство. Надеюсь, знатоки (а такие обязательно найдутся!) выскажутся в комментариях. И конечно, рисунок не ручной.
В 1970-е ею был расписан вот такой штоф от Б.Е. Калиты. Здесь видна попытка рисунка "под лубок". Можно сказать, что получилось.
Разработка сувенирной продукции для Олимпиады-80 считалось в РСФСР чуть ли не обязательной нагрузкой для всех керамических предприятий. Художники отлынивать от такого задания не могли. Точнее, могли, но такие демонстративные отказы были бы чреваты последствиями.
Оригинальная форма и не менее оригинальная цветочная роспись в "жостовской" стилистике. Сервиз "Цветник". 1986. В целом видно, что присутствует трафарет (принт?). Но есть ли здесь элементы ручной росписи (подрисовки), точно определить не могу. Наверное, есть... Опять-таки не могу не отметить форму - очень интересное конусовидное основание у предметов. И "ушастые" ручки посередине тулова предметов.
Сервиз "Индустрия" ("Индустриальный", 1987-1988) второй половины "восьмидесятых" в модном супрематическом фасоне с индустриальным пейзажем в эстетике НЕОКОНСТРУКТИВИЗМА "кочевал" с выставки на выставку. Типичный концептуальный образец с неизвестным, и скорее всего, небольшим тиражом. Автор фасона Золотов Ю.Б.
С 1967-го по 1989-й год А.А. Горькова работала в Художественной лаборатории предприятия. К тому времени относится и этот снимок (1990-й?). О причинах её ухода из Художественной лаборатории завода можно только догадываться...
Но навсегда с Вербилками она не прощается и, как понимаю, продолжает работать по заказам. О чём говорит изящный сервиз "Вечерний". 1991. Фасон от В.В. Никонова.
Ещё один сервиз А.А. Горьковой, исполненный на том же фасоне "Вечер" от Виктора Вениаминовича Никонова...
С 1970-х годов Алевтина Андреевна начала разрабатывать тему Цирка. Цирковые кони, клоуны-жонглёры, клоунессы - постоянный набор героев её рисунков. Например, того же клоуна-жонглёра она изображала и в росписи тарелок, и в росписи декоративного кувшина "шутливой" формы (и в этом ей помог её коллега, товарищ и практически ровесник А.П. Харитонов, создавший формы под набор "Цирк"). К данной теме Алевтина Андреевна возвращалась ещё не раз...
В 1990-е и в 2000-е А.А. Горькова расписывала скульптуры, попробовала себя в пейзажной миниатюре...
Важным составляющим работ А.А. Горьковой и А.П. Харитонова было сохранение памяти о выдающихся художниках Вербилок Советского времени. Была достойная попытка сделать серию работ с изображениями мастеров. Так, А.П. Харитонов запечатлел образ скульптора С.М. Орлова, а А.А. Горьковой достался образ А.А. Чекулиной (вспоминаем росписи "Маки", "Персики" ("Слива на чёрном"), "Жар-птица" и пр.). Рисунок А.А. Чекулиной известный, очевидно, выполнен по фотографии, но вот самой фотографии, к сожалению, не найти... В любом случае, подобная деятельность называется ещё и ПРОСВЕЩЕНИЕМ.
Отлично сделанные "цветочные" росписи на тарелках в манере яркой полихромной графики, свойственной А.А. Горьковой. Это настоящие произведения искусства...
В той же манере выполнена иллюстрации к "Коньку-Горбунку" П.П. Ершова и к "Аленькому цветочку" С.Т. Аксакова.
Выполнив на фарфоре копии известных икон, А.А. Горькова показала себя прекрасным копиистом. Действительно, получились настоящие иконы на фарфоре...
А эти работы - из "Новогодней" серии...
Вспоминая Б.М. Кустодиева...
Знаменитые "Веселушки" от фасона "Ладушки" Ю.Б. Ганрио. Роспись после 2000-го года.
С 2008-го года А.А. Горькова вновь принята художником в Художественную лабораторию завода. В 2014-м году появляется декоративная скульптура "Туфелька", расписанная А.А. Горьковой. Хорошо известная любителям фарфора.
Скульптура "Врач" модели Ю.Б.Золотова. Модель 2009-го года...
А.А. Горькова - дипломант выставок ВДНХ, член МООСХ РСФСР.
Спасибо за внимание. Благодарю всех, кто дочитал статью, кому интересен фарфор! Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. Вежливость приветствуется. Посильную помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - во ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать и анонсировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!