Продолжение разговора с участником октябрьского фестиваля «Обратная перспектива» Алексеем Слёзовым – лидером ЭКЗИЧ ПРОДЖЕКТ (экс-проект ЗАТЕРЯННЫЕ В КОСМОСЕ) и музыкантом известных коллективов московского Формейшена 90-х.
- Алексей, все обращают внимание на то, что преобладающее настроение вашей музыки – меланхолия. Мир в большей степени для вас трагичен или комичен? Как вы воспринимаете окружающую действительность?
– Иногда трагичен, иногда абсурден, иногда подчеркнуто нейтрален, иногда, извините за банальщину, прекрасен. Последнее – обычно где-нибудь в горах или на природе, где людей нет. В юности я любил пестовать в себе эту угрюмость, меланхолию, сейчас я слишком стар для таких игр разума. Есть какие-то черты характера, темперамент, от этого не уедешь, прописные истины вроде: «Человек – мертвец в отпуске». Куда же без этого? У меня хорошо получаются минорные зарисовки, это да. Возможно по привычке, устоявшиеся нейронные связи и всё такое… Пожалуй, пора уже начинать писать что-то менее грустное. Поживём – увидим.
- В одном из ваших интервью слышала, что Экзич (изначально ЭКЗ) – сокращение от слова экзистенциальный. В юности вы увлекались экзистенциальной философией. Кто из философов повлиял на становление мировоззрения?
– Моя мама была доцентом философии, 37 лет её преподавала, будучи при этом вполне земным и прагматичным человеком. Я вырос среди книг Гегеля и Канта и никогда особо ими не интересовался. Но в начале 90-х появилась общая мода на изучение разных философских и эзотерических учений среди читающей молодежи. В пику переломному времени, видимо. Эзотерика меня не зацепила, разве что Кастанеда малость, а из философии я выбрал начальный грейд – Камю и Сартра. Не сказать, что это сильно на меня повлияло. Курт Воннегут, например, куда сильнее зашёл в 90-е, да и недавно я «Бойню №5» перечитал с трепетом. Очень актуальная книга. Как и «Чума» Камю, кстати, это общее место.
- В основе экзистенциализма как философского направления лежит идея о том, что люди живут в непостижимой вселенной, обречены постоянно делать выбор и нести за него ответственность. При этом они не знают, что правильно, а что нет. Насколько это близко вам? Есть какая-то шкала правильности-неправильности?
– Вполне близко. Насчёт шкалы… есть стандартный кодекс моральных правил. Я стараюсь придерживаться. Это про не убий, не укради, не сори на улице, не говори громко в транспорте и т.п.
- С возрастом что-то меняется в восприятии мира?
– Острота восприятия пропадает. То видел, это уже слышал… В юности для меня поход на концерт был – как в храм сходить, хоть там все и курили, бухали по углам, а местом проведения мог быть какой-нибудь грязный подвал с глухим звуком. Но этого не замечал. Меня уносило. Если, конечно, исполнители был интересны. А сейчас редко такое чувство бывает. И так со многими вещами.
- В 20-м году в интервью вы рассказывали, что проехали практически всю Европу и сказали: «Путешествия – безопасный расширитель сознания». Как сейчас с путешествиями складывается и как предпочитаете «расширять сознание»?
– Не всю Европу, конечно. Жаль не удалось съездить в Португалию, Британию, Шотландию, Ирландию, Норвегию. Сейчас мир находится в состоянии войны. Конец нулевых – время дешевых авиабилетов, высоких зарплат и долгосрочных Шенгенов. Сейчас всё с точностью до наоборот. С другой стороны, я потерял некоторый пиетет к городам, особенно крупным. Париж, Лондон – это уже не обязательно. Интересно что-то вроде Ликийской тропы – горы, сосны, Средиземное море, несложный трекинг. Надеюсь, что мне это ещё доступно.
Про «расширитель сознания» – это некая ирония в адрес Тимоти Лири, психонавтов и им подобных. В молодости часто возникала эта тема, в разговорах, дискуссиях на кухнях в нашем кругу. Помните интервью Летова из третьей «КонтрКультуры»? Оно многих направило по не совсем здоровому руслу. Психоделической практики у меня точно не было, минула чаша сия, я достаточно прагматичен. К тому же пример некоторых знакомых, прямо скажем, не воодушевляет: кто в ящик сыграл ещё молодым, кто головой поехал. Так что обойдёмся зелёным чаем и красным вином.
Беседовала virlenka.
Читайте также: «Мост» в юность и начало 90-х. Алексей Слёзов (ЭКЗИЧ ПРОДЖЕКТ) о новом альбоме
- «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Присоединяйтесь!