Когда клиент говорит мне "У меня скучная жизнь", это почти всегда показатель того, что человек в другой стороне от своих ценностей, что собственно не приносит удовлетворение. Как практик в АСТ (терапии принятия и ответственности) мне важно помочь клиенту увидеть, как избегание эмоций и мыслей влияют на его жизнь, и перевести его в направление действий, которые коррелируют с его ценностями. Вот как бы я это сделала.
1. Оценка ситуации и мыслей
Я бы начала с вопроса "Что ты считаешь скучной жизнью?". Это помогло бы точнее определить мысль "У меня скучная жизнь" в практике когнитивного разделения чтобы помочь (клиенту) видеть фразу "У меня скучная жизнь" как мысль, а не как реальность.
2. Принятие неприятных чувств
Там где уставший человек замечает, что ему скучно, может быть тревожность (паника или отчаяние); в АСТ я бы помогла клиенту принять свои ощущения, позволить прочувствовать их, рассмотреть, мысли не нужно подавлять. Впрочем, вместо борьбы с мыслями просто понемногу мы учимся принимать их, и не стремся сразу куда-то убежать.
3. Налаживание контакта с позицией "Я-наблюдатель"
Естественно, мы бы стали укреплять навык "Я-наблюдатель", так сказать видение себя как наблюдателя своих мыслей и чувств, которые лишь частично опредяляют личность, а не целиком и полностью. Формулирование мысли вслух в стиле" Я замечаю, что у меня возникла мысль о том, что моя жизнь скучная." И вот тут как и становится проще, чуточку понятнее.
4. Определение ценностей
Ключевым этапом в АСТ является работа с ценностями. Вместо того чтобы акцентировать внимание на избегании скуки, важно помочь клиенту понять, что на самом деле для него имеет значение в жизни. Вот вопросы, которые я бы задала: Что приносит Вам радость?, даже если это мелочь? Как Вы хотите, чтобы Ваша жизнь выглядела через год? Какие вещи вдохновляют Вас?
Тут можно было бы проанализировать глубинные личные ценности человека, такие как творчество, помощь другим, развитие, семья и т.п. Это поможет клиенту понять, что его жизнь неполноценна не потому, что в ней ничего не происходит, а потому что он не живет в соответствии с тем, что на самом деле для него имеет значение.
5. Переход к ценностным действиям
Как только мы прояснили ценности, следующая задача - помочь клиенту начать действовать согласно им. Это могут быть небольшие шаги: попробовать новое хобби, вернуться к старым увлечениям, встретиться с друзьями или коллегами. Важно понимать, что к изменению надо идти через конкретные действия, и что желаемые, нужные и важные для клиента действия важнее, чем любое «правильное» действие.
6. Пример
Предположим, клиент говорит, что одна из его ценностей - творчество, но он не рисовал, например, очень давно, так как считает, что у него нет времени. Можно исследовать, как можно внести это в его жизнь, начав с маленького: например, рисовать каждый день по 10 минут. Но даже это малое действие поможет сделать жизнь более яркой и чувствовать теснее связь с ценностями.
7. Заключение
План терапии АСТ направлен на то, чтобы помочь клиенту увидеть, что его скучная жизнь не реальность, а скорее результат страхов и избегания. Через принятие своих эмоций, разбор своих ценностей, переход к ценностным действиям, клиент сможет создать более насыщенную и ценностную жизнь, двигаясь к вещам, которые для него действительно важны.
Автор: Жанна Виноградова
Психолог, Схема АСТ КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru