Найти тему
ИндияСвами

В Индии найдены следы существования единорогов?

Оглавление

Единорог - очень популярное мифическое существо с одним спиральным рогом, которое на протяжении столетий захватывает воображение людей по всему миру. Это легендарное животное встречается в легендах и преданиях многих культур, от Древней Греции до средневековой Европы и символизирует чистоту, силу и грацию в искусстве, литературе и фольклоре. И хотя единорог часто ассоциируется с западной мифологией, в легендах Индии он тоже встречается. Более того, нам на глаза попалась статья коллектива индийских исследователей, которые всерьез доказывают существование единорога не только в мифах, но и в реальной природе. Но обо всем по порядку.

Начнем с того, что в отличие от своего западного аналога, индийский единорог не всегда представлен как существо, похожее на лошадь — его внешний вид и атрибуты различаются в разных мифологиях. Например, это может быть бык с одним рогом или однорогий водяной буйвол.

Фараси Бахари - волшебная водяная лошадь

-2

Кстати, к слову о водяных животных.

Еще одно, очень похожее по своим "волшебным" функциям животное на единорога в индуизме - это Фараси Бахари или зеленая водяная лошадь.

Согласно легендам штата Карнатака, эти морские лошади живет на дне Индийского океана. Они пасутся у побережья в определенные ночи года. Люди оставляют своих лошадей в тех местах, где это якобы происходит, и уходят до утра, надеясь, что Фараси Бахари спарится с их конями.

Никто не может приблизиться к ним, потому что они убегают, учуяв запах человека. Если домашние лошади успешно спариваются с Фараси Барахи, они производят на свет зеленых лошадей, которые очень быстро скачут и отличаются колоссальной выносливостью из-за отсутствия легких.

Фараси Барахи изображают как лошадиное существо с чешуей, плавниками и длинным хвостом, которое живет в океане и может как плавать, так и ходить по суше. Говорят, что это верный и дружелюбный спутник рыбаков и моряков, который приносит им удачи и даже может прокатить их на своей спине и общаться с ними.

Но давайте вернемся непосредственно к единорогам.

Это существо часто описывается как могущественное и божественное животное, обладающее магическими способностями.
Это существо часто описывается как могущественное и божественное животное, обладающее магическими способностями.

Единорог в Ведах и Упанишадах: ранние следы

Самые ранние следы единорога в индийской мифологии можно найти в Ведах - древних индуистских писаниях, датируемых около 1500 годом до н. э. Здесь упоминается мифическое существо под названием «Экашринга», что, собственно говоря, и переводится как «однорогий».

Это существо часто описывается как могущественное и божественное животное, обладающее магическими способностями. Считается, что оно связано с богом Индрой, царем всех богов. Хотя Веды явно не описывают Экашрингу как конеподобное существо, термин «Экашринга» навел некоторых ученых на предположение о его связи с мифом о единороге.

Единорог в Махабхарате и Рамаяне

Единорог также появляется в Махабхарате, одном из двух главных санскритских эпосов Древней Индии. Здесь единорог упоминается как редкое и сильное животное, при этом обладающее особой мудростью и знанием. Рамаяна же представляет единорога как существо, имеющее большую скорость и ловкость. И его использует в качестве ездового животного некоторые небесные обитатели.

Кстати, интересно что в Махабхарате (Шанти Парва) есть место, когда Кришна говорит:

«Приняв в древние времена форму Варахи (вепря или носорога?) с одним бивнем (Эка-Шринга или Единорога), о усиливающий радость других, я поднял затопленную Землю со дна океана. По этой причине меня называют именем Экашринга ».

То есть мы видим, что Кришна называет себя Экашринга. Но при этом традиционно считается, что аватар Вараха был вепрем. Это интересно.

Вараха обычно изображается как вепрь с двумя клыками. хотя в Махабхарате Кришна называет Вараху Экашринга (единорог).
Вараха обычно изображается как вепрь с двумя клыками. хотя в Махабхарате Кришна называет Вараху Экашринга (единорог).

Единорог в Пуранах: Экашринга

В пуранах, которые вообще довольно подробно описывают различные аспекты мифологии и истории, также есть более подробный отчет о единороге, которого тоже называют Экашринга. В этих текстах Экашринга описывается как белое, похожее на лошадь существо с одним спиральным рогом. Это мифическое существо считается символом чистоты, силы и мощи.

Считается, что рог этого животного обладает магическими свойствами, способными отгонять злых духов, очищать воду и даже лечить болезни. Рог Экашринга часто изображается излучающим свет, что означает его связь с божественным и его способность освещать путь к духовному просветлению.

В различных историях этот рог также используется как оружие, инструмент для исцеления и символ божественной власти.

Считается, что рог этого животного обладает магическими свойствами, способными отгонять злых духов, очищать воду и даже лечить болезни.
Считается, что рог этого животного обладает магическими свойствами, способными отгонять злых духов, очищать воду и даже лечить болезни.

Что символизирует единорог в индуизме?

Нужно сказать, что экашринга имеет важное символическое значение в индийской мифологии. И если в более поздних текстах, его белая шерсть олицетворяет чистоту, невинность и духовное просветление, то как считают некторые исследователи в доведийские времена символ единорог был неотъемлемой частью мифологии единорога в цивилизации Инда и символизировал он прямо противоположные невинности качества - мужскую творящую силу. Единственный «рог» или «бивень» на санскрите — śrnga , а его производное śrngara — имеет одно из основных значений как фаллический символ и обозначает эротическую любовь и сексуальную страсть.

То есть в древности культ единорога подразумевал обеспечение дождя и плодородия, что было жизненно важным для сельского хозяйства и животноводства.

Но откуда в Индии взялся миф о единороге?

Индийский носорог сегодня обитает в южном Пакистане, Восточной Индии и Непале. Фото: Санджай, Wikimedia Commons
Индийский носорог сегодня обитает в южном Пакистане, Восточной Индии и Непале. Фото: Санджай, Wikimedia Commons

Существует несколько теорий о происхождении мифа о единороге в Индии. Согласно основной из них, ученые полагают, что единорог был вдохновлен реальными животными, такими индийский однорогий носорог.

Кстати, из пяти видов носорогов, встречающихся в мире, только яванский и индийский носороги имеют один рог, тогда как белый, черный и суматранский носороги имеют два рога.

Изображения единорога в Мохенджо-Даро, 743 г.н.э. - одна из хорошо сохранившихся печатей с изображением быка-единорога.
Изображения единорога в Мохенджо-Даро, 743 г.н.э. - одна из хорошо сохранившихся печатей с изображением быка-единорога.

Часть ученых, ссылаясь на изображения похожих на единорога животных на печатях, найденных на раскопках Хараппской цивилизации, определили этих животных как самца оленя или антилопы.

Но другая группа исследователей с этим не согласна. И вот тут начинается самое интересное, потому что эти ученые считают, что лесное животное с одним рогом действительно существовало в Древней Индии.

Как доказывают ученые существование единорога в Индии?

Понятно, что нигде в мире не было найдено археологических останков рога, который можно было бы связать с единорогом. И это главная причина, по которой археологи считают единорога мифическим существом. Однако, как отмечают приверженцы существования единорога в древней Индии, рог носорога также не был обнаружен, а эти животные вполне реальны.

Американский ученый индийского происхождения Гаутама Ваджрачарья (Университет Висконсин–Мэдисон) внимательно изучил художественные изображения быка-единорога на печатаях Хараппской цивилизации (фото сверху) и сравнил эти изображения с текстовыми описаниями животного называемого на санскрите ришья и его рога, найденными в эпосах и мифах. Также он провел анализ буддийской литература, где встречается термин Экашринга, а также проанализировал материалы, используемые для изготовления ведических ритуальных принадлежностей.

Он считает, что хотя изображения единорогов на древних печатях и имеют миниатюрные размеры, они изображают животных очень натуралистично. Поэтому обычно у ученых не возникает трудностей с определением различных видов животных. И характерные черты разных зверей, такие как короткие или длинные пушистые хвосты, раздвоенные копыта, подгрудок, изогнутые дугой или спиралевидные рога, поза стоя, манера поднимать голову и многие другие особенности, передаются на этих печатях настолько отчетливо, что можно сделать вывод о том, что изображенный единорог - это вовсе не олень, не бык и не буйвол.

Это первое косвенное доказательство существования в древности единорога, который позже вымер, но остался запечтален на печатях.

Второе доказательство связано с ведическими ритуальным предматами. Вот что пишет Ваджрачарья:

Самое раннее текстовое упоминание о ришье (псевдо-олене) содержится в “Ригведе” 8.4.10:

"О Индра, посети нас, подобно жаждущему ришье, который приходит испить воды из авапаны".

Здесь это существо описывается как лесное животное, которое время от времени подходит к ведическому поселению, чтобы напиться воды из авапаны - небольшого резервуара, предназначенного для поения скота.

Ришья - лесное животное ведийских времен?
Ришья - лесное животное ведийских времен?

Но ученый уверен, что ришья был именно однорогим животным, и доказывает это довольно неожиданною. Он пишет о материале, используемом для ведического ритуального инвентаря под названием паришасау.

Второе доказательство связано с ведическими ритуальным предметами. Вот что пишет Ваджрачарья: застежки (или шнура) на одном конце, чтобы служить для использования в качестве щипцов во время ритуалов в конце жертвоприношения. Например, с их помощью переворачивают горшок с маслом вверх дном, чтобы вылить оставшееся содержимое в ложку для подношений".

Далее ученый разбирает несколько ведических текстов и делает вывод, что эти щипцы делались вовсе не из дерева, а из рога животного. При этом он разбирает санскритские падежи и приходит к выводу, что это именно рог в единственном числе, а не рога.

Он приводит еще множество лингвистических доказательств также из буддизма:

"В палийской литературе говорится, что подобно тому, как язык змеи раздваивается, главной особенностью рога ришьи (в единственном числе) является его изогнутость"

И тому подобное. Таким образом, Ваджрачарья приходит к мнению, что ришья - это реальный вид животного, существовавшего в доведийский и ранний ведийский период, но потом исчезнувший.

Как вы считаете, достаточно ли таких доказательств ил все-таки Экашринга и ришья - это плод воображения древних людей, а может быть - просто носороги?

Читайте также:

Наш Телеграм-канал:

Индия Свами