Найти тему

Американские военные вертолеты и самолеты вертикальной посадки и взлета: McDonnell HJD/H Whirlaway—1946.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

XHJD/H-1 примечателен тем, что является первым в мире двухмоторным вертолетом, разработанным McDonnell Aircraft Corp. McDonnell, относительно новая компания (основана в 1939 году), рассматривала появление вертолетов в начале 1940-х годов как потенциальное средство получения новых военных контрактов на собственные разработки, и в 1942 году с этой целью приобрела компанию Platt-LePage Aircraft Co. с целью получения инженерного опыта при проектировании своего XR-1 /-1A. В начале 1944 года, когда McDonnell все еще разрабатывал собственный дизайн вертолета, Военно-морское бюро аэронавтики (BuAer) заключило контракт с компанией P-V Engineering (позже Piasecki) на разработку предложенной конструкции тандемного винта PV-3. В мае 1944 года, получив предложение от McDonnell по большому двухмоторному вертолету с поперечными сдвоенными несущими винтами, BuAer разрешил компании приступить к разработке предложенной ею модели 65 под военно-морским обозначением XHJD-1. Вскоре после того, как PV-3 совершил свой первый полет в марте 1945 года в качестве дублера конструкции Пясецкого, BuAer заключила контракт с McDonnell на постройку единственного прототипа XHJD-1 в качестве экспериментального стенда для более крупных вертолетов, предназначенных для выполнения противолодочных, транспортных или спасательных функций.

Несмотря на использование поперечной двухвинтовой компоновки, аналогичной компоновке XR-1 компании Platt-Lepage, XHJD-1 получил конструкции, похожие на крыло, которые размещали два двигателя R-985 в гондолах и выдвигались наружу для поддержки трехлопастных шарнирных несущих винтов. Крылья были спроектированы таким образом, чтобы обеспечивать 10% общей подъемной силы в горизонтальном полете и до 30% подъемной силы в случае авторотации с выключенным двигателем. Карданный вал, идущий от каждого двигателя, был соединен с общей коробкой передач в фюзеляже, которая могла приводить в движение оба несущих винта в случае отказа двигателя. Конструкция фюзеляжа и пилонов состояла в основном из сварного каркаса из стальных труб, обтянутого тканью, а кабина пилотов, расположенная бок о бок, была заключена в остекление из выдувного оргстекла. Шасси было обычным, с основными колесами с широкой колеей на стойках, установленных под пилонами с внутренней стороны каждой гондолы, и хвостовым колесом в кормовой части. Квадратный фюзеляж вмещал кабину вместимостью до восьми пассажиров и заканчивался неподвижным вертикальным стабилизатором, который обеспечивал курсовую устойчивость в прямом полете. XHJD-1 совершил свой первый полет с завода McDonnell в Сент-Луисе 27 апреля 1946 года. Проблемы с вибрацией и резонансом, возникшие во время первых испытаний, были в значительной степени устранены благодаря установке амортизирующих креплений несущего винта. По мере продолжения программы испытаний оригинальные несущие винты были заменены на несущие винты различного диаметра и был добавлен сбалансированный подвижный горизонтальный стабилизатор для улучшения контроля поступательного полета. Когда в 1947 году буквенный обозначение McDonnell изменилось на H, XHJD-1 стал XHJH-1. В 1949 году прототип был оснащен спасательным подъемником и оценен пилотами ВВС США из Совета арктических спасательных вертолетов. Хотя производство так и не было начато, XHJH-1 налетал более 250 часов, пока в июне 1951 года его не списали. В конечном итоге он был подарен Национальному музею авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия.

Продолжение следует….

Поддержите канал-поставьте лайк.