Глава Минпромторга РФ Антон Алиханов заявил в интервью телеканалу «Россия-24» 18 сентября о том, что работа по самолету «Байкал», связанная с импортозамещением двигателя, охватывает этапы разработки конструкторской и технологической документации, изготовления опытного образца и тестирования.
Исходно предполагалось, что на самолете «Байкал» будет установлен импортный турбовинтовой двигатель General Electric H80-200. С этим двигателем 30 января 2022 года самолет успешно совершил свой первый полет, а затем прошел комплекс заводских испытаний.
Важное решение было принято в ходе опытно-конструкторских работ – перейти на использование отечественного двигателя ВК-800. Сертификация двигателя и винта у нашего подрядчика должна завершиться в ближайшем году, а сертификация всего самолета – до 2026 года. Первая партия из пяти самолетов должна поступить уже в следующем году. Министр выразил надежду на успешную завершение процесса.
В августе 2022 года Юрий Трутнев, официальный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе, заявил о стремлении завершить сертификацию самолета до конца 2023 года, но было принято решение проводить сертификационные испытания с двигателем ВК-800СМ. Он также неоднократно высказывал критику по поводу сроков разработки самолета, упоминая пример с легендарным Ан-2.
В сентябре 2019 года ЦИАМ утвердил предварительный проект использования двигателя ВК-800СМ на самолете ЛМС-901 «Байкал», предпочтительнее рассматривая варианты двигателя как для двухдвигательного, так и для одиночного использования.
Параллельно с этим, техническая документация двигателя ВК-800СМ для интеграции на самолет «Байкал» была передана на УЗГА в тот же месяц. Отмечаемое заявление от Антона Алиханова о начале ОКР по самолету подчеркивает, что замена двигателя оказалась более сложным процессом, чем предполагалось ранее, и требует значительного времени на тщательную модификацию конструкции судна.
Глава Минпромторга, Антон Алиханов, заявил об необходимости расширения производственных мощностей на Уральском заводе гражданской авиации для удовлетворения возрастающего спроса на самолёт ЛМС-901 «Байкал».
Он подчеркнул, что совместно с УЗГА и Объединённой авиастроительной корпорацией работает над несколькими вариантами увеличения производства и убежден в поддержке со стороны правительства, включая первого вице-премьера РФ Дениса Валентиновича Мантурова. Планируется наращивание производственных мощностей к 2026 году для успешного выпуска самолёта на новых площадках.
В декабре 2023 года в Комсомольске-на-Амуре началось строительство нового авиазавода, который займется серийным производством самолета ЛМС-901 "Байкал". Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев заявил о планах по возведению цехов к концу 2024 года, после чего в 2025 году планируется начать процесс сборки.
Агрегаты и комплектующие для ЛМС-901 будут изготавливаться на Уральском заводе гражданской авиации, а вся непосредственная сборка самолета будет осуществляться в Комсомольске-на-Амуре. Таким образом, вопрос с строительством самолета "Байкал", который длительное время откладывался, наконец-то будет решен по инициативе президента России Владимира Путина на совещании по инфраструктурному развитию Дальнего Востока.
В 2025 году планируется производство первых пяти самолетов УЗГА в рамках комплексной программы развития авиационной отрасли. Ежегодно с 2026 по 2029 год предполагается изготовлять по 25 самолетов, а с 2030 года ожидается выпуск 34 летательных аппаратов ежегодно. В период с 2024 по 2030 год запланирована постройка 139 "Байкалов".
Кроме того, двигатели ВК-800СМ будут использоваться для "Освеев" и УТС Як-152. План предприятия заключается в производстве 448 таких двигателей к концу десятилетия: в 2026 году – 25 единиц, в 2027 году – 65, с 2028 по 2029 годы – по 117 двигателей ежегодно, а с 2030 года намечается выпуск 124 двигателей ВК-800СМ ежегодно.