Еще Конфуций говорил, что миром правит взаимность. Он считал ее основополагающим принципом бытия и вывел из нее свою этику. Суть в том, что как аукнется, так и откликнется, всегда есть ответ, и не делай другим того, чего не желаешь себе. Соответственно, делай им то, что хотел бы получить взамен. Эта философия имеет глубокие корни и постоянно подтверждается на практике. Другое дело, что отклик на наше аукание может поступить не сразу, и нам кажется, что его нет, ведь мы нетерпеливы и хотим всего сразу и сейчас.
Так вот, о любви. В сфере человеческих отношений закон взаимности работает вовсю и весьма наглядно. Если вы с добром — и к вам с улыбкой. Если вы с агрессией — удивляться, что дадут по лбу, не приходится. Взаимность рулит.
Но вот в такой тонкой сфере отношений, как любовь, нередкостью является невзаимность. Почему так происходит? Всей душой и телом тянешься к человеку, а он равнодушен и более того — ты в дверь, а он в окно. Обидно. Тем не менее, на любовных страданиях выросла фактически вся лирическая поэзия, так что есть несомненная польза и от несчастной любви. 😏 Утешает еще то, что безответная любовь все-таки редко бывает долгоиграющей, и человек, пострадав, вскоре утешается и даже находит новую, на сей раз взаимную, любовь.
То есть, страдальцам от безответной любви можно сказать в утешение, что их переживания вскоре пройдут, и все будет хорошо. Звучит дико банально, но это истина, проверенная веками. Как было написано на кольце Соломона: "И это пройдет".
Любовные отношения имеют два уровня: первый это влюбленность, второй — собственно, сама любовь. В первом случае в человеке кипит и взрывается вся его натура, требуя немедленно удовлетворить главное желание — быть максимально близко к предмету влюбленности, обладать им, наслаждаться им, радовать его и тем радоваться самому. Короче, влюбленность густо замешана на эгоизме. Человек хочет быть счастливым и видит свое счастье исключительно в предмете своей влюбленности. Ради этого он готов на все, включая самые дикие поступки, и терзается ревностью, ибо эгоизм и чувство собственника неразделимы.
Вот тут и возникает так называемая несчастная любовь, когда предмет влюбленности не хочет быть этим предметом, сопротивляется своему превращению в идола, а хочет оставаться свободной личностью. Имеет полное право! Но влюбленному, находящемуся в плену бушующего эгоизма, этого не понять.
А вот когда чувство глубокое — не влюбленность, а именно любовь, то тут нет места эгоизму. Любовь предполагает, что другой человек воспринимается как большая ценность, чем ты сам. К его желаниям и стремлениям относишься с уважением. Истинно любя, человек жертвует собственным эгоизмом, поэтому не требует взаимности. То есть, любовь несчастной не бывает по определению, в отличие от влюбленности. Но так любить, преодолев свой эгоизм и чувство собственника, не всякому дано. Именно о таком чувстве писал русский философ Владимир Соловьев в своей знаменитой книге "Смысл любви".